МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "Я хочу читать"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Тузовская Ольга Владимировна

Программа «Я хочу читать» направлена на организацию занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения осмысленного и осознанного чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya-programma-ya-hochu-chitat.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 комбинированного вида

принята                                                                              Утверждена

педагогическим советом МБДОУ                                   приказ № ___ от _________ 20___ г.

протокол №____ от ________20__г.                                ____________ Т.Л. Малышева

  Дополнительная общеразвивающая программа

дошкольного образования

«Я хочу читать»

для детей дошкольного возраста

(5 – 6 лет)

                                               Срок реализации программы:

                                              сентябрь- май.

Составитель: учитель - логопед                  

Тузовская О.В.

Киселевский городской округ, 2022

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Целевой раздел программы

1.1Пояснительная записка

3

3

РАЗДЕЛ 2.Содержательный раздел

2.1.Этапы обучения программы «Я хочу читать»

9

9

2.2.Учебно-тематический план

10

2.3.Учебный план

16

2.4.Календарно-тематическое планирование

РАЗДЕЛ 3. Организационный раздел

16

28

3.1.Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

28

3.2.Организация образовательного процесса

29

3.3. Материально-техническое обеспечение

32

4. Список литературы

34

5. Приложение

36

            РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Программа «Я хочу читать» направлена на организацию занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения осмысленного и осознанного чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений.

В свете реализации ФГОС перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к систематическому школьному образованию.  

В настоящее время внимание ученых и педагогов – практиков, сосредоточено на том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у детей качеств, указывающих на школьную зрелость. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.

Как указывает Л.С. Выготский, чтение и письмо обеспечивают ребенку возможность «подняться на высшую ступень в развитии речи и других высших психических функций». Поэтому подготовка детей к овладению чтением в дошкольном возрасте приобретает первостепенное значение. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей.

С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия, также затрудняет формирование навыков чтения и письма.

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития ребенка. Дошкольник, который начал читать в старшем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

- читая, ребёнок развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, это поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Психологи считают, что в 5 - 6 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В семилетнем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его экспериментаторский интерес пропадает. Интеллектуальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.         

Таким образом, тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: успешность освоения программы начальной школы, зависит от подготовки, интеллектуального развития дошкольника, умеющего читать.

Новизна программы состоит в том, что предлагаемый материал можно использовать творчески, адаптируя к условиям работы. Он разделён на этапы обучения, раскрывающие сущность подхода.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Каждое занятие – это калейдоскоп игр, включающий все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Такое построение занятия позволяет подстроиться под внимание и образную память дошкольников, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой частью занятия.

Вместе с тем в нее включены более сложные задачи. Это ознакомление детей с моделированием, со знаковой системой языка, формирование первоначальных навыков чтения, включение в каждое занятие заданий по развитию моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Использование эффективных форм работы: деятельностного подхода, поисковых вопросов и проблемно - обучающих ситуаций помогут сформировать у детей надёжную базу для овладения школьными знаниями.  

Отличительной особенностью программы является:

1.Комплексное взаимодействие трёх этапов обучения, в каждом из которых присутствует игровой сюжет.

2.Сочетание традиционных методик обучения чтению с оригинальными находками.

При составлении программы учитывалась последовательность появления звуков при освоении ребенком родного языка.

3.Построение с учётом плавного нарастания сложности (количество букв в словах, их слоговой состав, особенностях произношения, количества слов в предложениях и пр.)

4.Включение в первый этап только те слова, написание которых полностью совпадает с их произношением.

5.Более позднее знакомство с буквами, передающие звуки сложной артикуляции.

6. Овладение необходимыми знаниями в игровой форме. Включение разных видов игр: дидактических, игр-соревнований, ситуативных, подвижных.

7.Использование нетрадиционных приемов работы - опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации). Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.

8.Рассчитан на работу с детьми из массовых и логопедических групп детских садов.

Цели и задачи

Цель программы: развитие интереса и способностей к чтению в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на основе игровых методик. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

• Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.

• Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.

• Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

• Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

Принципы, подходы и технологии реализации программы.

За основу формирования Программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения.

«От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин).

Программа построена на следующих принципах:

• Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.

• Доступность – деятельность осуществляется с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).

• Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

• Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное   речевое развитие детей.

Основные применяемые технологии:

• Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина -  В.В.Давыдова

• Здоровье сберегающие технологии

• Компьютерные (новые информационные) технологии

• Личностно-ориентированное обучение

Условия необходимые для реализации программы

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

• Личностное общение педагога с ребенком.

• Наличие специально оборудованного помещения.

• Широкое использование технических средств обучения (компьютер, видео, аудио техника).

• Атрибуты, наглядные пособия.  

• Расписание занятий, методический материал, календарный  план, результативность   каждого   занимающегося   по   итогам  года.

• Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей, индивидуальные зеркала по количеству детей, магнитно - маркерная доска, демонстрационная и индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки.

          Настоящая программа предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет в детском саду.

Работа с программой рассчитана на 9 месяцев обучения с сентября по май месяц,

3 занятия в неделю по 30 минут, общей численностью - 108 «академических» часов. Основная форма занятий - групповая.

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

12

108

10-12

Планируемые результаты освоения Программы

Результатом успешной работы по данной программе можно считать следующее:

• ребенок знает и называет буквы русского алфавита;

• различает понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой;

• научится определять наличие и место заданного звука в слове;

• определяет место звука в слове: в начале, середине, в конце;

• научится анализировать звуковой состав слова, пользуясь графическим обозначением звуков;

• научится делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную.

 Научится:

плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения;

•   односложные слова со стечением согласных;

• простое двусоставное предложение без предлога;

• простое предложение с предлогом;

• отвечать на вопросы, понимать прочитанное;

• понимать и выполнять учебную задачу.

• воспитает волевые и этические качества, такие, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

Способы проверки результатов освоения программы:

Основной формой проверки результативности освоения содержания программы являются контрольные занятия (диагностика), которые проводятся 3 раза в год и подразумевают оценку качества выполнение всех упражнений, обозначенных в программе и демонстрацию результатов работы для родителей в форме итогового занятия.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:

• (тесты «Звуковой анализ слов», «Усвоение способа чтения»),

• Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин),

• Тест “Цветопись” (Лутошкин) – для выявления эмоционального состояния детей.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Этапы обучения программы «Я хочу читать»

Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, так как навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности.

