Картотека логопедических сказок
картотека по логопедии

Курнеева Маргарита Владимировна

            В логопедической работе с детьми активно использую логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обогащение и активизация словарного запаса у детей. Работа направлена на автоматизацию поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека логопедических сказок                                  для детей старшего дошкольного возраста                            с ограниченными возможностями здоровья

https://adonius.club/uploads/posts/2022-02/thumbs/1643743206_60-adonius-club-p-fon-dlya-prezentatsii-otkritaya-kniga-64.jpg

Выполнила Курнеева Маргарита Владимировна                                                         Учитель-логопед МБДО «Детский сад № 436»                                                    г. Нижний Новгород_2021 г.

Пояснительная записка

Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения!                           Сказки любят все, но сказка в жизни ребенка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни!                        

         В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник познает мир,                         вместе с тем познает и себя. А через самопознание ребенок приходит к определенному знанию не только о самом себе, но и об окружающем мире.  Кроме этого развивается речевая функция ребенка - одна из важнейших психических функций человека! В своей работе я использую различные методы исправления речевых нарушений у детей. Одним из методов является использование логопедической сказки.
     Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается тогда, когда обучение проводится в форме игр, чтения сказок, их сочинения, изготовления кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, а так же постановка театрализованных представлений на основе сюжета русских народных сказок. Поэтому я стала использовать в логопедической работе с детьми логопедические сказки, которые способствуют коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.          Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.

                                                     E:\рита\vnzel10_2018-09-16_10-43-48.jpg

Логопедическая сказка "Позовем друзей к нам в гости! "

Цель: расширение и активизация словаря по теме «овощи», «крупы»; 

- учить подбирать прилагательные к существительным;       

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать координацию речи с движением;

- развивать мелкую моторику;

В старенькой избушке, на лесной опушке лисонька жила и хозяйство домашнее вела!  Чего только не росло у нее в огороде! – видимо – невидимо!                                                                Да все овощи на звук Р и Рь: - редис, картофель, огурцы, репа, помидоры, укроп, петрушка, и морковь. Собрала лисонька урожай и решила угостить своих друзей! Овощи, в названии которых есть звук Рь, лиса оставила себе — редиску, репу, а овощи в названии которых есть звук Р, лиса решила угостить — помидоры, картофель, огурцы, петрушку и морковь. Разложила овощи лиса в мешки, да и оставила их ночь в кладовке!

А ночью мышка-норушка выбежала из норки и начала мешки дырявить, проверять, что же в них такого вкусного?! Прогрызла она первый мешок, а там – картошка, морковка, огурцы, да укроп с петрушкой – ничего вкусного! Прогрызла она второй мешок, а там еще хуже – репа, да редиска! Расстроилась мышка, что ничего для нее нет вкусного, да и убежала голодная в норку!

Утром вышла лисонька к воротам – встретила своих друзей и повела их в кладовку, запасами своими угостить, глядь, а все мешки порваны!

Рассердилась лиса, кто посмел ее запасы испортить?! – кричит, ругается. лапкой топает! Успокаивают ее друзья, да спрашивают – что же в мешочках хранилось?! - Картофель, огурцы, помидоры, петрушку и морковь, да репа с редиской!

Услышала крик мышка-норушка, стыдно ей стало, выбежала она из норки и призналась о своем любопытстве, да голоде. Пожалела ее лиса, вынесла мышке ее любимые лакомства – крупу – просо, гречку, зерна кукурузы, перловку и накормила незваную гостью, да наказала, больше без ее ведома мешки не проверять и не дырявить! Обрадовались лесные гости, что всем угощения хватило, накрыли стол и начали веселиться! Спасибо лисонька тебе, всем угодила!

                          C:\Users\PC\Desktop\1536071.jpg

         Логопедическая сказка "Веселый хвастунишка!"

                        (артикуляционная гимнастика)

Цель:  выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции. Развить и улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз.

Жил-был на болоте комарик! Каждое утро наводил себе красоту – умывался, чистил зубки, причесывался и делал зарядку (все действия выполняемые комариком – имитируем, показываем вместе с детьми!). Но особое внимание уделял своему острому носику-хоботку!

