Картотека игр на развитие фонематического слуха у детей
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Елена Валентиновна Яковлева
 

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_na_razvitie_fonematicheskogo_sluha.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

Дидактическая задача: дать представление о звуках окружающего мира.

Оборудование: ширмочка, колокольчик, барабан, стакан, кастрюлька, деревянная ложка или какой - либо другой предмет из дерева, чайная ложечка.

Содержание. Воспитатель или кто - то из детей за ширмочкой, стоящей на столе, звонит в колокольчик, стучит ложечкой по стеклянному, металлическому или деревянному предмету, барабанит и т. д. Дети говорят, что они слышат («звон», «стук», «гром»), и по звуку определяют предмет.


УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Дидактическая задача: развивать у детей фонематический слух.

Оборудование: повязка (косынка).

Содержание. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящему завязывают глаза. Участники ходят по кругу и приговаривают: «Ты загадку отгадай, кто назвал тебя - узнай», после чего кто - нибудь из детей называет водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если угадывает, становится в круг, а называвший занимает его место.


УГАДАЙ, ЧТО Я СКАЗАЛ

Дидактическая задача: показать, что слова различаются звуками; упражнять детей в различении похожих по звучанию слов.

Оборудование: жетоны для награждения.

Содержание. Воспитатель тихо произносит слова парами, а вызванный ребенок должен повторять их, называя звуки, которыми слова различаются. Например, кошка - ложка, бабочка - бабушка, шапка - лапка, дом - том и т. д. За правильный ответ дается жетон. Впоследствии слова могут произносить дети.


ПОДБЕРИ СЛОВА

Дидактическая задача: закреплять умение выделять в словах отдельные звуки и определять расположение звуков; пополнять активный словарь детей.

Оборудование: вымпел для награждения, флажки.

Содержание. На доске чертятся три лесенки. Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. Вызывается ребенок с первого ряда. Если он отвечает правильно, ставится или рисуется флажок на ступеньке лесенки. Затем вызывается ребенок со второго ряда, с третьего. Тот ряд, лесенка которого будет пройдена доверху быстрее, получает вымпел.

Вариант 1. Первому ряду предлагается придумать слова с названным звуком в начале, второму - в середине, третьему - в конце слова.

Вариант 2. Заданию придается тематическая направленность. Детям предлагается приготовить обед, все блюда которого будут начинаться звуком к; сходить в магазин и купить продукты, названия которых начинаются звуками с, я. Варианты игры могут быть и другие.


КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ? 

Дидактическая задача: развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах определенный звук.

Оборудование: жетоны.

Содержание. Дети, прослушав короткий рассказ воспитателя (или скороговорку, потешку), подсчитывают и называют слова, начинающиеся с определенного звука. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

Вариант. В качестве варианта детям можно предложить подсчитывать, сколько раз встречается наиболее часто употребляемый звук в разных позициях, а не только в начале слова.


ПЕРЕКЛИЧКА

Дидактическая задача: учить детей говорить ясно, четко; закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова.

Оборудование:

Содержание: Воспитатель называет вперемешку различные звуки, дети, фамилии которых начинаются с этих звуков, встают и произносят свою фамилию. Дети, оставшиеся сидеть, т. е. не услышавшие «своего звука», проигрывают. (Звуки можно называть в алфавитном порядке.)

Вариант. Воспитатель не называет звуки, а показывает буквы.


КАКОЙ ЗВУК

Дидактическая задача: развивать умение различать гласные и согласные звуки; фиксировать звуки речи значками.

Оборудование; карточки со схематическим изображением гласных и согласных звуков.

Содержание. Воспитатель называет вперемешку гласные н согласные звуки, а дети показывают соответствующие карточки. При повторении игры можно слушать звуки с закрытыми глазами.


СКОЛЬКО ЗВУКОВ УСЛЫШАЛИ?

Дидактическая задача: развивать фонематический слух детей; формировать умение различать звук и прямой слог.

Оборудование: 

Содержание. Воспитатель произносит вперемешку гласные и согласные звуки и прямые слоги, например: а, д, р, на, д, су, за и т. д. Услышав один звук, дети ставят на локоток одну руку; услышав прямой слог, две руки сжимают в рукопожатии.


