ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ИДВИГА ТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Рябова Татьяна Витальевна

Эмоции — особый вид психологических состояний личности, проявляющихся как, настроения, чувства, ощущения, переживания. Они также отображают психологическое состояние личности по отношению к себе, к окружающей действительности, а также к происходящему вокруг. Развитие эмоционального интеллекта — залог гармоничного воспитания ребенка.

Эмоционально волевая сфера — это не только эмоции и их проявления. Она рассматривает содержание эмоций, их динамичное развитие, глубину, а также качество проявленных состояний. Эмоции оказывают влияние на мировоззрение крохи, на то, каким увидит мир малыш, как он будет воспринимать окружающую среду, выстраивать личностные отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ИДВИГА ТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

1.«Ау!» (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5—6.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом.  Ребенку,   стоящему  спиной  ко  всем  остальным,  легче  преодолеть  барьер  в общении, побороть тревогу при знакомстве.

2.        «Змейка»

Цель:   развитые   ловкости   и   координации,   умения   действовать   согласованно.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ, агрессивность.

Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый.

Количество играющих: 10 и более.

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории,  делая  резкие  повороты  и  закручивая  «змейку».   Его  цель — заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают. Выигрывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».

Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

3.        «Кенгуру»

Цель: развитие координации движений.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: мячи.

Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами.

По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на

расстоянии 20-30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Комментарий: эта игра-эстафета подходит для детей любого возраста, полезна она и для взрослых. На первый взгляд, игра проста и не требует усилий. Но несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей-дошкольников, требует некоторой тренировки

4.«Крокодил в болоте» (Л. Названова)

Цель: развитие двигательной активности и воспитание умения сдерживаться.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 4-6 лет.

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: различные геометрические фигуры, вырезанные из

картона - «кочки» на болоте.

Описание игры: по ковру раскладывают «кочки». Дети-«охотники», они ловят крокодила, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. В роли крокодила лучше всего выступить взрослому, так как он ловит незадачливых «охотников», которые сильно шумят («крокодил» называет имя, и «охотник» должен подойти к нему).

Комментарий: число «крокодилов» может увеличиваться по мере развития игры. Также будет интересно расширить сюжет, ввести какие-то дополнительные ограничения. Например, можно договориться, что когда наступает ночь, прыгать можно только по квадратным «кочкам», а когда день - по круглым. Команды «День!», «Ночь!» взрослый может подавать голосом, а может использовать какой-нибудь звуковой сигнал, что также будет способствовать развитию навыков регуляции своего поведения.

5.        «Раздувайся, пузырь» (Р. Калинина)

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: группа.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

6.        «Интервью» (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: трое и более.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. Б этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

7.        «Давайте познакомимся!» (Р. Калинина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.

Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

8.        «Магнит и шарики» (Л. Названова)

Цель:   развитие   воображения   и   способности   к   перевоплощению,   расширение

кругозора детей.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 4—6 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не обращают внимания на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимания на «магнит». Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю ваз в железные шарики!» — дети бегают, при столкновении говоря: «Дон-дон-дон!». Увидев «магнит», они все устремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним.

Ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бумажные шарики!». Дети бросают «магнит» и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей».

Комментарий: важно напомнить детям характерные особенности того или иного материала, чтобы им было легче передать их в движении. Чтобы предотвратить сильные столкновения,   можно   предупредить   детей,   что   тогда   «шарики»   «лопаются»   или «раскапываются» - выходят из игры.

9.. «Лови-лови!» (Р. Калинина)

Цель: снятие эмоционального напряжения. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления:  палочка длиной 0,5  м с  прикрепленным  к ней

легким мячиком на яркой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

1О.«Найди игрушку» (Р. Калинина)

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: не менее трех. Необходимые приспособления: небольшая

игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». За тем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, описав функцию помещения («моет посуду» или ее действия («лежит, закрыв глаза»).

Комментарий; эта игра поможет детям лучше ориентироваться в помещениях и комнатах.  Поэтому она может использоваться в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у малышей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в новой обстановке.

11.        «Мышка»

Цель; развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к

физическому контакту с другими людьми.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: 3—6.

Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача -сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана - прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку - взбирается на шею и т. д.

Комментарии: с детьми можно провести беседу о том, что звуки тоже, как и люди, имеют свой характер,  свое настроение.  В  зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.

После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось,  когда было  приятно,  а когда нет.  Это  поможет  лучшему  осознанию ребенком его чувств и переживаний.

12.        «Слушай хлопки» (М. Чистякова)

Цель; развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст; 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарии: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро

переключаться с одного вида действий на другой.

13.        «Охота на тигров» (Е. Карпова, Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4-х.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потом) им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (см. игры, подобные «Море волнуется...», «Царевна-Несмеяна»).

14.        «Давай поговорим»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: два или больше.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ ИДВИГА ТЕЛЬНОЙ СФЕРЫДЕТЕЙ

1.        «Кинолента» (М. Сигимова)

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: группа (6—7 человек).

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок

придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий —

повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и

сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм

с помощью пластики и мимики.

Комментарий:  вместо  показа кино  игра может закончиться сочинением  сказки или

рассказа с использованием предложенных слов.

Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности

передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда

лучше использовать первый вариант окончания игры.

2.        «Мысленное путешествие по картинке» (М. Сигимова)

Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

Нарушение: застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7лет.

Количество играющих: двое и более.

Необходимые приспособления: картина.