Для того, чтобы научиться читать, ребенку необходимо пройти три этапа:

1 этап - Знакомство со звуками и буквами. Слияние звуков в слоги разной степени трудности;

2 этап – Составление слов из слогов с пониманием смысла прочитанного.

3 этап - Чтение и восприятие прочитанных слов как части какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста из 2-3 предложений.

Содержание программы «Я хочу читать» также позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется ассоциациями, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

2.2. Учебно-тематический план образовательной

программы «Я хочу читать»

№п/п

Наименование этапов

Количество часов

1.

Знакомство со звуками и буквами.

Слияние звуков в слоги разной степени трудности

27

2.

Составление слов из слогов с пониманием смысла прочитанного

54

3.

Чтение и восприятие прочитанных слов как части какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста из 2-3 предложений

27

Всего

108

Первый этап обучения. Знакомство со звуками и буквами. Слияние звуков в слоги разной степени трудности.

Цель работы педагога на данном этапе:

• развивать фонематический слух;

• подготовить детей к анализу и синтезу слов;

• научить их слитному чтению простейших прямых слогов (типа «согласный-гласный»)

• научить слитному чтению слогов разной степени трудности;

Образовательные задачи педагога в первом периоде обучения сводятся к следующему:

• научить детей выделять начальный гласный из состава слова;

• сформировать навыки анализа ряда, состоящего из двух-трех гласных;

• сформировать навыки анализа и синтеза обратного слога типа «гласный- согласный» (ГС);

• упражнять в выделении первого и последнего согласного из состава слова;

• научить различать гласные и согласные звуки;

• научить подбирать слова с заданным гласным или согласным;

• научить различать твёрдые и мягкие, познакомить со звонкими и глухими согласными звуками;

• упражнять в выделении гласного, стоящего после согласного звука;

• сформировать навыки анализа и синтеза прямых слогов типа СГ;

• учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

На занятиях первого этапа дети учатся понимать и правильно использовать термины «звук», «слово», «слог», «гласный/согласный звук», «твёрдый/мягкий звук», «звонкий/глухой звук», знакомятся с буквами У, А, И, П, Т, О, Н, К, М.

К концу первого периода обучения дети овладевают навыками анализа, синтеза и чтения прямых и обратных слогов (СГ, ГС) и оказываются подготовленными к чтению слов типа СГСГ (мама, папа) и СГС (тут, пот, так, кот и другие).

На этом этапе необходимо добиваться чтения нараспев, с протягиванием гласных звуков (МААА - ЛИИИ - НАААА). Так ребёнку гораздо легче объединять в слово составляющие его части.

Очень эффективными и полезными являются задания, в процессе выполнения которых ребенок воссоздает целостный образ буквы с опорой на одну или несколько её частей. Например, ребёнок должен внимательно рассмотреть рисунок и догадаться, какие буквы лежат на столе, т.е. из частей создать целое.

Используемые приемы закрепления образа буквы:

• «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

• выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

• выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

• построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

• игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

• педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

Все перечисленные задания не только помогают лучше запомнить буквы, но и развивают пространственное восприятие, готовят руку к письму, тренируют внимание. В заданиях, где нужно «починить» буквы, которые «погрыз» жук-буквоед, нужно обязательно попросить ребёнка называть, где он будет рисовать недостающие элементы: справа, слева, вверху и т. д.

Для того, чтобы запомнить букву, детям нужно как можно больше действовать с ней, а не просто видеть изображение. Поэтому в практических заданиях предлагаются много заданий, направленных на закрепление образа буквы: букву нужно раскрашивать, заштриховывать, дописывать элементы (помоги починить буквы, которые съел «жук-буквоед»), выбирать букву среди других, соединять одинаковые буквы, писать и т. д.

Очень полезной для лучшего запоминания букв является игра «Мешочек». Ребенок на ощупь, ориентируясь только на тактильные ощущения и свои представления о графическом образе букв, определяет те из них, которые вы положили в мешочек.

Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением.

Чтобы сделать процесс слияния слогов доступным, понятным и наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки).

Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв.

Подобный способ обучения избавляет ребёнка от так называемых «мук слияния». Можно с большой долей убеждённости говорить о том, что этот приём является наиболее простым и эффективным. Как только ребенок усвоит первые буквы (например, У, А, П, К,), взрослый предлагает ему упражнение «Катаемся с горки».

Педагог, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки» — быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву. Дети копируют все действия педагога (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе). Несколько раз ребенок «катается на горке» вместе с педагогом, потом — без него.

Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности — чтение слоговых таблиц. Этот вид работы избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.

Известно, что чем большую нагрузку испытывают при чтении органы речи, тем больше получаемый эффект. Кроме того, отрабатывая чтение слоговых цепочек разной структуры, мы готовим детей к прочтению слов разной степени трудности.

При знакомстве с очередной таблицей первым ее читает педагог. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам). Дети могут читать слоги в таблицах шепотом или громко. Возвращаться к прочтению таблиц можно неоднократно.

На этом этапе очень эффективными будут упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок.

Большую помощь ребенку в отработке навыка прочтения слогов окажут дидактические игры, в которых ребенку предлагается подобрать соответствующую картинку к тому или иному слогу.

Итак, на первом этапе путем специальных упражнений мы поднимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.

Второй этап обучения. Составление слов из слогов с пониманием смысла прочитанного.

На занятиях второго этапа педагог старается достигнуть следующих целей:

• развить у детей сложные формы звукобуквенного анализа и синтеза;

• сформировать навыки слогового анализа и синтеза;

• учить чтению слов с пониманием смысла прочитанного.

Во втором периоде обучения дети учатся:

• определять последовательность и количество звуков в слове;

• устанавливать место звука в слове;

• различать звонкие и глухие согласные звуки;

• делить слова на слоги (педагог объясняет, что в каждом слоге обязательно есть один гласный звук).

Также дети овладевают полным звуко-слоговым анализом слов типа СГС, СГСГ, СГСГС, и учатся составлять их схемы; знакомятся с понятиями «ударение», «ударный слог», буквами З, Б, В, Д, Г, Ф, Х, ы, С Ш, Ж, Э.

К концу второго этапа обучения дети овладевают четким слоговым чтением, умением выкладывать слова из букв разрезной азбуки и определять их звуко-слоговой состав.

Это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи.

При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?).

В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений педагогу удается достичь его главной цели (научить ребенка быстро узнавать слоги «в лицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у него больших затруднений. Таким образом, читая слово, одновременно ребенок будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения.

