Автоматизация звуков в домашних условиях
консультация по логопедии

Березенко Елена Александровна

консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvukov_v_domashnih_usloviyah.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков в домашних условиях

                                               Дорогие мамы и папы!

            Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит  на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.

      Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному, в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

  • автоматизация звука в предложениях;

  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

  • автоматизация звука в разговорной речи.

        Автоматизация звука в слогах.

Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

 На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са,   са - сá,   сá – са - са,   са - сá - са,   са – са - сá .

        Автоматизация звуков в словах.

 Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

 За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

  • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова):      сад, сыр, сок, суп, сух.

  • Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

  • Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

  • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.

  • Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова):            оса, косы, весы, овёс и др.

  • Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка,     свёкла, стакан, стайка, каска.

  • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.

  • Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.

  • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый.

  • Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.

      Автоматизация звука в предложениях.

 Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

                                            Серёжа сидит на стуле за столом.

          В саду жужжат осы. У Сани длинные усы.        Саня катается на самокате.

              У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.

  Автоматизация звука в чистоговорках,   скороговорках и стихах.

            Ас – ас – ас – у нас дома ананас. Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.

             Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус. ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.

                 

У Сони и Сани в сетях сом с усами.             В саду темно, все спят давно.                          Одна сова не спит, на суку сидит.

Советы

         Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.

           Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

           Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Автоматизация звуков в домашних условиях".

Данная консультация поможет  родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки....

Автоматизация звуков в домашних условиях

Игровые приемы по автоматизации звуков в домашних условиях....

Автоматизация звуков в домашних условиях

Рекомендации родителям по автоматизации звуков...

Автоматизация звуков в домашних условиях (для родителей)

Дорогие родители!Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при пр...

Автоматизация звуков в домашних условиях

Советы родителям по автоматизации у детей поставленных логопедом звуков....

папка-передвижка "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Данный консультативный материал предназначен для знакомства родителей с приемами и игровыми упражнениями, которые можно использовать для автоматизации звуков в домашних условиях. Данные приёмы способс...

Буклет для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Дорогие родители!Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ученик ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при пр...