Возможности светового стола в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

Богучарская Елена Вячеславовна

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она находит все большее применение в работе психологов и педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_svetovoy_stol_2.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности светового стола в работе с детьми дошкольного

и младшего школьного возраста.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому она находит все большее применение в работе психологов и педагогов. Песок – это замечательный сенсорный материал,  непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования и др. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Работа на световых столах усиливает терапевтический эффект благодаря игре света, теней, оригинальности и необычности ощущений и процесса. 

Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок руками или дощечкой, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. Ровный песок привлекает детей сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.

Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.  А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. 

Этот процесс прост и приятен,  не требует никаких специальных умений и навыков. Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А, работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира. Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). Способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию,  если рисовать двумя руками симметрично.

Для занятий с детьми необходимо организовать определенную обстановку:  приобрести или изготовить своими руками световой стол или планшет, лучше с цветной подсветкой; а также  разнообразные  инструменты  (скалки, сита, воронки, песочный карандаш, совочки  и др.),   игровые принадлежности (мелкие игрушки, природный материал, рельефные мячики, волчки и др.).

Рекомендации по организации занятий.

  1. Обговорить правила работы с песком.
  2. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы в движениях.
  3. К столу должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
  4. Материалы, которые в данный момент не используются, лучше убирать в специальный ящик.
  5. Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
  6. С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования песком.
  7. Нельзя использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло.
  8. Песок время от времени необходимо очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через мелкое сито.
  9. Перед началом занятий с песком необходимо мыть руки.
  10. Периодически необходимо пополнять песок.

Важно начинать занятия с подготовительных упражнений.

  1. Разравнивать песок пальцами и ладонями.
  2. Пропускать песок между пальцами или через кулачок.
  3. Скользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.
  4. Выполнять те же движения, поставив ладони на ребро.
  5. Оставлять отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук.
  6. Пройтись по поверхности песка поочередно всеми пальцами.
  7. Поиграть пальцами на поверхности песка, как на пианино.
  8. Просеивать песок через различные сита, крупные и мелкие. Сита можно  сделать своими руками из картона, например, проколов в нем отверстия, которые  лучше располагать не хаотично, а в определенном порядке: в виде круга, звезды, спирали либо комбинации из различных фигур.

Любого ребенка  (впрочем, как и взрослых, наблюдающих за ним) очень впечатляет, когда выясняется, что предмет, который он держит в руке, может оставлять за собой следы, если провести им по какой-либо поверхности. При помощи специальных валиков можно создавать фигурные поля или разнообразные фоны. Сначала необходимо тщательно разровнять песок, а потом прокатить такой валик по песку. На поверхности отпечатаются интересные следы. Так же интересные следы оставляют колеса машин, волчки, шишки, расчески и многое другое.

Детям очень нравится рисование с помощью песочного карандаша. Это трубочка с отверстием на конце, которая заполняется мелким песком (можно использовать кондитерский шприц с разнообразными насадками). Упражнения, выполняемые с помощью такого карандаша,  способствуют развитию координации  «глаз-рука» и концентрации внимания. Ребенок держит карандаш над столом и рисует им. Чем выше карандаш, тем более размытыми получаются изображения. Чем ниже опускается карандаш, чем четче будут линии. С помощью карандаша можно нарисовать необычные картинки. Чтобы отключить карандаш, нужно прервать струйку песка, закрыв отверстие другой рукой.

Дети с большим удовольствием занимаются свободным рисованием, но им так же интересно рисовать и конкретные, заданные взрослыми фигуры. Рисование даже простых фигур следует поощрять, к тому же оно требует и некоторой практики. Несложные задания следует формулировать как можно проще. Например, разделите поверхность на две половины. У ребенка есть выбор: разделить по вертикали, горизонтали или диагонали. Вертикальную линию можно провести сверху вниз или снизу вверх. Превратить в волнистую или зигзагообразную. Рисовать линии группами, чередуя по размеру или постепенно увеличивая и уменьшая. Рисовать коврики, а также  снежинки, углы, овалы, полуовалы, восьмерки, крестики, спирали, лабиринты.

Для согласованной работы обоих полушарий мозга очень полезно работать двумя руками одновременно (рисовать, чертить, срисовывать, дорисовывать и др.)