В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.

При этом важно соблюдать такие рекомендации:

• Слова следует читать несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т.д.

• После чтения необходимо выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны и что общего в написании слов каждого столбика.

• Педагог называет слово (прилагательное), а ребенок из столбиков выбирает подходящее по смыслу к данному.

Например, педагог произносит слово «водоплавающая», а ребенок должен из первого столбика найти подходящее слово «утка».

Не менее эффективным на этом этапе является чтение подписей к предметным картинкам. Большим подспорьем в выполнении подобных упражнений могут стать дидактические игры.  В комплект игры должны входить красочные предметные рисунки и подписи к ним. Преимуществ у такого наглядного материала очень много. Во-первых, дети могут манипулировать им. Во-вторых, у педагога появляется большое поле для фантазии.  Но при этом следует всегда помнить о главной задаче: выполняя условия игры, ребенок должен прочитывать слова и соотносить их со знакомыми предметами.

Например, можно предложить детям 6 рисунков и 5 подписей к ним. Пусть они догадаются, к какой картинке нет подписи. Или, наоборот, 5 предметных картинок и 6 подписей. Как вариант, дайте задание детям разложить картинки и подписи к ним (4 – 6 предметов). Затем дети читают и запоминают их. Закрывают глаза. Педагог в это время производит замену 1 – 2 картинок, а подписи под ними оставляет. Дети должны определить, что изменилось.

Не менее эффективным является составление слов из букв и слогов. Это упражнение развивает у детей фонематическое восприятие, способность к анализу и синтезу, увеличивает объем кратковременной памяти, концентрацию внимания.

Общий смысл упражнения заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов, фигур. Ребенок сам будет контролировать, успешным или неуспешным был этот поиск, т.к. при правильном решении задачи он сможет составить слово (из букв или слогов).

Очень нравится детям упражнение «Слово закружилось». В процессе его выполнения нужно прочитать слово, не зная, какая буква в этом слове первая, а какая – последняя. Дети должны понять, что читать надо без ошибок и, по возможности, быстро, не останавливаясь. Только тогда «всплывет» и само слово.

Достаточно эффективными являются упражнения по решению буквенных примеров и узнаванию слов в слоговой цепочке. Упражнение выполняется следующим образом: сначала педагог читает всю цепочку слов от начала до конца на одном дыхании. Затем ребенок пытается это повторить. Не надо требовать от ребенка полного прочтения цепочки. Главное - чтобы он к этому стремился.

Следующим этапом является нахождение (выделение) слов из цепочки и запись их печатными буквами в тетрадь. Не обязательно выделять слова по порядку. Главное, чтобы ребенок увидел все слова в цепочке.

Очень эффективным способом формирования письменной речи у ребенка является составление слов из букв. Начинать нужно с очень простых слов, постепенно усложнять задание. Лучше, если ребенок будет составлять слова с опорой на зрительную память. Сначала он несколько раз прочитывает слово, затем, закрыв глаза, проговаривает его, а уже после такой предварительной подготовки составляет из букв.

В процессе выполнения перечисленных видов упражнений параллельно с формированием навыка чтения у детей будет развиваться наблюдательность, слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, воображение.

Третий этап обучения. Чтение и восприятие прочитанных слов как части какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста из 2-3 предложений.

На этом этапе необходимо добиваться понимания каждого прочитанного предложения и текста в целом. Для этого после чтения до точки попросите ребёнка произнести фразу целиком. После чтения каждого рассказа или стихотворения, попросите малыша пересказать его своими словами. Только так чтение станет сознательным и принесёт наибольшую пользу.

Основные цели педагога на этом этапе обучения:

• формирование навыков слитного осознанного чтения,

• научить определять количество слов,

• последовательность и место слов в предложении;

На занятиях третьего этапа обучения детям предлагаются более разнообразные и интересные упражнения на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов, а также дети учатся составлять предложения с предлогами и без предлогов, распространять предложения. На третьем этапе обучения осуществляется переход от чтения отдельных слов к чтению предложений и текстов.

Дети знакомятся с буквами Й Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, ь, ъ.

Для облегчения чтения предложений можно вместо некоторых слов использовать картинки. Тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, понять предложение станет проще.

Первые предложения не содержат многосложных или незнакомых слов ребенку. Для тренировки осмысленного чтения предложения полезно работать с разрезными предложениями и сюжетными картинками.

В результате обучения дети овладевают осознанным чтением, учатся понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать тексты, писать отдельные слова различного звуко-слогового состава и предложения.

Эффективность овладения навыком чтения (а в дальнейшем – и грамотного письма) зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании.

2.3.Учебный план

Возраст

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

5-6 лет

2

50 минут

8

3 часа

20 минут

64

26 часов 80 минут

30 минут

3

2.4. Календарно-тематическое планирование

Неделя

Вид занятия

Тема занятия

Задачи

Сентябрь 1-3 недели

Заполнение документов(речевых карт и другие)

Диагностика (индивидуальные занятия)

Исследовать уровни развития детей для построения индивидуального маршрута коррекционно-развивающей работы

4 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буква А. Гласный звук.

Гигиенические правила письма. Конструирование и печатание буквы А.

Слоговой анализ слов.

Нахождение звука в слове.

Совершенствовать умение различать гласные звуки на слух.

Артикуляция звука «А». Формирование умения узнавать звук а, ударный начальный звук а. Буква А.

Уметь печатать и узнавать в словах буквы Аа.

Уметь выделять звук а.

5 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буква У.

Закрепление знаний о гласных звуках. Печатание букв.

Распознавание ударного звука у. Чтение слов из букв А,У.

Ознакомление с артикуляцией «У». Формировать умение узнавать звук у в ряду гласных звуков, ударный начальный звук у в словах. Буква У.

Конструирование и печатание буквы У. Формировать умение узнавать букву У  в словах.

Выполнение задания по распознаванию звука У в словах.

Составление и чтение слияний АУ,УА.

Октябрь 1 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буква О

Печатание букв О, слогов из строчных букв а,у,о.

Слоговой анализ слов. Подбор слов на заданные звуки.

Ознакомление с артикуляцией звука О. Определение звука среди других звуков на слух. Буквы Оо.

Конструирование и печатание буквы О. Составление и чтение слияний слогов АО, ОА,УО, ОУ.

Формирование навыков слогового анализа слов.

2 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Буква И.

Печатание Букв Ии.

Определение места звука И в словах.

