Кинезиология в работе логопеда
консультация по логопедии

Загний Юлия Юрьевна
Кинезиологическик упражнения в развитии речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_v_rabote_logopeda_100128.docx9.73 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиология в работе логопеда.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Под влиянием кинезеологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга.

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому начиная с самого раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушений и стимуляции развития другой. При коррекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Коррекционная направленность  деятельности с использованием кинезиологии обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.

Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяю те, которые предусмотрены и усовершенствованы нами для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы, используемые в логопедической практике:

- артикуляционные упражнения;

- дыхательные упражнения;

- упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);

-сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук, общей моторики и артикуляционных органов);

- упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. 

При  планировании коррекционной деятельности с использованием кинезиологии ученые рекомендуют учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. В самом начале   очень важен положительный эмоциональный настрой и подобранные упражнения должны отвечать этому и  быть знакомы детям. Затем проводятся основные упражнения и задания с учетом вышеперечисленных  требований. В центральную часть  целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения во время основной части используются релаксационные упражнения. Задачей заключительного этапа является сохранение полученных навыков и  положительного эмоционального заряда, состояния внутреннего комфорта. Для этого  на заключительном этапе  педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.

Упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных движений:

Определение положения губ. Произнести звук «И» перед зеркалом и определить, как работают губы при его произнесении.

Определение положения кончика языка (поднят или опущен). Произнести перед зеркалом звук «И» и определить местоположение кончика языка.

Различение узкого и широкого языка. Умение кинестетически различать узкий и широкий язык вырабатывается на звуках Н и Л, так как при их произнесении кончик языка поднят к верхним резцам. В процессе работы обращается внимание на то, что при артикуляции звука Н язык широкий, а Л — узкий. Для различения узкого и широкого языка используются упражнения, аналогичные упражнениям для развития умения кинестетически ощущать различное положение кончика языка (поднят или опущен).

Упражнения по формированию кинетической основы артикуляторных движений:

Статические упражнения по развитию артикуляторной моторики. Эти упражнения направлены на выработку необходимого объема движений, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на формирование умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Развитие статики артикуляторных движений строится с учетом работы основных групп мышц, придающих артикуляторным органам нормативный для русской фонетической системы артикуляторный уклад, а также в зависимости от характера дефекта. В зависимости от вида дефектного произношения акцент в работе делается на развитие тех групп мышц, деятельность которых более нарушена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы кинезиологии в работе психолога с детьми подготовительной группы

Использую кинезиологические упражнени с целью синхронизации работы полушарий головного мозга....

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школе. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, раз...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Консультация кинезиология в работе логопеда

Консультация кинезиология в работе логопеда...

Образовательная кинезиология в работе учителя – логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Практические материалы.

Кинезиологическая гимнастика, стимулируя одновременность работы полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей. Образовательная кинезио...

Применение приёмов кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье изложен опыт использования приёмов кинезиологии в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учит...

Кинезиология в работе учителя-логопеда ДОУ

В своей работе учитель-логопед постоянно ищет эффективные средства для устранения речевых нарушений у детей с ОВЗ. Для себя я открыла логомоторные и логографические игры и упражнения, в основе которых...