Описание игры: взрослый показывает детям картину, они должны внимательно рассмотреть ее, а затем представить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы:

—        Где ты сейчас находишься?

—        Что видишь, слышишь?

  • Что происходит во время твоего путешествия?
  • Есть ли кто-то рядом?
  • Что бы ты хотел сейчас сделать?

—        Хочется ли тебе уйти с картины?

—        Хотел бы ты пригласить кого-нибудь с собой в путешествие по картине?

Комментарии: игра содержит ярко выраженный диагностический аспект, так как с помощью  предложенных  вопросов  взрослый  может  помочь  ребенку  раскрыть  свой внутренний мир, особенности своего «Я», узнать, какие взаимоотношения складываются в его семье. Главное — идти за ребенком, вовремя задать нужный вопрос.

3.«Две игрушки поменяемся местами» (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 5 и более. Необходимые приспособления: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее

интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре - поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

4. «Услышь свое имя»

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 5-15.

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в

руках мяч,  бросает его  в круг,  называя при этом имя.  Названный ребенок должен

повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил

мяч чаще других.

Комментарии: часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч. и названный ребенок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и прыжки на одной ноге по кругу — все зависит от участников.

5.«Третий лишний»

Цель: развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: четное, не менее 10-ти.

Описание игры: играющие разбиваются на пары и становятся по кругу на расстоянии 1— 2 м друг от друга. В парах игроки становятся один за другим. Затем выбирают водящих, один из них за кругом убегает от другого. Когда первый водящий пробегает два полных круга или видит, что ему не уйти от погони, он становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится водящим и убегает от второго водящего. Если водящий осалил убегающего, то они меняются ролями. Водящим нельзя перебегать через круг, в этом случае он становится догоняющим.

Комментарии: игра требует сосредоточенности и сообразительности. Необходимость четкого соблюдения правил и высокий темп делают игру интересной. Игра     характеризуется     высокой     эмоциональной     интенсивностью,     поэтому     не рекомендуется проводить ее между занятиями или незадолго до сна.

6.        «Кенгуру»

Цель: развитие координации движений.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: мячи.

Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами.

По  сигналу  они  начинают прыжками двигаться  к  финишу,  который  установлен  на

расстоянии 20-30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Комментарий: эта игра-эстафета подходит для детей любого возраста, полезна она и для взрослых. На первый взгляд, игра проста и не требует усилий. Но несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей-дошкольников, требует некоторой тренировки.

7.        «Гонка мячей»

Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости.

I

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6-16.

Необходимые приспособления: два мяча разных цветов.

Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начинают бросать мячик членам своей команды, а игроки передают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше. Игру можно немного усложнить,  если предложить такие условия:  капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает команда, игроки которой первыми закончат бегать.

Комментарий: в этой игре дети на практике осваивают навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого ее участника.

8.«Вулкан» (Л. Названова)

Цель:   развивать   воображение   и   способность   к   перевоплощению,   развивать

кругозор. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: много.

Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка («лава»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превысокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д. {слушая перечисление, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрывается падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» -«вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30-40 минут (если детям будет интересно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может превратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей.

9. «Тропинка».

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки!» —все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

10.        «Раздувайся, пузырь» (Р. Калинина)

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих; группа.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любого возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

11.        «Мирные» и «воинственные»

Цель:  развитие  умения  слушать  и  концентрировать  внимание;  стимулировать

общение; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 6-10.

Необходимые приспособления: музыкальный инструмент для каждого играющего.

Описание игры: все дети выбирают себе музыкальные инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат громко — к племени «воинственных». По легенде, племена живут на разных берегах, поэтому общаться могут только средством звуков, по очереди играя на музыкальных инструментах, Дети могут сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке -спокойными или энергичными.

Комментарий: важно оговорить с детьми, что громкость звучания инструмента -это отражение его характера который можно показать движением, танцем, мимикой Но даже характер можно изменить, если очень постараться, И после того, как одни дети «навоюются» вдоволь, а другим надоест быть «мирными», можно предложить попытаться изменить характер. Это хорошая возможность для детей попробовать разные стили поведения, найти для себя наиболее подходящий.

12.«Гусеница» (Е. Коротаева)

Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности .

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность. РДА.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: трое и более.

Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих.

Описание игры: детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики меж-лу своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся   «гусеница,   должна  пройти   по   определенному   маршруту,   который указывает взрослый или первый ребенок.

Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички». чтобы предотвратить падения детей.

13.«Давай поговорим»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: два или больше.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как фактор развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

В данной статье раскрыты особенности сюжетно-ролевой игры, и её влияние на эмоциональную сферу старших дошкольников....

Занятие "Играем все вместе". Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Данное занятие направлено на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольногоо и младшего школьного возраста, формирование навыков позитивного межличностного общения, обучение бережному ...

Конспект игры-путешествия по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с применением современных образовательных технологий и ИКТ

- закреплять знания детей распознавать эмоциональные проявления  по различным признакам: мимике и интонации;- совершенствовать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;- обога...

Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР

laquo;Игры направленные на развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР»...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это особый период, в котором закладывается фундамент будущей личности, складываются и индивидуализируются психические свойства, развиваются эмоциональные процессы, являющиес...

Театрализованные игры как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников

В статье рассматриваются понятие "театрализованная игра", функции театрализованной игры, практическое использование театрализованных игр в работе с дошкольниками. ...