  1. Упражнение «Хоботок» (губки вытянуты вперед, фиксируем под счет до 7).

А потом смотрел в зеркальце и весело улыбался своему отражению!                               2. Упражнение «Улыбочка» (уголки губ тянем к щечкам, под счет до 8).                         Долго за комариком наблюдала лягушка, и все удивлялась, как же долго комарик занимался самолюбованием! Прыгнула лягушка к комарику и широко от удивления открывала рот!                                                                                                        3. Упражнение «Окошко» (широко открываем ротик, язычок лежит за нижними зубами, под счет до 7).                                                                                                                                   Сидит с открытым ртом, глаза выпучила, лапки растопырила, только всех вокруг распугала, а комарик от смеха надрывается! Взял и бросил ей в ротик конфетку! 4. Упражнение «Конфетка» (поочередно упираем кончик язычка в правую и левую щечку, под счет с каждой стороны до 8).                                                                                Съела лягушка конфетку, и давай зубки чистить!                                                              5. Упражнение «Чистим верхние и нижние зубки!» (кончиком язычка чистим снаружи верхние зубки, изнутри нижние зубки), чистит, а сама думает, это сколько же время он прихорашивается?! Вот бездельник!  Не дело это, думает…!                                                                                               6. Упражнение «Часики» (ротик открыт, прямой язычок движется влево-вправо, дотрагиваясь поочередно до каждой щечки! Под счет до 10).                            Смеялся комарик, дразнил лягушку – раздул свои щечки, глазки выпучил!                                7. Упражнение «Надуем щечки» (держим под счет до 10).                                            Не стерпела такого оскорбления лягушка, раз – и съела комарика! Ох, и вкусный же был комарик! Мммм-Ммммм-Мммм! – облизывается лягушка!                                 8. Упражнение «Вкусное варенье» (языком облизываем верхнюю губу – до 6 раз).

                                                                                                                                                https://printonic.ru/uploads/images/2016/03/01/img_56d5842b364f8.jpg

Логопедическая сказка "Шушунья и Жужунья"

        (автоматизация звуков [ш] - [ж] - [щ] - [ч])

Цель: уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков [Ж], [Ш], [Ч], [Щ], учить соотносить звук с соответствующей буквой, учить дифференцировать звуки и буквы изолированно, в слогах, в словах, во фразах. Расширение и обогащение словарного запаса детей.

Жила-была в домике «Шушунья»!  Вышла она однажды на прогулку в лес. Идет шушунит, топочет - шишки, желуди, каштаны собирает в мешочек, листочки под ногами шуршат – шу-шу, шу-шу, ветерок теплый обдувает – шшшш, и видит, на встречу ей, идет ее подружка Жужунья, - без настроения, грустная, невеселая, да еще и шепотом говорить стала!                                                    « - Что с тобой, подруженька?! – спрашивает Шушунья. Заплакала Жужунья и призналась: « - Наелась я мороженого в жару такую, горло жжет, жар по всему телу, жутко нехорошо…!» Удивилась Шушунья и говорит: « - Да ты что, Жужунья, разве можно в такую жару мороженое есть, и гулять, когда так плохо чувствуешь себя?! Ну-ка быстро домой, дам тебе жаропонижающее, жар твой отваром снимать будем и спать тебя уложу!»

Все с точностью сделал Шушунья – жаропонижающее дала, жидкий мед налила, отвар из шишек и каштанов сделала, выпила все Жужунья – эх, как же хорошо сразу стало! Жар прошел, жжение в горле пропало, настроение хорошее, жизнь прекрасна! Как же хорошо иметь заботливую подружку!

                   

                   C:\Users\PC\Desktop\OJz9njKoe4Y.jpg

Логопедическая сказка "Желание!"

