Методическая разработка игр и упражнений для развития логического мышления у детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Липовская Кристина Дмитриевна

Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из них.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад № 14 комбинированного вида Кировского района

Методическая разработка игр и упражнений для развития мышления у детей дошкольного  возраста

Выполнил воспитатель

Липовская Кристина Дмитриевна

2019 год

Аннотация: в данном пособии приведены задания и упражне­ния, которые на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт учат строить правильные суж­дения, проводить несложные доказательства без предварительного освоения самих законов и правил логи­ки, отыскивать несколько возможных решений, обо­сновывать существование каждого из

них.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;

наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;

абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;

понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.



Тест «Заселение домика»

 Этот тест позволяет оценить особенности мышле­ния ребенка. Выявляет комбинаторные умения и на­выки. С его помощью можно выявить, насколько ре­бенок умеет планировать свою деятельность и конт­ролировать ее результат.

 Задание ребенку:

 —  Посмотри на этот домик. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. На каждом этаже живут три жильца: галочка, точка и палочка. (Рисуете рядом с домиком точку, галочку и палочку.) Каждый в своей комнате. Самый верхний этаж, шестой, уже заселен вот так: точка, галочка, палочка. Давай вместе заселим пятый этаж, так, чтобы порядок заселения пятого эта­жа был другой, не такой, как на шестом эта

Итак, в первую комнату успела въехать точка. Как разместятся остальные жильцы? Остались не­заселенными еще четыре этажа. Рассели жильцов так, чтобы все этажи были заселены по-разному и чтобы порядок заселения пятого и шестого этажа не повторялся.

 Результат

 Отлично, если ребенок полностью справился с за­данием самостоятельно.

 Если он выполнил правильно только два-три ва­рианта — это тоже неплохой, результат, тем не менее, надо посмотреть, как ребенок выполнил это задание.


 Идеальный вариант выполнения:

Упражнение 2. «Смысловой ряд»

 Какое будет четвертое слово:

Лиса — нора, медведь — ...  (берлога)

Больница — лечение, школа —.... (обучение)

Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)

Рыба — вода, птица — ... (небо)

Утка — утенок, курица — ... (цыпленок)

Птицы — перья, звери — ... (шерсть)

Осень -—зима, дождь — ... (снег)

Кастрюля — половник, тарелка — ... (ложка)

Куртка — замок, шуба — ... (пуговица)

Тепло — вода, морозно — ... (лед)

Упражнения 3 «Поиск закономерностей»

 

 Продолжить перечень слов.

 Как можно назвать одним словом следующие предметы?

 Март, апрель, май, июнь... —  месяцы .

 Хлеб, молоко, колбаса, макароны... —  продукты .

 Стол, стул, шкаф, диван... —  мебель .

 Ромашка, василек, одуванчик, лютик... —  полевые цветы .

 Туфли, сапоги, валенки, сандалии... —  обувь.

 Холодильник, утюг, пылесос, телевизор... —  бы­товые электроприборы.

 Роза, гвоздика, астра, тюльпан... —  садовые цвет Карандаш, ручка, тетрадь, пенал... —  школьные принадлежности.

Компот, каша, борщ, хлеб... —  еда.

Тарелка, чашка, ложка, стакан... —  посуда.

 Машина, кукла, кубики, пирамидка... —  игрушки.

 Молоток, топор, пила, лопата... —  инструменты.

 Дуб, береза, осина, клен... —  деревья.

Упражнение 4 «Ответы на логические вопросы (ситуации)»

 

Примерные вопросы:

 Чем отличается чашка от стакана?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Как зовут маму вашей мамы?

Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

Как называется место, где продают хлеб? (Лечат, стригут, шьют)

Что нужно делать пешеходу при красном свете светофора? Почему?

Какие слова являются противоположными по зна­чению:

 Большой — начало — высокий — брать — ... и т. д.

Когда ты завтракаешь — утром или вечером?

Сколько концов у двух палок?

Чем похожи дерево и куст? Чем они отлича­ются?


 Слова для сравнения:  портфель и сумка, ручка и карандаш, тетрадь и книга и т. д.

 Примерные ситуации:

 1. Стоят два барана. Один смотрит налево, другой на­право. Видят ли они друг друга?

 2. На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколь­ко яблок осталось расти на сосне?

 3. Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты малень­кий», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, ка­кой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку от­ветить на этот вопрос.

 4. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

 5. На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

 6. Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

 7. Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подо­шла к закрытому окну, посмотрела на улицу и ска­зала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

 8.На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуля­ешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, по­смотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро  он  кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кон­чится?».

«Назови соседей»

 Игра развивает скорость мыслительных процессов.

 Правила игры.

 Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет число первого десятка. Игрок, поймавший мяч, называет «соседей» числа.

 Рекомендуем

 Постепенно усложнять игру: использовать чис­ла второго (третьего и т. д.) десятка.

«Один — много»

 Игра направлена на развитие быстроты мышления.

 Правила игры.

 Игроки сидят по кругу. Водящий бросает мяч и называет слово в единственном числе. Игрок, поймав­ший мяч, возвращает его водящему. называя это сло­во во множественном числе.

Игра на развитиемышления «Куда уместится кошка?»

 

Попросите малыша изобразить знакомое емуживотное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда ономогло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в этукоробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумываетместа, куда можно пристроить кошку. Игра способствует развитию воображения,речи, памяти, навыков сопоставления.

Упражнение на развитиемышления

«План местности»

 Цель: Развитие навыков совместнойдеятельности. Возраст: дошкольный, младший школьный. Материал: картонное игровое поле наборкарточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты,река, озеро. Проведение: Дети разбиваются на командыи выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этимпланом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дополнительная общеразвивающая программа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Дополнительная общеразвивающая программапо развитию логического мышленияу детей дошкольного возраста...

Статья "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений"

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений....

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование игр и упражнений с блоками Дьенеша»

Введение Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, с...

Учебно-методическая разработка по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Необходимо в дошкольном возрасте формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вус к творческой работе....

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Разработка направлен на развитие умственных способностей детей начиная с раннего возраста...