Для развития чувства симметрии необходимо разделить поверхность песка на две части. На одной половине педагог рисует фигуру (поначалу простую) и просит ребенка на другой половине нарисовать зеркальное отображение этой фигуры. Такое упражнение прекрасно развивает в воображении детей чувство равновесия: слева-справа, вверху-внизу, внутри-снаружи. Детям проще и естественнее сначала уловить симметрию относительно вертикали. У ребенка симметрия «право-лево» в большей степени ассоциируется с удержанием тела в равновесии, когда он стоит. И только позже дети могут выполнять упражнения, в которых нужно отобразить фигуры относительно горизонтали, тоесть перевернуть вверх или вниз. Чтобы помочь детям обнаружить свои ошибки, можно установить зеркало. В нем отражается исходная фигура, и с ней можно сравнить нарисованную.

Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие. В качестве сенсорного стимулятора можно использовать нагретый или охлажденный песок. Беспокойные дети, замкнутые и стеснительные, положительно реагируют на теплый песок. Они становятся более расслабленными, раскованными и естественными. А гиперактивным, инициативным и раздражительным, как правило, нужен прохладный песок. Он помогает детям сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их. Играя в холодном или теплом песке, дети ощущают изменения температуры руками. При этом происходит стимуляция осязания.

Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка руками пробуждает гораздо более сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение. Разнообразные детские впечатления находят свое материальное выражение на доступном для них языке во время игр с песком. По своему желанию дети могут воплотить в играх истории из книг или из жизни, сочинить сказку. Они способны воспроизвести целые представления, подходя к этому творчески и с воображением.

Ещё одно интересное и полезное задание – создание мандалы. Мандала должна целиком заполнить песочное поле. Обычный круг с центральной точкой может быть мандалой. В качестве центральной точки можно взять, напрмер, гладкую круглую гальку, оригинальный камешек, раковину улитки, ракушку или что-то еще. Рисовать мандалу можно с помощью трафаретов, песочным карандашом или просто пальцем. В круг можно вписать квадрат, треугольник, звезду, снежинку. Наложить фигуры одну на другую. А в местах пересечений разместить бусинки, камушки или что-либо еще.

В работе с детьми можно использовать следующие упражнения:

Упражнение «Фотограф».

Дети делятся на пары. Предлагается внимательно посмотреть друг на друга, запомнить прическу, внешний вид и нарисовать портрет друга.

 Упражнение «Что изменилось?»

Ребенку необходимо запомнить простой рисунок (нарисовать самому или вместе со взрослым). Ребенок отворачивается, а взрослый что-то в рисунке меняет. Необходимо догадаться что изменилось.

Упражнение «Догадайся».

Взрослый рисует на спине или на ладошке ребенка фигуру, а ребенок изображает ее на песке.

Упражнение «Нарисуй точно так же».

Взрослый рисует простую картинку. Ребенку необходимо нарисовать точно так же.

Упражнение  «Вот какой я, посмотри».

Дети рисуют на световом столе голову человека. Затем дорисовывают изображая различные эмоциональные состояния (радость, удивление, испуг, злость). Затем отвечают на вопросы.

Кто это?

Какое у него настроение?

Что случилось?

Что ты ему посоветуешь?

Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается изобразить свое настроение с помощью рисунка или с использованием дополнительных средств (камней, шишек, семян и др.)

Песочное рисование очень эффективный и перспективный метод в работе с детьми. Его полезно применять с детьми, имеющими трудности в развитии коммуникативных навыков; для коррекции и профилактики тревожности, замкнутости, низкой самооценки, агрессивности, гиперактивности, а также  для развития произвольности, внимания, мелкой моторики, тактильного восприятия и  творческих способностей.

Практика показывает, что в результате систематической работы у детей  гармонизируется эмоциональное состояние, повышается стрессоустойчивость,  обогащается жизненный опыт,  расширяются возможности в выборе приёмов саморегуляции. Кроме этого, занятия с песком способствуют повышению мотивации детей к разным видам деятельности, превращая коррекционный процесс в увлекательное действо, интересное как детям, так и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед...

«Физминутки - чистоговорки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».

На очередном этапе работы со звуками (автоматизация в слогах, словах, фразах) ребенку лучше дать задание не монотонно проговаривать слоги и слова за взрослым (быстро наступает утом...

Использование полуглобального метода обучения чтению в системе логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста..

Принимая во внимание типологические свойства русского языка, выбор слога в качестве минимальной единицы чтения оказывается вполне обоснованным. Этот выбор обусловлен тем, что слог является минимальной...

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ АВТОРЫ :А.А.Осипова, Л.И.Малашинская

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-­РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯПрограмма состоит из серии специально организованных кор­рекционно-развивающ...

Презентация " Знаток II поколения: в практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Знакомство педагогов с функционалом современного интерактивного средства образовательного пространства детского сада – говорящая ручка ЗНАТОК - II поколения ...