Зачарованный лес
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Толстых Татьяна Александровна

Цель: дифференциация звуков Р и Л

Задачи:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

уточнить артикуляцию звуков [л], [р];

закреплять правильное произношение звуков [л], [р];

учить различать эти звуки на слух;

развивать фонематический слух;

повторить родовые отличия имен существительных;

закреплять умения согласовывать существительные с числительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zacharovannyy_les.docx320.71 КБ

Предварительный просмотр:

Зачарованный лес

Цель: дифференциация звуков Р и Л

Задачи:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

уточнить артикуляцию звуков [л], [р];

закреплять правильное произношение звуков [л], [р];

учить различать эти звуки на слух;

развивать фонематический слух;

повторить родовые отличия имен существительных;

закреплять умения согласовывать существительные с числительными.

1) Приветствие:

С добрым утром. Начат день,

Первым делом гоним лень.

Улыбнёмся мы друзьям,

Улыбнёмся мы гостям.

На занятии не зевать,

На все вопросы отвечать.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Воспитатель: О чем это стихотворение? (ответы детей)

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы продолжим учиться различать звуки, делать звуковой анализ слов, определять количество слогов в словах придумывать предложения и строить схемы к ним.

Воспитатель: Мы с вами сегодня отправимся в путешествие по зачарованному лесу системы речи. Вы готовы.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

  • В некотором царстве – звуковом государстве в большом красивом голоде (в городе) 

жил-был царь. Царь был стал (стар). Царством своим он так мудро плавил (правил), что у всех была не просто жизнь, а настоящий лай (рай).

  • Но однажды пробрался в это царство Звукоед и принялся из слов звук Р класть (красть).  (Так вот почему в этой сказке из многих слов исчез звук Р!)
  • Задумался царь: «Кому же защиту своего царства-государства получить(поручить)

И отправил он гонцов на поиски храбрецов.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ РУК:

  • Быстро царские гонцы понеслись во все концы  («Бегать» пальцами по столу)

Птицы в синей вышине,  (упр. «Птица»)

Рыбы в синей глубине,    (упр. «Рыба»)

Змеи в поле пол горою  (упр. «Змеи»)

Ищут смелого героя    (упр. «Искать»)

Ищут ёжики, зайчата,  (упр. «Ёж», «Зайцы»)

Ищут лебеди, козлята   (упр. «Лебеди», «Козы»)

Всюду ищут – не найдут…  (упр. «Искать»)

А герои тут как тут!

Где же они? Я вижу героев в этом кабинете! …  Может быть, герои – это вы!

Готовы сразиться с коварным Звукоедом? Возьмём наше верное оружие: «острый слух», «быстрый ум» и «меткое слово»!

  • А Звукоед в зачарованном лесу от нас схоронился.
  • В открытый бой не вступает, всякую лесную нечисть на нас напускает.
  • Не испугаетесь? Ну, что ж! В путь!

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • Ой, кто там?

Нам Кикимора-проказница строит рожицы и дразнится.

Ну, и что? Мы тоже так дразниться можем!

Мы прижмём язык к губе и подразним: «Бе-бе-бе»   (упр. «Бразнилка»)

Притворимся индюками – поиграем языками   (упр. «Индюк»)

И поцокав язычком, его к нёбу присосём   (упр. «Лошадка», «Грибок» + резкий выдох)

Язычки мы пожуём и потешно запоём: «Ла-ла-ла…»  (упр. «Песенка»)

Всех сейчас мы напугаем – понарошку постреляем (упр. «Автомат»)

  • Пусть Кикимора дрожит, в тёмный лес от нас бежит (упр. «Дрожание» + резкий выдох)

ЦЕПОЧКИ СЛОВ

  • Змей Горыныч трёхголовый тихо шепчет по три слова.
  • Слово- эта голова. Слово- эта голова. Слово- эта голова.

Повторите все слова.

Чётко не произнесёте – с места не сойдёте!   (Примечание № 1)

варианты слов:   клюшка – хрюшка      люк – круг      глаза – слеза

                            лисы – рыси           карета – котлета  

рамка – лавка            игра – игла                                править – плавить
коробок — колобок                          город – голод
красть — класть                 рожь — ложь              рожки – ложки

  •  (улетает)

ПРОСОДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  • Смотрите! На Жар-птицу охотится лисица.

К Жар-птице подбирается, всё время спотыкается  

               Лисица ближе, ближе. Рычит она всё тише

              (рычать «Рррр» сначала громко, затем всё тише и тише, переходя на шёпот)

Лисица уже рядом. Спасать Жар-птицу надо.

             (кричать; «Жар-птица, улетай!» всё громче и громче)

  • Жар-птица улетела. Лисица заревела  

             (голосовые модуляции на звук «Ы»: выше-ниже, выше-ниже…)

  • Стал, дразня его, Медведь низким голосом реветь

             (голосовые модуляции низким голосом)

  • И Комарик стал дразниться!

