Практический материал "Выполни с мамой"
консультация по логопедии (старшая группа)

Лексическая тема:Хвойные деревья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypolni_s_mamoy.docx132.95 КБ
Файл vypolni_s_mamoy.docx132.95 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Хвойные деревья».

   1.Побеседуйте с ребенком о том, что деревья бывают разные. Уточните,

    названия деревьев.   На каких   из них   есть листочки, а на каких   иголки.

   Деревья, на которых  растут иголки или хвоинки называются хвойными.

https://ds123.detsad.tver.ru/wp-content/uploads/sites/87/2020/05/IMG-20200512-WA0003.jpg

   

                                      2.Сравните сосну и ель.
       Хвоинки: у ели короткие, у сосны – длинные.
       Шишки: уели вытянутые, узкие, длинные; сосновые – округлые.

       Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый)

      ветки ели растут от земли более густые и раскидистые.

     

      3.Игры по теме.
      «Маленький-большой»
      Ель-ёлочка                     Ветка-веточка        Сосна-сосенка
      Шишка-шишечка          Хвоя-хвоинка           Иголка-иголочка

   

        «Один-много»
       У меня одна ёлка, а у тебя… ( у меня много ёлок)
       У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)
       У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.
     
       «Скажи правильно»
        Ветка ели - еловая ветка.

        Ветка сосны - сосновая ветка.
        Шишка ели - еловая шишка.
        Шишка сосны - сосновая шишка.
        Ствол ели - еловый ствол.
        Ствол сосны - сосновый ствол.
        Хвоя ели - еловая хвоя.

        Хвоя сосны - сосновая хвоя.
        Лес с соснами- сосновый лес.
        Лес с елями-  еловый лес.

     

       4 .Символ Нового года
        Очень скоро к нам придёт
        Лучший праздник - Новый год!
        В каждом доме и в саду
        Будет ёлка на виду.
        Вся в игрушках, мишуре
        Радость дарит детворе.
       Объяснить детям, что…
       легенды повествуют многое:


  Кто-то верит сказаниям, что это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который      прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.
Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу нашего царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у нас новое времяисчесление и приказал на Новый год наряжать это вечно зелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.
Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.

5. Чтение  сказки «Почему сосна и ель вечно зелёные?»


Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви плакучая ива.
- Добрая, ивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.
- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.
- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
- Как же не знаешь? – удивилась ель.
- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
- А что же ты со своими подругами не улетела?
- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Хвойные деревья».

   1.Побеседуйте с ребенком о том, что деревья бывают разные. Уточните,

    названия деревьев.   На каких   из них   есть листочки, а на каких   иголки.

   Деревья, на которых  растут иголки или хвоинки называются хвойными.

https://ds123.detsad.tver.ru/wp-content/uploads/sites/87/2020/05/IMG-20200512-WA0003.jpg

   

                                      2.Сравните сосну и ель.
       Хвоинки: у ели короткие, у сосны – длинные.
       Шишки: уели вытянутые, узкие, длинные; сосновые – округлые.

       Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый)

      ветки ели растут от земли более густые и раскидистые.

     

      3.Игры по теме.
      «Маленький-большой»
      Ель-ёлочка                     Ветка-веточка        Сосна-сосенка
      Шишка-шишечка          Хвоя-хвоинка           Иголка-иголочка

   

        «Один-много»
       У меня одна ёлка, а у тебя… ( у меня много ёлок)
       У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)
       У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.
     
       «Скажи правильно»
        Ветка ели - еловая ветка.

        Ветка сосны - сосновая ветка.
        Шишка ели - еловая шишка.
        Шишка сосны - сосновая шишка.
        Ствол ели - еловый ствол.
        Ствол сосны - сосновый ствол.
        Хвоя ели - еловая хвоя.

        Хвоя сосны - сосновая хвоя.
        Лес с соснами- сосновый лес.
        Лес с елями-  еловый лес.

     

       4 .Символ Нового года
        Очень скоро к нам придёт
        Лучший праздник - Новый год!
        В каждом доме и в саду
        Будет ёлка на виду.
        Вся в игрушках, мишуре
        Радость дарит детворе.
       Объяснить детям, что…
       легенды повествуют многое:


  Кто-то верит сказаниям, что это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который      прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.
Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу нашего царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у нас новое времяисчесление и приказал на Новый год наряжать это вечно зелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.
Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.

5. Чтение  сказки «Почему сосна и ель вечно зелёные?»


Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви плакучая ива.
- Добрая, ивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.
- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.
- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
- Как же не знаешь? – удивилась ель.
- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
- А что же ты со своими подругами не улетела?
- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Практическое занятие "Цветок для мамы из ткани".

Научить соединять разрозненные детали в одно целое. Продолжать учить детей работать с тканью, шаблонами, развивать умение выполнять выкройку, прививать эстетический вкус, воспитывать аккуратность, вни...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

Практическое занятие для родителей детей со сложным дефектом на тему: «Почитай мне, мама»

Роль художественной литературы в воспитании ребенка неоспорима, главное привить к ней интерес и воспитать у ребенка потребность в книге....

Практический материал для родителей "ЧИТАЕМ С МАМОЙ"

Рассказы для совместного чтения детей и родителей с картинками...

Информационно-практический творческий проект "Моя мама-лучшая на свете"

Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей....