Главные вкладки

    Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста
    рабочая программа (подготовительная группа) на тему

    Елена Ивановна Шевкунова

    Дополнительная

    общеразвивающая программа

    по развитию логического мышления

    у детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dop_117_ispravlena_1.docx51.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №117»

    Дополнительная

    общеразвивающая программа

    по развитию логического мышления

    у детей дошкольного возраста

    Составители:

    Шевкунова Е. И.,

    Дорошенко Г. И.,

    воспитатели



    Новокузнецк, 2015


    Содержание

    Пояснительная записка                                        

    Учебно-тематический план        

    Перспективно-календарный план

    Диагностический инструментарий

    Информационно-методическое обеспечение программы         

    Приложение         


    Пояснительная записка

    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение.

    Среди всех познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте  особое место занимает развитие и формирование мышления. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

    Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

    Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение, нами и была выбрана данная тема кружка, цель которого - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

    Программа занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

    Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

    Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуации содружества, содеятельности.

    Программа обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, а также формирует навыки учебной деятельности.

    Социальными заказчиками деятельности кружка являются родители воспитанников. Анкетирование  родителей позволило определить направления деятельности кружка:

    • интеллектуальное развитие детей;
    • подготовка к обучению в школе (развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти);

    Комплексно-тематический план рассчитан на  год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 32 занятия в год. Продолжительность занятий подготовительной группе –30минут.

    Цель:пропедевтика основных понятий по ФЭМП, развитие интеллекта и логического мышления в подготовке к успешному обучению в школе.

    Задачи:

    • обучение элементарным математическим представлениям в объеме программы подготовительной к школе группе;
    • формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, формирование мотиваций учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;
    • развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей);
    • обогащение опыта самопознания дошкольников;
    • развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

    Формы организации детей.

    • Индивидуальные.
    • Подгрупповые.
    • Групповые.
      Формы работы с детьми.
    • Игра.
    • Ситуативный разговор.
    • Беседа.
    • Рассказ.
    • Чтение.
    • Интегративная деятельность.
    • Проблемная ситуация.

    Методы работы с детьми.

    • Словесные.
    • Наглядные.
    • Практические.

    Учебно-тематический план

    №  Блока

    Содержание           программы

    Объем учебной нагрузки по программе (количество занятий)

    Теория

    Практика

    Беседы

    Непосредственная деятельность

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Итого:


    Перспективно-календарный план

    Месяц

    Тип занятия

    Неделя

    Содержание занятий

    Задачи

    Материал к занятию

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Сентябрь

    Диагностика

    1

    1. «Сложи узор» (кубики Никитина), «Коврик» (палочки Кюизенера).
    2. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает?», «Что пропущено?»
    3. Игры с блоками Дьенеша.
    4. Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.
    5. Словесно – логические игры и упражнения «Что объединяет?».
    • Выявить уровень развития мыслительных операций у детей.

    И. В. Стародубцева,
    Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

    Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей
    6-7 лет.

    2

    1. Игры с блоками Дьенеша.
    2. Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.
    3. Словесно – логические игры и упражнения «Что объединяет?».
    • Выявить уровень развития мыслительных операций у детей.

    Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей
    6-7 лет.

    Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате».

    Развивающие занятия

    3

    1. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера).
    2. «Игры – головоломки», «Что изменилось?».
    3. «Чудесный мешочек», «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).
    4. Словесно – логические игры и упражнения «Закончи предложение», «Дополни ряд».
    • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
    • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
    • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
    •  Развитие речи, мышления.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    Палочки Кюизенера.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    4

    1. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера.
    2. «Игры – головоломки», «Что изменилось?».
    3. «Чудесный мешочек» «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).
    4. Словесно – логические игры и упражнения «Закончи предложение», «Дополни ряд».
    • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
    • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
    • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
    • Развитие речи, мышления.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    Палочки Кюизенера.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Октябрь

    Развивающие занятия

    1

    1. Пальчиковые игры.
    2. Словесно – логические игры и упражнения «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».
    3. Рисуем по клеточкам (по образцу).
    4. Колумбово яйцо (по образцу).
    • Развитие наблюдательности, творческого воображения.
    • Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.
    • Развитие пространственного воображения, сообразительност, смекалки.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».
    Е.Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

    «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

    Картотека пальчиковых игр.

