Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи (из опыта работы)
материал на тему

Лазарева Ольга Владимировна

Выступление на педагогическом совете "Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

      Овладение родным языкомразвитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

      Наши дети выросли и им скоро идти в школу. Каждый специалистработающий с детьми знает, что неполная коррекция нарушений речи в дошкольном возрасте, неизбежно повлечет за собой стойкое нарушение письма и чтения. Поэтому очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью.

    На  начало учебного года в нашей группе логопедом была поведена диагностика, которая показала, что  не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития:

- 3 детей  со сложными нарушениями речи;

- 9 с нарушениями звукопроизношения;

- 6 с нечёткой речью;

- 4 чистоговоряших ребёнка .

В результате обследования Людмила Ивановна создала «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает проблемы звукопроизношения.

     Для успешной работы в этом направлении   в группе создан речевой уголок. Дидактическое оснащение нашего уголка соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. 

    Тематические альбомы и игры для обогащения словарного запаса, игры и пособия для формирования грамматического строя, а также связной речи, дидактический материал для развития фонематического слуха и восприятия.          

     Предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, кустарники, домашние животные и птицы, зимующие и перелётные птицы, дикие животные и т.д.

Различные виды театров.

Картотека чистоговорок, считалок, поговорок, пословиц, пальчиковых игр, мнемотаблицы.

Любимыми пособиями наших детей являются игры для развития мелкой моторики: «Разноцветные камушки», «Шнуровки», «Умные прищепки».

Отработанные  Людмилой Ивановной на индивидуальных и фронтальных занятиях навыки, мы закрепляем не только во время занятий, но и в процессе всех режимных моментов.

В утренний отрезок времени проводим:

  • -игры на закрепление поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции, используя картинки - символы и звукоподражания.
  • -игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.(«Найди первый и последний звук», «Прохлопай или прошагай слово»)
  • -развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) («Отгадай и назови», «Назови другим словом», «Я знаю пять…»)
  • -развитие и совершенствование звуковой культуры речи ( «Посели в домик», «Поймай слово»)
  • -развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова, («Назови ласково», «Маленький – большой») согласовывать различные части речи вроде, числе и падеже,
  • -развитие связной речи.
  • для автоматизации звука в речи заучиваем чистоговорки, стихи.

   На прогулке подвижные игры упражнения, пальчиковая гимнастика развивают общую и тонкую моторику, координацию речи с движением.

    Во второй половине дня для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.  

      Много играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей /«Назови игру»- магазин, парикмахерская, кафе; «Назови инструменты» - стетоскоп, бинт, рецепт, шприц; «Какой официант?» - добрый, внимательный, вежливый; Что делает парикмахер – стрижет, смывает, расчесывает.

Детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики необходимо направлять собирать мозаику, пазлы, работать с конструктором и т. п.

   Необходимо отметить еще одно важное направление в совместной работе логопеда и воспитателя - это работа с родителямиРаботу с родителями мы проводим в различных формах. Это оформление стендов для родителей, где содержится полезная для них информация, проведение собраний,  консультаций. У всех детей заведена тетрадь для индивидуальной работы.

      Мы работаем с детьми в течении всего дня, имея возможность многократно повторять наработанный логопедом материал, повторять и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение  в самостоятельную речь. Благодаря взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя можно исправить дефекты,  речи и подготовить ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда при дислалии".

Достижение эфективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия воспитателя, логопеда. психолога. В работе обращается внимание на то, как меняются методы и приемы работы восп...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

методическая разработка "Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда"

методическая разработка "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя"...

« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»

                 Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий,выдающ...

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

Работу по звукопроизношению, развитию навыков языкового анализа, общих речевых навыков, совершенствованию грамматического строя речи и обучению связной речи ведет логопед, а воспитатель, являясь его п...

« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»

Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?...