ТВЕРДЫЙ ИЛИ МЯГКИЙ

Дидактическая задача: учить различать твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование: фишки синего и зеленого цвета.

Содержание. Воспитатель называет попарно или вперемешку твердые и мягкие согласные звуки. Дети поднимают соответствующую фишку: на твердый согласный звук - синюю, на мягкий согласный звук - зеленую. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.


НАЗОВИ СВОЙ ЗВУК

Дидактическая задача: учить называть парные твердые и мягкие согласные звуки.

Оборудование: мяч.

Содержание. Дети становятся в круг. Воспитатель поочередно бросает детям мяч, называя твердый согласный звук. Ребенок бросает мяч воспитателю, называя парный мягкий согласный звук: н', м', к', п', р' и т. д. Кто ошибся, делает шаг назад.


ТРИ ПОРОСЕНКА

Дидактическая задача: усваивать навыки словообразования путем замены звуков.

Оборудование: предметные картинки с изображением трех поросят, иллюстрация из книги к сказке «Три поросенка».

Содержание. Дети определяют, какими звуками отличаются имена поросят: Ниф и Няф, Наф и Нуф. Далее придумывают слова, отличающиеся только одним звуком, например: дом - дым, лук - лак, сок - сук, мак - рак и т. д. Выигрывает ряд, допустивший меньше ошибок.


УГАДАЙ - КА

Дидактическая задача: закреплять представление о звуковой структуре слов.

Оборудование: схемы слов и слогов.

Содержание. Воспитатель вперемешку называет прямые слоги и слова из двух, а затем из трех звуков, например: ли, он, ус, ты, ры, дом и т. д. Дети на каждый слог или слово поднимают карточку с соответствующей схемой. Кто ошибся, встает.


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ

Дидактическая задача: упражнять детей в анализе звуковой структуры слов.

Оборудование: схемы слов, вымпел.

Содержание. На доске или таблице три разные схемы слов, например: мак, сани, лиса; шары, лось, Ира и т. д. Дети рассматривают схемы и называют как можно больше слов, подходящих под предложенную схему. Победивший ряд награждается вымпелом.


ДРУГ ЗА ДРУГОМ 

Дидактическая задача: отрабатывать навык деления слов на слоги; упражнять в словообразовании путем замены звуков или слогов.

Оборудование:

Содержание. Воспитатель называет слово, а дети продолжают «цепочку»: каждое придуманное ими слово должно начинаться с последнего звука (или слога) предыдущего слова, например: шар – рак – кот – танк - карандаш; лиса - сани, Нина - наша и т. д.


ЖИВЫЕ БУКВЫ

Дидактическая задача: учить называть по порядку звуки в словах разного типа без опоры на схемы; составлять слова из букв.

Оборудование: касса букв.

Содержание. Воспитатель вызывает к столу, на котором лежат буквы, несколько ребят (по количеству букв в задуманном слове) с одного ряда. Взяв по букве, дети выстраиваются так, чтобы из букв получилось слово. Сидящие за партами «судьи» прочитывают слово. Затем каждый ребенок характеризует свой звук: гласный - согласный, твердый - мягкий, ударный - безударный. «Судьи» оценивают ответ, исправляют ошибки. Следующее слово составляют дети другого ряда.


СКОЛЬКО СЛОГОВ?

Дидактическая задача: закреплять умение делить слова на слоги.

Оборудование: таблицы - схемы, указывающие количество слогов в слове ( - , - 1 - , - [ - 1 - и т. д.), игрушки.

Содержание. Таблицы с домиками для слов прикрепляются в разных местах класса. По сигналу дети с игрушками в руках занимают место у своей таблицы - «домика» с нужным количеством слогов. Слова - названия игрушек отчетливо проговариваются. Для одной игрушки, название которой состоит из четырех или пяти слогов, не будет «домика». Ее владелец остается у своей парты. Затем детям раздаются новые игрушки, игра возобновляется. Тот, кто ошибся, продолжает играть с прежней игрушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста...

Картотека игр на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ИГРна развитие фонематического слухау детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр для развития фонематического слуха для детей 6 - 7 лет

Речевые игры - эффективное средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека «Игры для развития фонематического слуха у детей»

1. «Ушки - слушки»Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предм...