« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»
методическая разработка (подготовительная группа)

Николенко Ольга Николаевна

Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_i_mesto_tvorcheskih_proektov.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  Николенко  О.Н. , воспитатель

ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района

Санкт -Петербурга

« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»

                   Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?

                   В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов. 

                   Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования.

                    Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

                     Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

                      Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по   проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным . Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада

                       Поэтому в практике своей работы я стала активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 9-10 проектов в год. Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоционально-нравственную сферу.

Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребёнка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение;

- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою         специфику: мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые будут проведены в нашей группе в течении 2020-21г..

1.Информационно – познавательный проект «Правила дорожного движения»

 Краткосрочный (две недели) с 09.09 по 20.09.2020 Цель: Расширить  знания  и  представления о правилах дорожного движения, повысить уровень  ответственности за безопасность жизни;

2. Познавательно-исследовательский, творческий, игровой«Осень, осень – в гости, просим».  Средней продолжительности сентябрь-ноябрь.  Цель:  Расширить знания об осени, ее признаках  дарах и изменениями в природе;

3. Творческий проект «Театр-дети-театр» (продолжение) . Долгосрочный с 01.10. 2020 по15.04.2021 г. Цель: Сформировать навыки управления куклами различных систем (настольными, на гапите, марионетками, с «живой рукой). Все свои умения и навыки реализовать в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее.

Спектакль в такой форме является итоговым и подводит итог в работе с детьми за три года, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки.

4. Информационно – творческий «Русская народная игрушка» Краткосрочный с 18.11 по 29.11. 2020 г. Цель: Познакомить с разнообразием видов русских народных игрушек, содержания игр с ними, формировать умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой.

5. Познавательно-творческий «Мой Пушкин» Краткосрочный 1 неделя с 10.02 по 14.02.2021г. Цель: Развить интерес к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе;

 развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

6. Познавательно-исследовательский « Мы - исследователи».  Краткосрочный с  14.01  по 18.01. 2021г.Цель: Расширить представления детей о воде, снеге, льде , развивать интерес к исследовательской деятельности, творческие способности, познавательную активность,

умение ставить конкретную задачу, находить её решение и делать соответствующий вывод.

7. Практический проект «Огородное царство». Средней продолжительности 7 недель

Цель:  Научить ухаживать за растениями и познакомить с условиями их содержания, сформировать знания о росте растений в комнатных условиях.

8. Творческо-экспериментальный проект  «Я художник» (продолжение). Долгосрочный  8 месяцев  с 15.09.20 г. по 15. 05.21 г. Цель: Способствовать становлению  национального самосознания детей, ощущения принадлежности  их к культуре русского народа;  Формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с произведениями русских художников портретистов  организацию художественно - продуктивной  и творческой деятельности посредством овладения нетрадиционной техникой«сухая кисть», ватная палочка, пластеинография. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Развивать творческое мышление. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

Воспитывать любовь к творчеству  русских художников.

9. Информационно-познавательный проект «День космонавтики» .

Краткосрочный с 08.04 по 12.04.2021 Цель: Расширить знания детей о солнечной системе. Познакомить с нашей галактикой, дать представления о звездах и созвездиях. Закрепить знания о первом космонавте - Ю. Гагарине. Познакомить с детей с первой женщиной космонавтом - В. Терешковой.

10. Обучающий, познавательно – исторический проект: «9 мая -день Победы!» Краткосрочный с 27 апреля  по 8 мая 2021 год. Цель: Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны, о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

                  Общими целями у всех проектов является:

- Обогащение словарного запаса детей новыми словами;

 - Развитие эмоциональной отзывчивости;

Развитие  умения обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать творческое воображение;

-  Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;        

-   Воспитание  чувства патриотизма и стремление не останавливаться на достигнутых результатах.

              На всех этапах проектной деятельности решаются почти все задачи по формированию ключевых компетентностях у детей дошкольного возраста.

               Таким образом, метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к школьному обучению.

                Использование метода проектов эффективно в процессе формирования умений в области технологической, информационной и социально-коммуникативной компетентности дошкольников.

                 Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

               

Литература:

1.Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей. / И. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 3. С. 24–28.

2.Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. / И. В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 4. – С. 99–101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идт...

Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации

Сегодня метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.О...

«Организация совместно-партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях дошкольной образовательной организации» (из опыта работы)

laquo;Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного ...

« Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя подготовительной группы дошкольной образовательной организации(из опыта работы)»

                 Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает брошенный вперед, выступающий,выдающ...

Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания  детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...