"Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда при дислалии".
консультация по логопедии на тему

Достижение эфективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия воспитателя, логопеда. психолога. В работе обращается внимание на то, как меняются методы и приемы работы воспитателя в связи с коррекционными требованиями, на отличительные особенности фронтальных занятий воспитателя. Воспитатель для коррекционной работы использует и 2-ю половину дня, режимные моменты игры и развлечения,ю прогулки и экскурсии. Для развития речевой деятельнояти и речевого общения детей воспитатель создает специальные условия.Указаны отличия в работе воспитателя и логопеда при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приемам и продолжительности. Раскрыты этапы работы над лексико-грамматическими темами воспитателя и логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл g_a_u_d_o_lipetskoy_oblasti.docx58.91 КБ

Предварительный просмотр:

Г А У Д О  Липецкой области «Институт развития образования»

       Кафедра специальной педагогики и социальной работы.

Выпускная квалификационная работа КПК

«Современные подходы к организации коррекционного развития, обучения и воспитания детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС с учетом общественно-ориентированного образования»

По теме:

«Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда при дислалии».

        Работу выполнила:

                                    Климова В.В.

        Работу проверила:

        

Липецк 2014.

Введение……………………………………………………………………………………………………..1.

1.Дислалия у детей.

1.1.Механическая дислалия. Ее причины……………………………………………………2.

1.2.Функциональная дислалия. Ее причины……………………………………………….3.

1.3.Классификация дислалии……………………………………………………………………….3.

2.Необходимость устранения дислалии  в дошкольном возрасте……………..5.

Оглавление

Введение.        

Введение.

      В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного  речевого и психического развития подрастающего человека.

       Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый для учения в школе словарный запас и языковые грамматические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологическим анализом слов.  Однако у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются. Данные исследований свидетельствуют, что готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями речи в условиях массовой школы обычно оказываются  не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объеме. Многие дефекты речи препятствуют также успешному обучению детей и по ряду других учебных дисциплин.

         В связи с этим особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений и тем самым выравнивания психического развития основной массы логопатов до возрастной нормы.        

 

1. Дислалия у детей. Виды дислалии.

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

По этиологическому признаку  дислалию подразделяют на два вида: механическую (органическую) и функциональную.

1.1.Механическая дислалия. Ее причины.

          Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и  мышечного  строения.

          Часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Кроме того, дислалия может быть вызвана тем, что язык слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию.

         Дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса, которые могут иметь несколько вариантов.

        Прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед, в результате нижние передние зубы не смыкаются с верхними.

       Прогения – нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.

     Открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток.

     Боковой открытый прикус – может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним.

     Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, искажая звукопроизношение.

     Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое нёбо или, наоборот, низкое, плоское препятствует артикуляции многих звуков.

      Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков.

1.2. Функциональная дислалия. Ее причины.

        Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата, т.е. нет никакой органической основы.

Причины функциональной дислалии.

  1. Неправильное воспитание речи ребенка в семье.
  2. Дислалия может возникнуть по подражанию.
  3. Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье.
  4. Педагогическая запущенность, когда взрослые не обращают внимания на звукопроизношение ребенка.
  5. Недоразвитие у детей фонематического слуха.
  6. Дислалия бывает следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.
  7. Дислалия может быть вызвана снижением слуха.
  8. Недостаточное умственное развитие ребенка.

1.3.Классификации дислалии.

      По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную. Если в произношении отмечается до четырех дефектных звуков, -это простая дислалия, если пять звуков и более – сложная дислалия.

     В соответствии с характером дефекта произношения выделяют следующие виды дислалии:

1. Сигматизм обозначает недостатки произношения свистящих и шипящих.

2. Ротацизм обозначает недостатки произношения звуков «р», «р”».

3. Ламдацизм обозначает недостатки произношения звуков «л», «л».

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм, гаммацизм, хитизм, йотацизм.

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к и т.д.

6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающихся в замене их парными твердыми, например д-д, п-п, к-к и т.д.

       Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажениях, либо в заменах.

     Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова (рыба - «ыба»), в середине (пароход – «паоход») и в конце (шар – «ша»).

     Искажение звука выражается в том, что вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубный с, боковой ш, двугубный л и др.)

     Замены звука звуком могут быть следующими:

  • Замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции (кулак – «тулак», гудак – «дудок» и др.);
  • Замена звуков, одинаковых по месту артикуляции и различающихся по способу образования (санки – «танки»);
  • Замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляции (сумка – «тумка»);
  • Замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса (булка – «пулка», зубы – «субы»);
  • Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости (раз – «ряз», пила – «пула»).

2. Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте. Взгляды педагогов и психологов на роль фонематического восприятия в развитии речи.

       Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее. Более того, такое сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Почему это происходит?

      Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов речевого аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре головного мозга. И.П.Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и называл их «базальным (основным) компонентом». Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Само собой разумеется, что при дефектном звукопроизношении «базальный компонент» присутствует не целиком  и, стало быть, не происходит и полноценного развития фонематического восприятия.

        Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).

        По данным Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слова.

        Исследования Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина подтверждают, что в период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

        Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать от возрастной нормы. А.Н. Гвоздев и Н.И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возможно тогда, когда оба образа совпадают (Д.Б. Эльконин).

       По этой же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми». У ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематических и лексико-грамматических. Иными словами, в результате сложной дислалии появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, обязательно повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения. Вот к каким серьезным последствиям приводит в некоторых случаях своевременно не выявленная и не устраненная дислалия.

      Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему? Маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4-5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое косноязычие. И только после 4-5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.

3.Совместная работа воспитателя и логопеда по устранению дислалии.

        Педагогический процесс, реализуемый в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, где находятся дети с дислалией, содержит два вида преемственной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя: преемственность в развитии речи (исправление дефектов произношения, устранение лексико-грамматических пробелов, обучение грамоте) и в развитии внеречевых психических процессов. 

        Основными задачами логопедической работы с детьми с нарушениями звукопроизношения в детском саду являются:

1)     формирование звукопроизношения;

2)     развитие фонематического восприятия;

3)     подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме,

предусмотренной программой для первого класса массовой школы.

 В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит

одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты.

В целях подготовки детей к обучению грамоте проводятся также следующие

упражнения: различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и

согласных; выделение любых звуков из состава слова; членение слова на слоги, а слогов на звуки; объединение звуков в слоги, а слоги в слова; определение последовательности звуков в слова; членение предложений на слова.

Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то

есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения – в письме и чтении.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в стадии закрепления.

К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты.

        При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ФФНР у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1)      развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического

восприятия;

2)      совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при

устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение

артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

3)      закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

4)      закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом

лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в

режимных моментах;

5)       закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

6)      формирование диалогической и монологической форм связной речи;

7)      закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

8)      закрепление навыка чтения;

9)      подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

10) развитие памяти, внимания, мышления.

        Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

             Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.  Это относится преимущественно к овладению детьми правильным произношением и развитием  у них фонематического восприятия. Учитывая последовательность овладениями этими сторонами речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

            Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип индивидуального подхода требует от воспитателя:

-           глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого

ребёнка и уровне его актуального речевого развития;

-           использование этих знаний в своей работе.

        Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо

успевает по отдельным видам занятий, то логопед может по согласованию с

воспитателем взять его на индивидуальное логопедическое занятие.

Точно так же логопед старается брать детей с прогулки без ущерба для здоровья ребёнка на 15 – 20 минут для индивидуальной работы.

        Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносимых навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.

        Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

        Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

 организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;

 создавать ситуацию общения; формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

 организовывать игры на развитие звуковой культуры речи; привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти; привлекать внимание к интонационной стороне речи.

3.1. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию

фонематического слуха и фонематического восприятия.

        В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап – узнавание неречевых звуков;

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на  материале одинаковых

звуков, слов,  фраз;

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап – дифференциация слогов;

V этап – дифференциация фонем;

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной  из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале

осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса,

вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже –

учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков

элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.    

3.2.  Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:

     Логопед исправляет нарушения речи

Воспитатель под руководством

логопеда активно участвует в коррекционной работе

Подготовительный этап

     

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

     

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

     Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы.

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

3.3.  Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию  лексико-грамматического строя.                    

        Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учётом лексических тем; пополняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

        Логопед на фронтальных занятиях формулирует темы и отрабатывает с детьми материал по произношению, звуковому анализу, обучает элементам грамоты, одновременно знакомит детей с определёнными лексико-грамматическими категориями. Логопед руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Воспитатель при планировании занятий по письму и формированию графических навыков также руководствуется методическими указаниями логопеда.