Ознакомление с артикуляцией звука И. Формировать умение узнавать звук среди других гласных звуков, ударный начальный звук в начале слова. Буква И.

Конструирование и печатание букв Ии. Формировать умение узнавать букву среди других. Чтение слияний ИА, АИ, ИУ,УИ,ИО,ОИ.

Деление слов на слоги. Называние слов на заданную букву.

3 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и Буква Т. Согласный звук.

Печатание букв Тт.

Слова, начинающиеся на букву Т и оканчивающиеся на букву Т. Знакомство с правилом «Имена людей, клички животных пишутся с большой буквы»

Ознакомление с артикуляцией звука Т. Формирование навыка выделения конечного и начального звука Т из слов. Формирование умения делить двусложные слова на слоги. (тата,тото).

Конструирование и печатание букв Тт. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Т. Узнавание букв Тт среди других.

Выполнение заданий на определение места звука в слове. Применение правила написания имен людей и кличек животных.

4 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Буква П. Согласный звук по твердости –мягкости,звонкости-глухости.

Печатание букв Пп.

Слова, начинающиеся на букву П и оканчивающиеся на букву п.

Ознакомление с артикуляцией звука П. Формирование навыка выделения начального звука П из слов. Формирование умения делить двусложные слова на слоги. (папа).

Конструирование и печатание букв Пп. Чтение обратных и прямых слогов с буквой П. Узнавание букв Пп среди других.

Выполнение заданий на определение места звука в слове. Применение правила написания имен людей и кличек животных.

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

Ноябрь, 1 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Буква Н.

Печатание букв Нн.

Слова, начинающиеся на букву Н и оканчивающиеся на букву н.

Ознакомление с артикуляцией звука Н. Формирование навыка выделения начального звука Н из слов. Формирование умения делить двусложные слова на слоги. (Нина,Ната,нота).

Конструирование и печатание букв Нн. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Н. Узнавание букв Нн среди других.

Выполнение заданий на определение места звука в слове. Применение правила написания имен людей и кличек животных.

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

2 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буква М. Формирование понятия о предложение.

Печатание буквы М. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Ознакомление с артикуляцией звука М. Формирование навыка выделения начального звука М из слов. Формирование умения делить двусложные слова на слоги. (мама,Тома,Тима,пимы). Составление предложения по схеме.

Конструирование и печатание букв Мм. Чтение обратных и прямых слогов с буквой М. Узнавание букв Мм среди других.

Выполнение заданий на определение места звука в слове. Применение правила написания имен людей и кличек животных.

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

3 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буква К.

Печатание буквы К. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Ознакомление с артикуляцией звука К. Формирование навыка выделения начального звука К из слов. Формирование умения делить двусложные слова на слоги. (маки,мука,кати). Составление предложения по схеме.

Конструирование и печатание букв Кк. Чтение обратных и прямых слогов с буквой К. Узнавание букв Кк среди других.

Выполнение заданий на определение места звука в слове. Применение правила написания имен людей и кличек животных.

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

4 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Бб.

Печатание букв Бб. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Ознакомление с артикуляцией звука Б. Формирование навыка выделения начального звука б из слов.

Конструирование и печатание букв Бб. Чтение обратных и прямых слогов с буквой Б, односложных и двусложных слов. Узнавание букв Бб среди других.

Выполнение заданий на определение места звука в слове.

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

5 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Дд.

Печатание букв Дд. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов. Понятие предложение.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Ознакомление с артикуляцией звука Д. (мяг. тв,) Формирование навыка выделения начального звука д из слов.

Конструирование и печатание букв Дд. Чтение обратных и прямых слогов с буквой д, односложных и двусложных слов, предложений. Узнавание букв Дд среди других, на зашумленных картинках. Иметь понятие предложение.

Выполнение заданий на определение места звука в слове.

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

Декабрь, 1 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Гг.

Печатание букв Гг. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Ознакомление с артикуляцией звука Г. Формирование навыка выделения начального звука б из слов.

Конструирование и печатание букв Гг. Чтение обратных и прямых слогов с буквой г, односложных и двусложных слов, предложений. Узнавание букв Гг среди других, на зашумленных картинках.

Выполнение заданий на определение места звука в слове.

Уметь подбирать слова, начинающиеся с заданного звука. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги. Уметь читать слоги и слова из пройденных букв.

2 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Фф.

Печатание букв Фф. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Артикуляция звуков ф, Ф*, закрепление понятия о твердости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Узнавать буквы. Уметь подбирать слова на звук Ф,Ф* Уметь составлять и читать прямые и обратные слоги.

Уметь печатать заглавную и прописную буквы в словах, предложениях. Иметь понятие о предложении.

Уметь находить звуки на слух в слогах, словах, предложениях.

3 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Вв.

Печатание букв Вв. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Артикуляция звуков в, В*, закрепление понятия о твердости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Узнавать буквы. Уметь подбирать слова на звук В, В*. Уметь составлять и читать прямые и обратные слоги.

Уметь печатать заглавную и прописную буквы в словах, предложениях. Иметь понятие о предложении.

Уметь находить звуки на слух в слогах, словах, предложениях.

4 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Хх.

Печатание букв Хх. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Артикуляция звуков х, Х*, закрепление понятия о твердости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Узнавать буквы. Уметь подбирать слова на звук Х,Х* Уметь составлять и читать прямые и обратные слоги.

Уметь печатать заглавную и прописную буквы в словах, предложениях. Иметь понятие о предложении.

Уметь находить звуки на слух в слогах, словах, предложениях.

Январь, 2 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Ознакомление с артикуляцией звука ы. Буква ы.

Печатание буквы ы, слогов, слов, предложений.

Звуковой анализ трехзвучных слов.

Познакомить с артикуляцией звука ы. Характеристика гласного звука ы. Знакомство с буквой ы.

Развивать графомоторные навыки письма. Чтение слов, предложений.

Уметь производить звуковой анализ слов из 3 звуков.

3 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Сс.

Печатание букв Сс. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Артикуляция звуков с, с*, закрепление понятия о твердости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Узнавать буквы. Уметь подбирать слова на звук с,с* Уметь составлять и читать прямые и обратные слоги.

Уметь печатать заглавную и прописную буквы в словах, предложениях. Иметь понятие о предложении.

Уметь находить звуки на слух в слогах, словах, предложениях.

4 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Зз.

Печатание букв Зз. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Артикуляция звуков з, з*, закрепление понятия о твердости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Узнавать буквы. Уметь подбирать слова на звук з,з* Уметь составлять и читать прямые и обратные слоги.