Цель: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Жил-был зайчик, длинные ушки! Серенький, пушистенький, симпатичненький, но невоспитанный! Никогда и никому он не говорил волшебных, добрых слов – «доброе утро», «спасибо, «пожалуйста», «спокойной ночи», поэтому никто из зверей в лесу не хотел с ним дружить! Грустно стало зайчонку, спрашивает он совет у мамы-зайчихи: «Как мне помириться со всеми зверями-друзьями?!» Отвечает ему мама: «Стань вежливым и воспитанным, мой зайчонок, тогда с тобой сразу захотят все подружиться!»   Обрадовался зайчонок, и решил исправиться!

Почистил зайчик зубки! (упражнение «чистим зубки» под счет до 9)

Причесался! (упражнение « расческа» под счет до 8)                                                                       И побежал на лесную опушку! Видит, ежик на качелях качается.

«Качели»   (упражнение « качели» под счет до 7)                                                                       

Подбежал он к нему и говорит: «Доброе утро!»

Улыбнулся ежик (упражнение « улыбочка» под счет до 7)                                                                       

-  угостил зайчонка морковкой. Обрадовался зайчонок и  дальше пошел. Навстречу ему лисонька идет – песенки поет! Поздоровался и с ней! Удивилась лиса, что это с зайцем стало, добрый, рриветливый, дала заиньке конфетку! (упражнение « конфетка» под счет до 7, поочередно за каждой щечкой)                                                                       

Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве белочка, бублик жует (упражнение « бублик» под счет до 7).

Зайчонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Белочка  удивилась, что зайчонок стал таким вежливым!

А зайчонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение « горка» под счет до 8).

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили! (упражнение « заборчик»» под счет до 7).                                                                        Отдохнул, огляделся по сторонам и домой поскакал – все маме рассказал!                         Рада мама-зайчиха, что друзья у зайчонка появились! Рад зайчонок, что желание его сбылось!

                        https://zooclub.ru/attach/42000/42713.jpg

Логопедическая сказка "Жила-была Лиса!"

 (Сказки для автоматизации звука [Р])

Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.

Жила-была Лиса, вышла она утром в огород, а он весь крапивой зарос.           Тут-то Лиса и вспомнила, что мимо ее огорода Волк ходит, думала, думала и придумала! Будет Волк проходить мимо, приглашу его в гости!

Вышла она утром в огород, смотрит, а мимо Волк бежит. Она и говорит ему: «Волчок – серый бочок, заходи ко мне в гости, мы с тобой чайку попьем!»

Стал Волк в огород заходить и видит, что у Лисы в огороде крапивы видимо, не видимо. И спрашивает, он у лисы: «Лисонька, а зачем тебе столько крапивы в огороде? Зачем она тебе?». Лиса была хитрой и говорит Волку: «крапива обладает волшебным свойством. Кто крапиву сорвет, перестанет боятся и станет самым храбрым зверем в лесу».

Тут Волк и говорит Лисе: «Можно я сорву, попробую?» А Лиса ему говорит: «Сорви только не много. А я пока пойду, чай поставлю.» И ушла Лиса домой. Волк тем временем сорвал одну веточку крапивы и думает: «Нет, надо больше сорвать, чтобы быть самым храбрым зверем из всех».

Так веточка за веточкой, Волк всю крапиву и выдергал у Лисы в огороде. А Лиса в это время смотрела в окно, как Волк крапиву рвал. Волк, сорвав последнюю веточку, подумал, что Лиса ругаться будет и убежал прочь.

Вышла Лиса в огород и обрадовалась, что у нее в огороде больше нет крапивы!!!

                                       https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/609926/main_609926_original.jpg

Логопедическая сказка "По ягоды в сад пойдем!"

Цель: Закрепить навыки правильного произнесения шипящих звуков в слогах, словах и предложениях. Способствовать развитию фонематического слуха, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти. Активизировать словарный запас, развитие связной речи ребенка.

Во саду ли, в огороде – ягодка растет, в гости всех к себе зовет! Сластунишка - Мишка отправился за любимым лакомством – ежевикой! Идет по тропинке, вдруг слышит:

- Пи-пи-пи, – послышалось рядом. Под кустом сидел маленький Мышонок и жалобно пищал.

- Что случилось? – спросил медвежонок мышку?

- Ягодки мои любимые поспели, а собрать их я не успела!