    Картотека «Рисуем по клеточкам».

    2

    1. Пальчиковые игры.
    2. Рисуем по клеточкам (по образцу).
    3. «Сложи узор» (кубики Никитина), «Коврик» (палочки Кюизенера).
    • Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.
    • Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.
    • Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

    Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

    «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

    Картотека пальчиковых игр.

    Картотека «Рисуем по клеточкам».

    Кубики Никитина.

    3

    1. Пальчиковые игры.
    2. Математические загадки.
    3.  Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?», «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек».
    4. Рисуем по клеточкам (по образцу).
    • Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
    •  Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

    Головоломки.

    В. Волина «Учимся играя».

    Картотека пальчиковых игр.

    Картотека «Рисуем по клеточкам».

    4

    1. Пальчиковые игры.
    2. Рисуем по клеточкам (по образцу).
    3. Кубики Никитина.
    4. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает?», «Что пропущено?».
    • Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.
    •  Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий).

    Картотека пальчиковых игр.

    И. В. Стародубцева,
    Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

    Кубики Никитина.

    Ноябрь

    Развивающие занятия

    1

    1. Пальчиковые игры.
    2. Рисуем по клеточкам (по образцу).
    3. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает?», «Что пропущено?».
    • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
    • Развитие пространственного воображения, смекалки.
    • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.

    Картотека «Рисуем по клеточкам».

    И. В. Стародубцева,
    Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    2

    1. Игры с блоками Дьенеша: «Помоги муравьишкам», «Страна муравия», «Построй дорожку» и др.
    2. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает?», «Что пропущено?».
    • Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.
    • Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.
    • Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет.

    Блоки Дьенеша.

    И. В. Стародубцева,
    Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    3

    1. Пальчиковые игры.
    2. Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».
    3. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
    4. Колумбово яйцо (по образцу).
    • Развитие умения осуществлять зрительно–мысленный анализ.
    • Развитие комбинаторных способностей.
    • Развитие речи, памяти, внимания, мелкой моторики.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников».

    «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

    4

    1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
    2. Задания по Блокам Дьенеша.
    3. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
    4. Найди недостающую фигуру.
    • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
    • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
    • Развитие мелкой моторики.

    Т. П. Воронина,
    А. И. Воронина «Логика в картинках для дошкольников».

    Блоки Дьенеша.

    И. В. Стародубцева,
    Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

    Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ»

    Декабрь

    Развивающие занятия

    1

    1. Пальчиковые игры.
    2. Поиск недостающей фигуры.
    3. Колумбово яйцо.
    4. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
    • Развитие умения осуществлять зрительно– мысленный анализ.
    • Развитие комбинаторных способностей.
    • Развитие речи, памяти, внимания.
    • Развитие мелкой моторики.

    «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

    Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    2

    1. Пальчиковые игры и упражнения.
    2. Задания по Блокам Дьенеша.
    3. Логические задачи.
    4. Кубики Никитина.
    • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
    • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
    • Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности.
    • Развитие речи, мышления.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    Блоки Дьенеша.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    3

    1. Упражнения «Колечко», «Коврик» (палочки Кюизенера).
    2. Задачи в стихах.
    3. Графический диктант.
    • Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
    • Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.
    • Развитие речи, мышления.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    В Волина «Учусь играя».

    Палочки Кюизенера.

    Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

    4

    1. Пальчиковые игры.
    2. Игры – головоломки: «Что изменилось?».
    3. «Чудесный мешочек» «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками).
    4. Словесно – логические игры и упражнения «Закончи предложение», «Дополни ряд».
    • Развитие мелкой моторики.
    • Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
    • Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
    • Развитие речи, мышления.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    И. В. Стародубцева,
    Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

    Январь

    Развивающие занятия

    1

    1. Упражнения с массажными шариками.
    2. Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д.
    3. Словесно – логические игры и упражнения «Почему один лишний?», «Назови, одним словом».
    4. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
    • Развитие мелкой моторики.
    • Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
    • Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
    • Развитие речи, мышления.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников».

    «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

    2

    1. Упражнения с массажными шариками.
    2. «Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера).
    3. Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».
    • Развитие мелкой моторики.
    • Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
    • Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    Палочки Кюизенера.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    3

    1. Упражнения с массажными шариками.
    2. Игры с блоками Дьенеша: «Праздник в стране Блоков» — альбом с заданиями.
    3. Словесно – логические игры и упражнения «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются».
    • Развитие мелкой моторики.
    • Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.
    • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
    • Формировать умение описывать определённое понятие.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

     Блоки Дьенеша.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Февраль

    Развивающие занятия

    1

    1. Упражнения с массажными шариками.
    2. Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера.
    3. «Логическое домино».
    4. Графический диктант.
    • Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.
    • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
    • Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

    Д/игра «Логическое домино».

    Блоки Дьенеша.

    Палочки Кюизенера.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

    2

    1. Пальчиковые игры и упражнения.
    2. Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево».
    3. Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд».
    • Развитие мелкой моторики.
    • Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.
    • Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.
    • Развитие слухового внимания, памяти, речи.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Блоки Дьенеша.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    3

    1. Упражнения на развитие мелкой моторики с прищепками.
    2. Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками: «Засели домики», «Заполни аквариумы», «Необычные фигуры» (блоки Дьенеша).
    • Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.
    • Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения.
    • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
    • Формировать умение описывать определённое понятие.

    Картотека игр на развитие мелкой моторики.

    «Вся дошкольная программа. Мышление».

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    4

    1. Упражнения на развитие мелкой моторики с прищепками.
    2. Игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку».
    3. Игры – головоломки со счётными палочками.
    4. Словесно – логические игры и упражнения: «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово».
    • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
    • Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
    • Формирование представления о символическом изображении вещей.
    • Развитие речи, мышления.
    • Развитие умения быстро подбирать нужное слово.

    Картотека игр на развитие мелкой моторики.

    «Вся дошкольная программа. Мышление».

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    Март

    Развивающие занятия

    1

    1. Упражнения на развитие мелкой моторики с массажными шариками.
    2. Игры с «цветными числами».
    3. Палочки Кюизенера.
    4. «Игры – головоломки», «Что изменилось».
    5. Словесно – логические игры и упражнения  «Закончи предложение», «Дополни ряд».
    • Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и».
    • Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам.
    • Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
    • Формирование умения устанавливать логические связи.

    Картотека игр на развитие мелкой моторики.

    «Вся дошкольная программа. Мышление».

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    Палочки Кюизенера.

    2

    1. Упражнения с массажными шариками.
    2. Поиск недостающей фигуры.
    3. Колумбово яйцо.
    4. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
    • Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии.
    • Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.
    • Развитие мелкой моторики.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников».

    «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

    Е.Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

    3

    1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
    2. Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Гдеспрятался Джерри.
    3. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
    • Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта).
    • Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции.
    • Развитие умения сравнивать.
    • Ориентировка в пространстве.
    • Развитие мелкой моторики.

    Блоки Дьенеша.

    Е. Рахманинова «45 занятий подготовки руки к письму».

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    И. В. Стародубцева,
    Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

    4

    1. Упражнения с массажными шариками.
    2. Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера.
    3. Задание на классификацию.
    • Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.
    • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
    • Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.
    • Развитие умения быстро подбирать нужное слово.

    Блоки Дьенеша.

    Палочки Кюизенера.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    Апрель

    Развивающие занятия

    1

    1. Упражнения с массажными шариками.
    2. Колумбово яйцо.
    3. Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Логические цепочки».
    • Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.
    • Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации.
    • Развитие мелкой моторики.

    Картотека игр на развитие мелкой моторики.

    «Вся дошкольная программа. Мышление».

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    2

    1. Упражнения с массажными шариками.
    2. Работаем с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
    3. Упражнения на сравнение двух групп фигур.
    4. Словесно – логические игры и упражнения «Представь, что это?».
    • Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
    • Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.
    • Формирование представления о символическом изображении вещей.
    • Развитие речи, мышления.

    Картотека игр на развитие мелкой моторики.

    Блоки Дьенеша.

    Палочки Кюизенера.

    А. И. Воронина «Логика в картинках для дошколят».

    3

    1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
    2. Задания по Блокам Дьенеша.
    3. Рисуем по клеточкам (графический диктант).
    • Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.
    • Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами.
    • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
    • Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    Блоки Дьенеша.

    Палочки Кюизенера.

    Картотека игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

    А. И.Воронина «Логика в картинках для дошколят»

    4

    1. Упражнения с массажными шариками.
    2. «Найди все дороги», «Где чей домик?», «Математическое лото», «Логическая мозаика» - занимательные игры.
    3. Учебно–игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику».
    • Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.
    • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
    • Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

    Картотека пальчиковых игр и упражнений.

    Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников».

    Май

    Развивающие занятия

    1

    1. Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры».
    2. Математические загадки, игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?», «Торопись, да не ошибись», «Примеров много – ответ один».
    3. Словесно – логические игры и упражнения: «Четвёртый лишний», «Нелепицы».
    • Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.
    • Развитие математических понятий о составе числа.
    • Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.
    • Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации

    Блоки Дьенеша.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    2

    1. Игры с блоками Дьенеша по альбомам с заданиями: «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране Блоков», «Давайте поиграем» (учебно–игровые пособия).
    2. «Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры.
    3. Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Толкование пословиц», «Суждения».
    • Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.
    • Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
    • Развитие умения рассуждать, делать умозаключения.

    Блоки Дьенеша.

    Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи».

    «Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра: игры - головоломки».

    Мониторинг

    3

    1. Игра «Умники и умницы».
    • В игровой форме закрепить понятия: классификация, сравнение, симметрия, высказывание, отрицание.
    • Проверить уровень сформированности определенных умений и навыков.
    • Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде; прививать аккуратность в оформлении коллективных творческих работ.

    Викторина для детей старшего дошкольного возраста.

    4

    1. Диагностическое занятие.
    • Сделать сравнительный анализ уровня развития мыслительных операций у детей с сентября по май.

    Е. В. Колесникова: Диагностика математических способностей детей
    6-7 лет.


    Диагностический инструментарий

    Мониторинг развития у детей сформированности логического мышления проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

    Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по развитию логического мышления.

    К концу обучения по программе кружка у детей сформировано:

    • умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие;
    • умение сосредотачивать внимание на предметах и явлениях (внимание);
    • произвольная память;
    • мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
    • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
    • интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».

    Дети умеют:

    • выделять самое существенное в предметах;
    • видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
    • пользоваться различными схемами и планами;
    • рассуждать;
    • делать умозаключения в соответствии с законами логики.


    Информационно-методическое обеспечение программы

    Перечень программ и технологий

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. – 2008 с.
    2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. – 224 с.

    Перечень пособий

    1. Б. Н. Бухаров «Думай в квадрате» - Изд.: Карапуз, 2012. – 16 с.
    2. Т. П. Воронина А.И.Воронина Логика в картинках для дошколят –Москва: «Грамотей», 2011
    3. В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей»
    4. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи» - Сфера, 2011. – 48 с.
    5. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с.
    6. И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М.: АРКТИ, 2010 г. - 68 с.
    7. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». – Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия:Развивающее обучение)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста , посредством дидактических игр

    это материал из моего опыта  работы с детьми по проблеме формирования логического мышления у детей дошкольного возраста...

    РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

    В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (игр - головоломок, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в развитии логического мышления детей дошкольного возр...

    Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

    Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста...

    Учебно-методическая разработка по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

    Необходимо в дошкольном возрасте формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вус к творческой работе....

    Методическая разработка игр и упражнений для развития логического мышления у детей дошкольного возраста

    Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказател...

    Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.

    Математическое развитие ребенка… Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открыв...

    Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.

    Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...