Уметь печатать заглавную и прописную буквы в словах, предложениях. Иметь понятие о предложении.

Уметь находить звуки на слух в слогах, словах, предложениях.

Февраль, 1 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буквы Шш.

Печатание букв Шш. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Сравнение со звуком С при произнесении.

Звукобуквенный анализ слов.

Артикуляция звука ш, закрепление понятия о твердости, глухости согласного звука. Узнавать букву. Уметь подбирать слова на звук ш. Уметь составлять и читать прямые и обратные слоги.

Уметь печатать заглавную и прописную буквы в словах, предложениях. Иметь понятие о предложении.

Уметь находить звуки на слух в слогах, словах, предложениях.

2 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Жж.

Печатание букв Жж. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов из трех- четырех звуков. Дифференциация звуков З-Ж.

Артикуляция звука ж, закрепление понятия о твердости и мягкости, звонкости и глухости согласных звуков. Узнавать буквы. Уметь подбирать слова на звук ж. Уметь составлять и читать прямые и обратные слоги.

Уметь печатать заглавную и прописную буквы в словах, предложениях. Иметь понятие о предложении. Подбирать звуковые схемы к данным словам. Проводить слоговой анализ слов.

Уметь находить звуки на слух в слогах, словах, предложениях.

3 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Ознакомление с артикуляцией звука Э. Буквы Ээ.

Печатание буквы э, слогов, слов, предложений.

Звуковой анализ трехзвучных слов.

Познакомить с артикуляцией звука э. Характеристика гласного звука э. Знакомство с буквой э.

Развивать графомоторные навыки письма. Чтение слов, предложений.

Уметь производить звуковой анализ слов из 3 звуков.

4 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буквы Йй.

Печатание букв Йй. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов.

Артикуляция звука й, закрепление понятия о мягкости, звонкости согласного звука. Узнавать букву. Уметь подбирать слова на звук й. Уметь составлять и читать прямые и обратные слоги.

Уметь печатать заглавную и прописную буквы в словах, предложениях. Иметь понятие о предложении.

Уметь находить звуки на слух в слогах, словах, предложениях.

Март,

1 неделя

ФЛГК Развитие связной речи

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Расширение объема правильно произносимых существительных-названий природных явлений. Правильное употребление прилагательных в роде, числе, падеже в предложениях. Отработка употребления предлогов на составлении фраз. Пересказ рассказа с опорой на картинный план с элементами творчества.

Буква Е. (не знакомим со звуками)

Печатание букв Ее. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Слоговой анализ слов.

Совершенствование всех изученных лексико-грамматических категорий. Следить за голосоведением.

Уметь ориентироваться в пространстве, при выкладывании буквы Е.

Конструирование буквы Е. Распознавание среди других. Зашумленные картинки.

Слог. Определение количество слогов в словах. Схема предложения.

2 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Буква Ё.

Печатание букв Ёё. Чтение слов, предложений.

Деление на слоги.

Уметь ориентироваться в пространстве, при выкладывании буквы Ё.

Конструирование буквы Ё. Распознавание среди других. Зашумленные картинки.

Слог. Определение количество слогов в словах. Схема предложения.

3 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Буква Ю.

Печатание букв Юю. Чтение слов, предложений.

Деление на слоги.

Уметь ориентироваться в пространстве, при выкладывании буквы Ю.

Конструирование буквы Ю. Распознавание среди других. Зашумленные картинки.

Слог. Определение количество слогов в словах. Схема предложения.

4 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Буква Я.

Печатание букв Яя на песке. Чтение слов, предложений.

Деление на слоги.

Уметь ориентироваться в пространстве, при выкладывании буквы Я.

Рисование буквы Я. Распознавание среди других. Зашумленные картинки.

Слог. Определение количество слогов в словах. Схема предложения.

5 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буквы Цц.

Печатание букв Ц.

Звуковой анализ слов.

Ознакомление с артикуляцией звука. Уметь выделять его среди других, различать его со звуками с* и т*.

Конструирование буквы и нахождение среди зашумленных картинок. Чтение слогов, слов, предложений.

Уметь производить анализ  из 3-5 звуков при условии, что их написание не расходится с произношением.

Апрель, 1 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буквы Чч.

Печатание букв Ч.

Звуковой анализ слов.

Ознакомление с артикуляцией звука. Знать, что звук ч-мягкий, глухой согласный. Уметь выделять его среди других, различать его со звуками с* и т*.

Конструирование буквы и нахождение среди зашумленных картинок. Чтение слогов, слов, предложений.

Уметь производить анализ  из 3-5 звуков при условии, что их написание не расходится с произношением.

2 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звук и буквы Щщ.

Печатание букв щ.

Звуковой анализ слов.

Ознакомление с артикуляцией звука. Знать, что звук ч-мягкий, глухой согласный. Уметь выделять его среди других, различать его со звуками с*.

Конструирование буквы и нахождение среди зашумленных картинок. Чтение слогов, слов, предложений.

Уметь производить анализ  из 3-5 звуков при условии, что их написание не расходится с произношением.

3 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Лл.

Печатание букв Л. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов из трех- четырех звуков.

Конструирование буквы и нахождение среди зашумленных картинок. Чтение слогов, слов, предложений.

Уметь производить анализ  из 3-5 звуков при условии, что их написание не расходится с произношением.

4 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Звуки и буквы Рр.

Печатание букв Р. Прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, предложений.

Распознавание звука на слух. Звукобуквенный анализ слов из трех- четырех звуков.

Ознакомление с артикуляцией звуков.  Уметь выделять его среди других. Различать со звуками л и й.

Конструирование буквы и нахождение среди зашумленных картинок. Чтение слогов, слов, предложений.

Уметь производить анализ из 3-5 звуков при условии, что их написание не расходится с произношением.

Май, 1 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Буква ь.

Печатание буквы. Чтение слов, предложений.

Повторение звуко-буквенного анализа слов.

Буква не обозначает звука.

Конструирование и чтение слов, предложений.

Закрепление необходимых навыков при поступлении в школу.

2 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Буква ъ.

Печатание буквы. Чтение слов, предложений.

Повторение звуко-буквенного анализа слов.

Буква не обозначает звука.

Конструирование и чтение слов, предложений.

Закрепление необходимых навыков при поступлении в школу.

3 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Алфавит.

Задание «Дорисуй буквы».

Звуко-буквенный анализ слов.

Совершенствование знаний букв алфавита. Разгадывание кроссвордов, ребусов.