- Не беда! - сказал Мишка, я как раз за ягодой иду, пойдем со мной, тебе я помогу! Обрадовался Мышонок, взял корзинку и за Мишкой бежит, если успевает! Вместе идут, разговоры ведут, вдруг Лягушонок по тропинке прыгает!

- Ква, ква, ква, это вы куда?! – спрашивает Лягушонок Мишку и Мышонка.

- По ягоды идем, хочешь, и тебя с собой возьмем?!

- Очень, ква-ква, я хочу! Сейчас, ква-ква, корзиночку найду!

Догнала их лягушка,  и отправились  они втроем, по ягоды вкусные, по ягоды сладкие! Идут, песенки поют:

  • Ша-ша-ша, жи-жи-жи – ягодки нам покажи!
  • Жу-жу-жу, шу-шу – ягодку я вижу!  
  • Жо-жо-жо, шу-шу-шу – первый ягодку я откушу!

Пришли в сад, а там ягод выросло – видимо – невидимо - крыжовник, вишня, шиповник, черешня, жимолость, ежевика! Обрадовались Медвежонок, Мышонок и Лягушонок, скорее собирать - корзиночки наполнять!                                           А что не поместилось, в ротик положили!

Задания и вопросы

1. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Ш  (при повторном чтении).

2. Подними руку, когда услышишь звук Ж (при повторном чтении).

3. Назови слово из сказки со звуком Ш, выделяя его голосом.

4. Кто пошел в сад по ягоды?

6. Кого встретил Медвежонок?

7. Что предложил Мышонку Медвежонок?      

8. Вспомни название ягод, которые собрали в саду?             

Логопедическая сказка "Веселые подружки – Свистушка и Звенюшка!»

Цель: Уточнить и закрепить артикуляцию и изолированное произнесение свистящих звуков [С]- [З]. Продолжать формировать длительную воздушную струю, учить произносить звук [С] и [З] в прямых слогах и обратных слогах.

           - Жили-были  две подружки – Свистушка и Звенюшка!

Свистушка была тихой и спокойной девочкой, а Звенюшка наоборот – звонкая и озорная! (логопед дает характеристику данным звукам).

     Вот, как то раз, отправились наши подруги на ярмарку - за нарядами,  украшениями и необходимыми предметами! Пришли, а там всего – видимо-невидимо! Сундуки с драгоценностями , наряды разных цветов и фасонов и всякой всячины! (предметные картинки, где первый звук в слове С и З).  Захотелось подружкам всего-всего в дом набрать!                                                    Спрашивает их продавец: «– Чего желаете, девицы-красавицы?»                                 Звенюшка не расcтерялась и говорит: «– Всего да побольше! – ЗЗЗЗЗЗ, ЗЗЗЗЗЗ, ЗЗЗЗЗ, ЗЗЗЗЗ!»  А Свистушка стоит, стесняется, тихим голоском только и может произнести: «– СССС, СССС, ССССС…..

Не понял  ничего продавец-купец, вот и говорит им:                                                                 - «Покажите и назовите те вещи, которые вам только подходят, подарю их вам!»

Звенюшка выбрала – золото, замшу, зонт, занавеску, заколку, замок, звезду на палочке, зеленый плащ,  звонок, зайца! Свистушка – сарафан, сапоги, сундук, савок, свитер, самокат, сладости, стакан, стол, сороку, сковороду и многое другое!

     Видит купец, что подружки любят все красивое, да нарядное, вот вам два наряда – расшейте их сами драгоценными нарядами, потрудитесь, а потом друг другу покажитесь! Рады-радешеньки подруженьки, всего да столько много! Но как все увезти домой? Звенюшка говорит: «– Я все повезу на машине - запорожец!

- А я, - говорит Свистушка,  - на санях повезу!» Сели и поехали! А дома, началась работа! Сидят, стараются, вышивают, да песенки поют:

Звенюшка – за-зо-зу, зы-зэ-за, аз-оз-уз, ыз-эз-аз,  аза-эзо-уза, ызэ-озу-изэ….

Свистушка – са-со-сэ, сы-су-са, ас-ос-ус, ис-ус-эс, аса-эсо-уса, осу-исы-есо.            Работа веселее ладится и время быстро пролетело!Вот и наряд готов! Можно  в гости собираться!

                                                       C:\Users\ОЛЬГА\Desktop\Курнеева М.В\фото_аттестация\s1200 (1).jpg

Логопедическая сказка "Сказка о веселом язычке! (артикуляционная гимнастика)

Цель: Дать детям представление о частях и функциях артикуляционного аппарата. Отработать определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Развивать внимание, память, фонематический слух, подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.

     Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие! Итак, отправляемся в путь-дорогу!

Логопед:                                                                                                         

Каждый день издалека          
Гонит ветер облака
Лёгкие, курчавые,
Гордо-величавые! (Упражнение на дыхание. Кладем на ладошку кусочек ваты, дуем, чтобы вата улетела с ладошки. Сдуваем 3 раза!)   

Логопед:                                                                                                         

Вот уплыли облака - виден дом издалека!

Кто же, кто же там живет? Посмотрите, это рот!

Ребята, кто живет в нашем домике-ротике?!

Дети: Язычок!

Логопед:  Правильно, это наш Язычок!

К домику мы подбежим   ( мелкая моторика пальцев и кистей)

И по дверке постучим      (кулачками изображают стук в дверь)

Заборчик появляется,       (в широкой улыбке оголяем зубной ряд)

Замочек  - округляется,   (округляем губы вперед!)             

Дверки открываются!     (открываем ротик)                                             

Язычок в кроватке спит  (язык лежит спокойно в ротике)

И на нас он не глядит…                                              

Вот проснулся Язычок,    (поднимаем язычок за верхние зубы)

Выглянул в окошко!          (кончик язычка ставим на альвеолы)                                                                          

Расстелил половичок       (расслабленный широкий язык лежит на 
На крылечке Язычок.         на нижней губе)                                                                           Слышен лёгкий быстрый шаг  (движение языком влево - вправо)
тик-тик-так, тик-тик-так!                                                  

Надо подниматься             (движение языком вверх-вниз)

и в дорогу собираться!                                                    .

 Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

 Тетушка Щёчка              (поочередно упираем язычок в левую и   
 Племянника ждёт,            и правую щечки)                                                                                     

Блинчики с маком           (прикусываем язычок зубками – от кончика
К обеду печёт.                  языка до середины языка и обратно)                                                                       Кашку сварила, чай заварила,   (язычок в положении «чашечка»)
Даже варенья банку открыла.                                                        

Ах, какое вкусное,             (облизываем широким языком верхнюю           
Сладкое варенье,                  и нижнюю губы)         
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням!                                                                      

Ну – ка, детки, с Язычком,
Вместе покатаемся!
Сядем все мы в паровозик (чередуем: губки в улыбке,  поулыбаемся : «И – у! И – у! И – у!»     округлены вперед , гудим!)

                                                       
Ох, устал наш Язычок,   (рот открыт, язык спокойно                                                                                    Лёг в кроватку на бочок;                     лежит за зубами)
Пя – пя – пя – пя – пя – пя  (губками «отшлепываем» - Отдыхаем все, друзья!                           пя-пя-пя)

                      Пока наш язычок отдыхает, мы пойдем и поиграем!

     

                           C:\Users\PC\Desktop\Аттестация_Приложения\yazyichok.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека логопедических сказок.

Данное пособие использую на индивидуальных занятиях....

Картотека логопедических сказок

сказки для детей со звуками...

Картотека логопедических сказок для детей 5-7 лет

Сказки и рассказы на развитие грамматическогостроя речи.Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или ска...

Картотека логопедических сказок

Пояснительная записка В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одно...

Картотека логопедических сказок о весёлом язычке для старшей и подготовительной группы

Картотекалогопедических сказок о весёлом язычкедля старшей и подготовительной группы...

Картотека логопедических сказок

Цель:  всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии....

"Картотека логопедических сказок для детей 5-7 лет"

Данная картотека окажет помощь в работе учителям-логопедам с детьми старшего дошкольного возраста....