Конспект ООД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Новикова Ольга Станиславовна

Конспект по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_rr_zimuyushchie_ptitsy_14.12.22.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД

по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи в подготовительной группе

на тему: «Зимующие птицы»

     Цель: систематизация и уточнение знаний детей по теме «Зимующие птицы».

     Задачи:

     Коррекционно - образовательные:

• Расширить словарный запас детей по теме «Зимующие птицы»;

• Совершенствовать речевые навыки и умения;

• Учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

• Совершенствование навыка слогового анализа.

• Совершенствование умения образовывать множественное число существительных; согласовывать существительные с числительным, изменять существительные по падежам.

• Учить детей словообразованию с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбору антонимов.

• Учить детей образовывать сложные прилагательные от словосочетаний, развивая диалогическую и связную речь.

• Учить детей составлять рассказ по схеме.

     Коррекционно- развивающие:

• Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

• Развитие памяти, мышления, внимания через игры и упражнения;

• Развитие воображения.

     Коррекционно-воспитательные задачи:

• воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью;

• воспитывать умение работать в коллективе.

• воспитывать бережное отношение к природе и к птицам.

     Словарь: воробей, ворона, голубь, дятел, синица, снегирь, сова, сорока, клюв, крылья, хвост, перья, окраска, кормушка, большой, длинный, толстый, легкий, перелетный, зимующий, на, с, из-за, за.

     Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация Power Point, счётные палочки.

Ход ООД

     1. Организационный момент 

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Скажите, какое сейчас время года? (зима)

Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

Какой месяц сейчас? (декабрь)

     Ребята, вы знаете, что на зиму некоторые птицы улетают в тёплые края. Как они называются? (Перелётные)

     А есть птицы, которые остаются зимовать? Как называются они? (Зимующие)

– Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

Основная часть

  1. Актуализация имеющихся знаний:

     Давайте посмотрим на доску и назовём зимующих птиц. (Ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, дятел, сова, голубь)

  • Слоговой анализ:

     Давайте вместе прохлопаем названия птиц и выясним, из скольких слогов они состоят. Сне-гирь – в этом слове два слога, си-ни-ца – в этом слове три слога, во-ро-на – в этом слове три слога, дя-тел – в этом слове три слога, со- ва – в этом слове два слога, го-лубь –в этом слове два слога, во-ро-бей – в этом слове три слога.

  • Развитие лексики:

Вспомним части тела птичек.

У человека нос, а у птицы клюв.

У человека руки, а у птицы крылья.

У человека кожа, а у птицы перья.

У человека ноги, а у птицы лапки.

     Молодцы, тогда скажите мне что общее у всех птичек? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

     Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)

  1. «Один-много». Употребление существительных в Р.п.:

      Посмотрите на картинки, которые я вам раздам.

Снегирь-снегири-много снегирей

Синица-синицы-много синиц и т.д.

  1. «1-2-5» Согласование существительных с числительными:

     Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. (Дети считают птиц.)

1,2,…5 (Снегирь, синица, голубь, сорока, дятел.)

  1. «Назови ласково». Раздаточный материал (птички). Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

синица – синичка

воробей – воробушек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

ворона – воронушка,

сова – совушка.

  1.  «Скажи наоборот». Употребление антонимов: игра с мячиком за столами.

Воробей маленький, а ворона большая.

У снегиря хвост короткий, а у сороки длинный.

Голубь тяжелый, а воробей легкий.

У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

Дятел летает медленно, а воробей быстро.

Ворона летает высоко, а сорока низко.

  1. Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 

  1. «Весёлый воробей». Употребление предложно-падежных конструкций

Демонстрационный материал: кормушка.

     Логопед демонстрирует действия воробья, а дети говорят, что происходит. Воробей сел на крышу кормушки. Воробей улетел с крыши. Воробей залетел в кормушку. Воробей вылетел из кормушки.

  1.  Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных прилагательных от словосочетаний, развитие диалогической и связной речи).

А сейчас я предлагаю правильно ответить на мои вопросы. У каждой птицы есть свои особенности:

У снегиря черные крылья. Какой снегирь?

У дятла длинный клюв. Какой дятел?

У синички желтая грудка. Какая синичка?

У снегиря красная грудка. Какой снегирь?

 У сороки белые бока. Какая сорока?

У голубя серые крылья. Какой голубь?

У вороны громкий голос. Какая ворона?

 У совы большая голова. Какая сова?

У синицы тонкий клюв. Какая синица?

  1.  «Рассказ о...» Составление описательного рассказа по опорной схеме.

Логопед: ребята, посмотрите на схему на доске. По ней нам нужно составить рассказ о птице. Рассказ мы начинаем со слов: «Я хочу рассказать о…(вороне)»

Я хочу рассказать о вороне. Это большая птица. У неё большая черная голова, длинный черный клюв, серо-черные крылья и длинный черный хвост. Ворона – зимующая птица.

  1.  Закрепление полученных знаний. Развитие мелкой моторики.

     Логопед: Мы сегодня хорошо поработали на занятии. О ком мы разговаривали? (о зимующих птицах). Зимой очень важно помогать птичками – кормить их. В это время года им тяжело находить себе пропитание. Люди изготавливают кормушки и вешают их на ветки деревьев. В кормушку насыпают зерна, крупу или кусочки сала. Давайте напоследок разомнем наши пальчики и из счетных палочек соберем кормушку. (собирают по образцу). Молодцы, теперь давайте представим, что у нас в руках есть корм и высыпаем его в кормушку. (делают движения пальцами – «сыпят»).

  1. «Покормим птиц». Употребление существительных в Р.п.

Логопед: Холодно и голодно птицам зимой. А как можно помочь птицам перезимовать? (Построить кормушки, подкармливать птиц.)

Я покормлю воробья. Я покормлю синицу. Я покормлю ворону. Я покормлю голубя. И т.д.

Заключение

  1. Итог занятия

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...