Печатание под диктовку.

Чтение слов, предложений. Игра « С каких звуков начинаются слова».

4 неделя

Обучение грамоте.

Развитие ГМНП

Фонетическое

Диагностика.

Алфавит.

Задание «Дорисуй буквы».

Звуко-буквенный анализ слов.

Определение уровня речевого, психологического, мотивационного развития.

Совершенствование знаний букв алфавита. Разгадывание кроссвордов, ребусов.

Печатание под диктовку.

Чтение слов, предложений. Игра « С каких звуков начинаются слова».

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала, изученного с педагогом.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

Правило первое: приступая к чтению, позаботьтесь о состоянии устной речи дошкольника: её грамматической правильности, достаточном словарном запасе, точном произношении звуков (при необходимости обратитесь к специалисту-логопеду) .

Правило второе: учите новую букву только тогда, когда ребёнок правильно произносит такой же звук. Пока звук не исправлен, читать аналогичную букву нельзя! Можно закрепить неправильное произношение ребёнка!

Правило третье: называйте согласные буквы коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов: самоваР, шалаШ, пилоТ и пр. Называя буквы так, как положено в алфавите (ЭС, ЭН, Е, ГЭ), дети при их соединении получат непонятное сочетание, а совсем не то слово, которое читали (СНЕГ).

Правило четвёртое: добивайтесь чтения не по буквам (П, О, С, У, Д, А), а по слогам (ПО-СУ-ДА). При чтении по слогам ребёнку гораздо легче объединять в слово составляющие его части.

Правило пятое: добивайтесь чтения нараспев, с протягиванием гласных звуков (МАЛА - ЛИИИИ - НАААА). Так ребёнку гораздо легче объединять в слово составляющие его части.

Правило шестое: добивайтесь понимания каждого прочитанного предложения целым. Для этого после чтения до точки попросите ребёнка произнести фразу целиком. После чтения каждого рассказа или стихотворения, попросите малыша пересказать его своими словами. Только так чтение станет сознательным и принесёт наибольшую пользу!

Родителю, незнакомому с учебной деятельностью, стоит к ней подготовиться. Что мы советуем не упустить? На чём сосредоточиться?        

- Зарядитесь уверенностью и оптимизмом! Помните, что некоторые трудности естественны для малыша, который только начинает учиться!

- Сталкиваясь с непониманием, не обвиняйте ребёнка! Объясните материал на другом примере, в более доступной форме.

- Настройтесь на развитие, а не на поучение.

- Стремитесь к самостоятельной деятельности ребёнка, а не выполняйте задания за него.

- Будьте неспешны, собраны, заинтересованы. Ваше состояние невольно передастся ребёнку.

- Восторженно хвалите малыша за любую, даже самую маленькую удачу!

Советы помогут дошкольнику сделать первый, доступный и уверенный шаг на пути к овладению чтением.

3.2. Организация образовательного процесса

Программа рассчитана на 108 учебных часа.

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Занятия проводятся в первой половине дня.

Группа для занятий должна составляться из детей одного возраста.

С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований   продолжительность занятия соответствует возрасту детей.  

Продолжительность занятий   для   детей дошкольного   возраста: -  6-го года жизни – не более 30 минут, структура занятия в программе «Я хочу читать»

  – общепринятая.  

Каждое занятие – игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами — это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.  

1.Подготовительная часть занятия   занимает 5-15%   от   общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой.  

2. Основная часть занимает   70-85% от общего   времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа. В этой части даётся большой объём знаний, развивающий способности детей.

3. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени.

Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  

Методы   обучения

1. Словесные:

• Устное изложение;

• Беседа;

• Рече творчество детей;

2. Наглядные:

• Показ иллюстраций;

• Наблюдение;

• Работа по образцу;

Ведущим методом программы «Я хочу читать» является метод практических заданий, содержащих наиболее эффективные приёмы обучения основам грамоты и чтения дошкольников.  Их успешное выполнение позволит старшим дошкольникам не только накопить определенный багаж языковых знаний, умений и навыков: но и избежать появления возможных нарушений чтения и письма при обучении в школе. Игровой характер заданий поможет детям быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв, и сделает этот процесс интересным и увлекательным.

В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребёнка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребёнок будет учиться не только слушать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него разовьётся речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретёт графические навыки.

Предложенная программа базируется на использовании игры, а также интеграции нескольких образовательных областей («Коммуникации», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическое развитие», «Здоровье», «Социализация»), что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Однако игровые приемы являются в данном случае не самоцелью, а служат лишь инструментом для формирования на занятиях ситуации коллективной познавательной деятельности, позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребёнка естественно, как бы, само собой. Программа построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый познавательный интерес.

Основной принцип построения занятий — от звука к букве. Прежде чем ребёнок познакомится с буквой, он научится слышать звук: который она обозначает, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение.

И только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой. Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребенка в соответствии с возрастной нормой.

На начальном этапе обучения чтению при знакомстве с буквой не даётся алфавитное название буквы: буква называется так, как звучит звук (коротко, без добавления гласных: Б, а не БЭ; М а не ЭМ). Такой звуковой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением.

 В программе соблюдается преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка-дошкольника, а не дублируют школу.

Приступая к организации процесса обучения старших дошкольников чтению, важно учитывать два момента: обучение не должно разрушать естественность жизни детей и принудительное обучение бесполезно.

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы ребёнок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

На занятии должен главенствовать дух открытия. Обучать детей так, чтобы они об этом даже не догадывались, то есть использовать в обучении игровые технологии. Обучение дошкольников должно происходить в контексте практической и игровой деятельности в процессе решения детьми проблемных задач.

Не принимать ответы детей без обоснования и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).

В руководстве детской деятельностью приемлем лишь демократический путь общения (принимать ребёнка таким, какой он есть: и ничего от него не требовать. Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей). Избегать отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.

Образовательная ситуация на занятии должна конструироваться так, чтобы ребёнок был в активной позиции, в деятельности (ребёнок должен быть то слушающим, то наблюдающим. то действующим).

При отборе методов и приёмов обучения и воспитания педагогу желательно помнить следующее: обеспечивать успех во всех делах и особенно в творчестве нужно через разумную дозу помощи;

Данная программа основывается на следующих парциальных программах:

Наименование программы

Авторы

Выходные данные

1.

«Подготовка дошкольников к обучению грамоте»

Каше Г.А.

М, из-во «Детство-пресс», 2005.

2.

«От звука к букве»

Колесникова Е.В.

С-П, из-во «Ювента», 2009

3.

«Игровая программа по обучению чтения для детей 5-6 лет»

Ильина Т.Г.

М, из-во «Гном», 2015.

4.

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

Нищева Н.В.

С-П, издательство «Детство-пресс»,2021.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв, плакат «Звукобуквенный ряд»

Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы, конверты с разрезными картинками, кубики с буквами

Дидактические игры: «Живые звуки», «Жили-были звуки», «Звуки спрятались», «Начало, середина, конец», «Бусы из слогов», «Читаем... без букв!», «Покатаемся на горках», «Слово закружилось», «Разорви цепочку букв», «Макаронные буквы», «Паровозик», «Путешествия слов», «Путаница», «Найди спрятанное слово», «Цепочки слов», «Вставь букву», «Сложи слово», «Закончи слово», «Составь слово из букв», «Подбери слово», «Отыщи спрятанное слово», «Читаем длинные слова», «Читай с конца», «Читаем предложения», «Составь словосочетание», «Какое слово потерялось?», «Подбери окончание», «Предложение + картинка», «Разрезные предложения», «Название для рассказа», «Составь рассказ», «Придумай окончание рассказа»

Техническое оснащение занятий: Стол для педагога, стул для педагога, столы детские разно ростовые, стулья детские разно ростовые, доска магнитная, стеллажи для пособий, шкаф для пособий,  магнитофон,  компьютер, контейнер для цветных карандашей,  контейнер для простых карандашей,  восковые мелки,  мелки школьные, мяч,  детские музыкальные инструменты,  счётные палочки,  пластилин,  разноцветные кружки, разноцветные семафоры, картины: «Птичий двор», «Кошка с котятами», «Мы строим дом», «Аквариум», «Ранняя осень», картотека пальчиковых игр,  картотека загадок,  картотека чистоговорок,  лабиринты,  чудесный мешочек, буквы магнитные, кубики Зайцева.

             

           

ЛИТЕРАТУРА

 Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

 Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003 —№ 4.

Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. —М.: АПН РСФСР, 1962.

Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 1997.

Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2001.

Готовим руку к письму // Дошкольное воспитание, 1996, № 2.

Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.

Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).—М.: Школьная пресса, 2001.Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2000.

 Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2000.

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2000.

Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 1995.

Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. С-П «Детство-Пресс»,2021.

Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 1997.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 1997.

Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.

Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2000.

Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, —М.: Гном и Д, 2004.

Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.

Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – М., 1998.

Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. Реферативная информация. Дошкольное воспитание. —М., 1977, —№ 4.

Электронные ресурсы:

1. http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Всё для деского сада»

2. http://doshkolnik.ru/ - «Дошкольник RU»

3. http://chudesenka.ru/ - «Чудесенка»

4. http://nsportal.ru/ -«Социальная сеть работников образования»

5. http://detsad-kitty.ru/ - «ДЕТсад»

6. http://bebygarden.ru/ - Практические советы и рекомендаци

7. http://www.logozavr.ru/203/ - Умные игры для умных детей, родителей, учителей

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ

Исследование фонематического восприятия.

Цель: выяснить умение ребенка выделять и различать исследовать звуки по следующим позициям: гласные, согласные, глухие − звонкие, мягкие – твердые.

Изучение проводится в следующей последовательности:

1.Умение выделять гласные звуки:

Игра «Кто самый внимательный?»

• ударный гласный в начале слова (Ася, Оля, Уля, Ира);

• ударный гласный в середине слова (рак, мак, мох, пух);

• гласный в конце слова (утка, окна, утро, астра);

2.Умение выделять согласные звуки:

Игра «Какие подарки принес Буратино»

• согласные в начале слова (мак, Маша, Мишка);

• согласные в конце слова (диван, стул, Барбос).

3.Умение различать согласные звуки по твёрдости – мягкости.

 Игра «Синий – зелёный».

Педагог произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.

Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.

Слова для анализа: (нос – нёс; мал – мял; вол – вёл; белка – балка)

4.Умение различать согласные звуки по звонкости – глухости.

Игра «Колокольчик – наушник».

Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.

Слова для анализа: (балка – палка;  быль – пыль;  вата – фата;  дом – том)

Исследование функции элементарного звукового

анализа и синтеза

Цель: выяснить умение ребенка определять последовательность и количество звуков и слогов в слове, место звука по отношению к другим звукам.

Изучение проводится в следующей последовательности:

1.Определение количества звуков в слове:

Игра «Разноцветные окна»

а) Педагог называет слова, а ребенок внимательно слушает и определяет количество звуков в слове.

Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.

Слова для анализа:(кот, мак, дом, ваза, сумка).

Игра «Придумай слово»

б) самостоятельно придумать слова по картинкам с тремя - пятью звуками.

Игра «Найди правильно»

в) отобрать картинки, в названии которых 3 или 4 звука,

г) разложить картинки в два ряда: в названии которых по три, по четыре звука.

кот                      утка

мак                     папа

сок                     киты

2.Определение последовательности звуков в слове:

Игра «Назови по порядку»

а) с опорой на картинку, схему звукового состава слова и фишки,

б) с опорой на собственное произношение. Для анализа ребенку предлагается картинка, название которой он должен актуализировать,

в) самостоятельно - ребенок должен придумать слова с указанным количеством звуков или отобрать соответствующие картинки и последовательно назвать звуки.

3.Составление слов из звуков.

Игра «Цепочки»

Дети получают задание послушать звуки и составь из них слово.

Логопед последовательно произносит звуки слов:

с,   о,   к;                       Т,   и,   м,    а

м,  у,   х,  а                    п,    у,   м,    а

4.Определение количества слогов в слове:

Игра «Многоэтажный дом»

Логопед произносит слова, а ребенок определяет количество слогов в слове.

дом-1 слог;           сомы – 2 слога;

кран – 1 слог;        кукла -2 слога;

5.Определение последовательности слогов в слове.

Игра «Гусеница»

Педагог называет слова и дает задание определить, какой слог первый, второй, третий.

Слова (мука, эхо, лимоны, пух, утка, посуда...).

6.Умение составлять слова из слогов.

Игра «Клумба»

Составь слова из слогов.

(та,    но;       му,    ка;    ты,   ко;    ха,   та;)

       

Исследование функции языкового анализа и синтеза

Цель: выяснить умение ребенка определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложений из двух- трёх определённых слов, составлять схему предложения.

Изучение проводится в следующей последовательности:

1.Умение определять последовательность количество слов в предложении.

Дети называют слова по порядку и считают, сколько слов в предложении.

2.Умение составлять предложений из двух- трёх определённых слов.

Педагог называет слова, а дети составляют из них предложение.

Кот, тут.

Миска, мама, мыла.

Собака, умная, моя.

Пили, молоко, котята.

3.Умение составлять схему предложения.

4.Практическое осознание основных языковых элементов.

1.Скажи одно слово!

2.Скажи одно предложение!

3.Скажи один звук!

5.Произвольное и сознательное построение устного высказывания.

   Ребёнка спрашивают о чём-либо, и предлагает ответить, не употребляя при составлении предложения «запрещённые слова».

1.Что любит зайчик? (Запрещённые слова: морковь, зайчик.)

2.Что делает собака?  (Запрещённые слова: собака, лает).

3.Какая лиса? (Запрещённые слова: лиса, хитрая.)

Исследование функции чтения

Цель: выяснить знания   отдельных букв, владение слитным, плавным, послоговым чтением слогов, слов, простых предложений.

Изучение проводится в следующей последовательности:

1.Умение читать отдельные буквы.

• показ ребенку по одной букве разрезной азбуки, ребёнок называет их.

• нахождение определенной буквы среди других.

2.Умение читать слоги:

• обратные слоги: АМ, УМ, ИМ, ОМ, ЫМ;

• прямые слогов: МА, МУ, МИ, МО, МЫ;

• слоги разной степени трудности: МУП, МАП, МОП;

3.Умение читать слова:

• односложные слова  (дом, мак, куст, бант)

• двухсложные слова (луна, муха, пока)

трехсложные слова (молоко, малина, посуда)

• умение подобрать картинки к прочитанному слову, показывать

соответствующий предмет, рисовать его, объяснить значение или демонстрировать действие.

4. Умение читать отдельные предложения

• пересказать прочитанное;

• подбор к предложению картинки или показ предмета, действия.

выбрать картинку, соответствующую прочитанному, из ряда предложенных;

 разложить серию сюжетных картинок в соответствии с последовательностью событий в прочитанном тексте и, как вариант, пересказать текст с опорой

на них

Исследование графических навыков

Цель: исследовать состояние развития графического навыка.

Изучение проводится в следующей последовательности:

• умение ориентироваться в тетради в клетку;

• умение проводить прямые линии слева направо;

• умение проводить линии сверху вниз.

• умение проводить косые линии по точкам и без них, штриховать;

• умение рисовать дуги, овалы по точкам и без них

• умение рисовать неотрывно графические ряды (на удержание строчки) «заборчик», «цепочка».

Критерии и показатели уровней освоения программы детьми старшего дошкольного возраста

─  высокий уровень

• различает понятия: звук, слог, слово, гласный, согласный, твердый, мягкий;

• анализирует звуковой состав слова: различает на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные;

• определяет наличие и место заданного звука в слове;

• определяет количество слогов в слове, ударный слог;

• знает буквы русского алфавит;

• плавно читает слоги;

• сознательно читает слова и предложения;

• ориентируется на странице тетради, правильно располагает в ней предметные рисунки, узоры;

• взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

─  средний уровень

• допускает ошибки при различении понятий: звук, слог, слово: гласный, согласный, твердый, мягкий;

• не всегда правильно различает на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные;

• затрудняется в определении наличия и места заданного звука в слове;

• под руководством педагога анализирует звуковой состав слова;

• не всегда правильно определяет количество слогов в слове, ударный слог;

• путает буквы русского алфавита;

• плавно читает слоги,

• иногда затрудняется в понимании прочитанных слов и предложений; • допускает ошибки при ориентировании на странице тетради: расположении в ней предметных рисунков: узоров;

• при взаимодействии со сверстниками и взрослыми малоактивный.

─  низкий уровень

• не различает понятия: звук, слог, слово, гласный: согласный: твердый, мягкий; • не может различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки гласные и согласные;

• не определяет наличие и место заданного звука в слове;

• не может выполнить анализ звукового состава слова;

• не определяет количество слогов в слове, ударный слог;

• не знает буквы русского алфавита;

• не читает слоги, слова и предложения;

• плохо ориентируется на странице тетради, не правильно располагает в ней предметные рисунки, узоры;

• не взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

ПРОТОКОЛ

диагностического обследования детей старшей группы.

ВХОД.

Дата проведения: 21 – 30 сентября.

Диагност: Тузовская О.В.

ЦЕЛЬ: определение уровня сформированности у детей фонематических процессов, знание букв русского алфавита, слитного послогового чтения.

РЕЗУЛЬТАТЫ: в процессе диагностирования были выявлены дети с низким уровнем развития.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

- Сформировать у детей необходимый уровень фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза;

- Научить называть буквы, помочь детям овладеть слитным, плавным, послоговым чтением слогов, слов, простых предложений;

- Развить умение печатать буквы, записывать слова печатными буквами.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

− разъяснительная работа;

− индивидуальные консультации;

− рекомендации по использованию дополнительной литературы.

                                                                       

ПРОТОКОЛ

диагностического обследования детей старшей группы.

ВЫХОД.

Дата проведения: 20 мая.

ЦЕЛЬ: определение уровня сформированности у детей фонематических процессов, знание букв русского алфавита, слитного послогового чтения в результате проведённой работы в процесс обучения.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

        

        

Мониторинг овладения детьми фонематическими процессами и навыками чтения

п/п

ФИ

ребенка

     Развитие фонематического слуха и речевого внимания

Различение гласных и согласных

Определение места звука в слове: начало, середина, конец

Овладение навыками звукового анализа и синтеза и синтеза слов

Деление слов на слоги

Понятие о предложении

Знание букв русского языка

Чтение слогов

Чтение слов и предложений

Понимание прочитанного

Развитие графических навыков

Итоговый показатель по каждому ребенку

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

       - высокий уровень                                                   - средний уровень                                               - низкий уровень (0-3 положительных оценок)                               (8-11 положительных оценок)                            (4-7 положительных оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программапо развитию логического мышленияу детей дошкольного возраста...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Методическая разработка "Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования "Кудесники"

Данная разработка представлена дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой дошкольного образования "Кудесники". Данная программа посвящена развитию творческих способностей ...

Разработка дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования

Структура дополнительной общеобразовательной программы, соответствующая Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. № 06...

Создание рабочих групп по разработке дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования.

Создание рабочих групп по разработке дополнительных общеразвивающих программ....

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...