Доклад Тема: "Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения" (из опыта работы)
опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа)

Посохова Римма Владимировна

Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики это одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki.docx83.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук

при коррекции звукопроизношения".

   Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.

 Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать отдельно от общего соматического развития ребёнка.

 Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдаются в разной степени выраженная общая и мелкая моторная недостаточность, особенно отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Из исследований установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть в норме и выше.

  • Рекомендую стимулировать речевое развитие детей путём  тренировки движений пальцев рук.
  • Давать  чаще в руки детей мозаику, эспандеры, предложите собрать в  миску рассыпанную фасоль, горох, палочки, пуговицы (естественно следить за ребёнком, во избежание несчастного случая).
  • Вечерами устраивайте игры с пальчиками, сопровождая чтением потешек, при этом учитывайте речевые возможности ребёнка.

      Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики это одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями

  • Пассивная гимнастика (массаж и самомассаж)
  • Активная гимнастика (всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, бусины, пуговицы, спички, счетные палочки)
  • Пальчиковая и сопряженная гимнастика (статические, динамические упражнения.     Цель сопряженной гимнастики - привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев и губ; научить управлению этими движениями. В сопряженной гимнастике предлагаются также упражнения для одновременной работы пальцев и языка)
  • Пальчиковый театр и пальчиковый театр теней (Речь только начинает

формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат).

  • Графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами (Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особо место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей, конструирование)
  • Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой (Традиционно физкультминутки про водятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое   восприятие.   Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта).
  • Логоритмика (Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром).
  • Подготовка руки к письму.  Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Тест на развитие графического навыка.
  •  Развитие графического навыка (графический диктант, рисование линий: прямые и фигурные дорожки, рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам, выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.

Комплексы  пальчиковой гимнастики

Комплекс №1

  1. Гармошка.  Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь – вместе).
  2. Ладонь-кулак-ребро (на счет «раз-два-три»).
  3. Пальчики здороваются (насчет «раз-два-три – четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).
  4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
  5. Дети бегут на перегонки (движения как в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка «Пальчик-мальчик»

 Пальчик-мальчик, где ты был?

 С этим братцем в лес ходил.

 С этим братцем щи варил.

 С этим братцем кашу ел.

 С этим братцем песни пел.

Комплекс №2

  1. Коза  (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
  2. Козлята (то же упражнение выполняется пальцами обеих рук).
  3. Очки  (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук).
  4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
  5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Комплекс №3

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

  1. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  2. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
  3. Цветок (то же, но пальцы разъединить).
  4. Корни растения (прижать руки тыльной стороны друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка «Этот пальчик»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья     

(Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

Комплекс №4

  1. Пчела (указательным пальцем правой, затем левой руки вращать вокруг).
  2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
  3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
  4. Солнечные лучи ( скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка «Этот пальчик»

…Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Ты братишек не буди…

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора. 

 (Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем дети обращаются к большому пальцу, разгибая все пальчики.)

Комплекс №5

  1. "Замок" (на счет «раз» - ладони вместе, на счет «два» - пальцы соединяются в «замок»).
  2. "Лиса и заяц" (лиса «крадется» - все пальцымедленно «шагают» по столу вперед; заяц «убегает» - перебирая пальцами, быстро двигаться назад).
  3. "Паук" (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).
  4. "Бабочка" (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).
  5. "Счет до четырех" (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка « Ну-ка, братцы, за работу!»

…Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому – дрова рубить.

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять   (Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.)

image004

Котик

image002Зайка

Мышка

image006

Щукаimage008

image013

Лягушкаimage014

image011image010

Улитка

Петушок

image020

image019

Курочка

Гусь

image025

                                                                                                               

                 Голубь                                                                                          

                                                                                                        image027

image029

image022Козаimage024

Учитель-логопед

Посохова Римма Владимировна

ФГКДОУ №156 МОРФ г. Белгород-22

сайт: мhttp://kalinka156.ucoz.net/

image017

image017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить мелкую моторику руки ребёнка дошкольного возраста (из опыта работы)

Практические упражнения для детей дошкольного возраста, помогающие развить мелкую моторику руки....

Как развить мелкую моторику руки ребёнка дошкольного возраста (из опыта работы)

Практические упражнения для детей дошкольного возраста, помогающие развить мелкую моторику руки....

Как развить мелкую моторику руки ребёнка дошкольного возраста (из опыта работы)

Практические упражнения для детей дошкольного возраста, помогающие развить мелкую моторику руки....

Как развить мелкую моторику руки ребёнка дошкольного возраста (из опыта работы)

Практические упражнения для детей дошкольного возраста, помогающие развить мелкую моторику руки....

Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.

Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....

Игровые приемы на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения ( из опыта работы).

Игровые приемы на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения. Общеизвестно, что от своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и нормальное речево...

Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете "Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи ребёнка"...