        В общей методике развития речи у детей дошкольного возраста выделяются следующие направления обучения: развитие словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи. Основную работу по этим направлениям в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи проводит воспитатель. Однако из общего объёма содержания работы, направленной на развитие речи, с целью коррекционного воздействия выделяются несколько разделов, усвоение которых вызывает у детей наибольшие затруднения. Сюда относится образование слов приставочным и суффиксальным способами, способом

словосложения, образование слов с уменьшительно-ласкательным значением. Затрудняются дети также в образовании ряда грамматических форм слов. Эти разделы первоначально отрабатываются на логопедических занятиях на материале доступных для правильного произношения слов и затем включаются в занятия воспитателя.

         Работа по развитию связной речи также содержательно изменяется. Работа проводится преимущественно над пересказом, для чего подбираются небольшие тексты. Подготовка к овладению описательным и сюжетным рассказами осуществляется постепенно, на основе накапливаемых лексико-грамматических средств. Процессы закрепления правильного произношения и овладения лексико-грамматической стороной речи является объектом пристального внимания воспитателя в течение всего пребывания ребёнка в группе.

        Вся работа над лексико-грамматическими темами построена в 4 этапа.  

      (Работа над каждой темой.)

Логопед

Воспитатель

Знакомство с понятиями, с названиями предметов, действий, признаков. Экскурсии, целевые прогулки, практическая деятельность.

Подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий; упражнение в практическом словоизменении, словообразовании; описание предметов, сравнение двух однородных предметов. Занятия, беседы.

Начинает работу над пониманием грамматического значения слова, категориального значения частей речи (значение предметности, процесса, признака), над образованием новых слов с помощью суффиксов и приставок.

Участвует в работе по активизации словаря, отрабатывает чисто произносимый материал и определённые словосочеантия.

Определяет вместе с логопедом объём пассивного и активного (в нём – чисто произносимого) словаря, речевые навыки, которые необходимо закрепить.

Ведет работу над обогащением словарного запаса детей по лексическим темам.

Продолжает работу над совершенствованием грамматического строя речи.

Работа над предложением, закрепление отдельных моделей словоизменения.

Отрабатывает определённые модели словоизменения, употребления словосочетаний, составление предложений определённого типа.

Продолжает упражнять в составлении предложений.

Работа над связной речью: пересказ, составление рассказов, драматизация, заучивание стихов, поговорок, текстов по теме.

Вводит полученные знания в самостоятельную связную речь.

Разучивает стихи, читает и рассказывает худ. литературу.

Систематически и воспитатель, и логопед обучают детей рассказыванию по картине, по серии картинок, пересказу коротких рассказов, составлению рассказов из личного опыта.

        Итак, воспитатель, прежде всего, закрепляет навыки правильной речи, формированием которых занят, прежде всего, логопед. Воспитатель же начинает работу по уточнению и расширению словаря детей и продолжает её совместно с логопедом, тем самым, обеспечивая необходимую базу для эффективной логопедической работы. Взаимосвязь между логопедом и воспитателем осуществляется в процессе речевой работы, при чётком разграничении их функций. Решая общие задачи, не тот, ни другой не подменяет друг друга, что же касается выбора и разработки приёмов и

методов проведения занятий, каждому из них предоставляется свобода творческих поисков.

Заключение.

        

         Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка:  без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идёт по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые – родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребёнком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно – психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как

«предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребёнка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

        Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

        Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда, психолога. Единообразие подходов специалистов к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование ведущего вида – игровой деятельности  - залог успеха в логопедической работе.


Список литературы.

                   

1.     Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у

дошкольников. – М., 1997.

2.     Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

3.     Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического

восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в

подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.

6. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998.

7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.

8. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. –

М., 1991.

9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для

детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.

10. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1997.

11. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия

и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

12.  Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.

13.  Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб., 1996.

14. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.

15. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском

саду. – М., 1987.

16. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.,1989.

17. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж,

1997.

18. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.(Консультация для воспитателей)

В статье представлена преемственность, взаимодествие учителя - логопеда и воспитателя группы адаптированной программы....

Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

Родительское собрание  в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете "Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи ребёнка"...

Конспект родительского собрания логопеда в детском саду по теме: "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".".

Результаты работы логопеда зависят от степени участия в ней родителей. Взаимосвязь работы логопеда и родителей осуществляются в форме индивидуальных консультаций, тренингов, наглядной информации, откр...

методическая разработка "Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда"

методическая разработка "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя"...

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".

Родительское собрание для логопедической группы "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда". Результаты логопедической работы на данном этапе....