             (голосовые модуляции высоким голосом)

Может, пожалеть Лисицу?   (ответы детей)

ДЕФОРМИРОВАННЫЕ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • … … Колдунье нравится пугать, вводить всех в заблуждение.

          В страшилки злые превращать простые предложения.

Рояль играл на Ире.   Тарелка лежала на мармеладе.  Крылья махали орлом.

Сыр резал Валеру.      Верблюд ехал на Юре.          Малина кушала медведя

 

А сейчас я вам раздам схемки и вы нам составите предложения по своей схеме. Сколько слов в предложении получилось? ( даю разрезанные на полоски предложения, каждый отвечает по своему заданию).    

  •   Нас напугать Колдунья не сумела,

Сердито фыркнула и улетела.

Устали, давайте отдохнем.

C:\Users\1\Desktop\slide-11.jpg

     СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  • Неведомо откуда явилось Чудо-Юдо

В костюме элегантном, слегка экстравагантном.

Не похвалишь Чудо-Юдо – не уйдёшь живым отсюда.

Рога коровы какие? - … (коровьи)                      Пятачок поросенка - … (поросячий)

     Крыло вороны - … (воронье)                               Хвост рыбы - … (рыбий)  

Горб верблюда - … (верблюжий)                        Шея жирафа - … (жирафья)                            Морда осла - … (ослиная)                                    

ПОДБОР АНТОНИМОВ:

  • Это дерево сухое машет веткой, как рукою

Встало прямо на пути, не давая нам пройти.

А пропустит лишь того, переспорит кто его.

Нашел - … (потерял)                   Открыл - … (закрыл)                Купил - … (продал)          

Молчал - … (говорил)                  Давал - … рал)                        Разбросал - … (прибрал)          

Помолодел - … (постарел)         Заболел - … (выздоровел)         Похудел - … (растолстел)            

Добрый – (злой)          твердый – (мягкий)

  Горький –(сладкий)        сильный-слабый

                                   

  • А вот и Звукоед! Попался!

  • Клетку с маленьким злодеем отнесём к царю скорее.

Как вы думаете, как накажет царь Звукоеда?  (ответы детей)

  • Царь карать его не стал, но такой указ издал:

  • «Пусть голодный Звукоед ест микробов на обед

Сор (который нам не нужен) пусть съедает он на ужин.

Будет пользу, а не вред приносить нам Звукоед».

Впрочем, нет! Конечно, нет! Он уже не Звукоед!

СЛОВОТВОРЧЕСТВО

Следующее задание, давайте придумаем слова, где есть звуки р –л и делим их на слоги.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

  • Царь очень благодарен вам, ребята. Ваше верное оружие: «острый слух», «быстрый ум» и «меткое слово» помогли вам спасли Звуковое царство!

Скажите, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам понравилось? Какое задание показалось сложным, почему? Молодцы. А сейчас вспомните, с каким настроение вы сегодня пришли ко мне на занятие и возьмите звездочку, покажите гостям. А теперь возьмите звездочку, с каким настроением вы уходите с нашего занятия. А теперь давайте сделаем салют нашего настроения .

Перед выполнением упражнений на дифференциацию звуков [Р – Л] необходимо выполнить комплекс артикуляционной гимнастики на звуки, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для занятия.  

[Р] – это согласный, звонкий, сонорный, твердый звук. Особенности артикуляции при произношении Р:

  • Кончик языка касается бугорков за верхними зубами.
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  • По форме язык напоминает ложечку.
  • Под напором выдыхаемой воздушной струи кончик языка дрожит.
  • Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).

[Л] – это согласный, звонкий, сонорный, твердый звук.

Артикуляция следующая:

  • Кончик языка упирается в верхние зубы, либо в бугорки за верхними зубами.
  • Средняя часть спинки языка опущена (задняя часть спинки языка поднята), боковые края языка опущены.
  • По форме язык напоминает седло.
  • Выдыхаемая струя воздуха проходит по бокам языка.
  • Горло дрожит, голосовые связки работают (голос есть).

Артикуляция звука [Р’] очень схожа с артикуляцией [Р]. Отличие лишь в том, что средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и выдвинут вперед.


Артикуляция звуков [Л] и [Л’] также очень похожи. Отличия: корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и передняя часть более приподнята. Место смычки расширяется. Язык чуть продвигается вперёд. Если в детской речи есть один из них, то с постановкой другого особых проблем не возникнет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет воспитателей МБДОУ №6 «Улыбка» ЗМР РТ 2 младшей группы № 6 «Зачарованный лес» за 2014 – 2015 учебный год

В течение года дети развивались в соответствии с возрастом, изучили программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития....

Проект : Альпийская горка "Зачарованный лес" . В рамках конкурса "Огород на подоконнике".

       Целью данного проекта является воспитание экологической культуры детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Безу...