«Звуки речи и речевой аппарат ребенка»
консультация по логопедии

Мороз Светлана Вячеславовна

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКИ РЕЧИ?

В русском языке существуют звуки, которые создают звуковой об­лик слов. Звуки вне речи не имеют значения, они приобретают его толь­ко в структуре слова и помогают отличать одно слово от другого.

Таким образом, звук обладает так называемым смыслоразличителъным значением. Если бы этого не было, то мы бы путали похожие по звучанию слова (ЛОМ—СОМ—ТОМ—ДОМ КОМ). Звуки смысло-различители называются фонемами. Иногда родители путают понятие «звук» и «буква». Необходимо запомнить, что звуки мы слышим и произносим, а буквы — видим и пишем.

ЗВУКИ РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ АППАРАТ РЕБЕНКА

Звуки речи являются результатом сложной работы (артикуляции) различных частей речевого аппарата. В образовании звуков речи прини­мают участие три главные части периферического речевого аппарата:

•    энергетическая (дыхательная). Легкие с системой дыхательных
мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Работа рече­вого аппарата обеспечивает силу звучания голоса;

•       генераторная (голосообразующая). Гортань с голосовыми
связками и мышцами. Их работа обеспечивает высоту и тембр голоса;

резонаторная (звукообразующая). Полость рта и носа. Работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость.

Взаимосвязанная и координированная работа этих трех частей пери­ферического речевого аппарата возможна только благодаря регулирую­щей деятельности центральной нервной системы.

Как образуются звуки речи?

Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть — подниматься и опускаться.

Воздух, выдыхаемый из легких во время речи, по трахее попадает в гортань. При образовании звуков, произносимых без участия голоса (глухих звуков), голосовые связки раскрыты, и воздух свободно проходит через гортань.

Сближаясь, голосовые связки преграждают путь выдыхаемому воздуху, который с силой прорывается между связками, заставляя их вибрировать, в результате чего возникает голос. Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) попадает в расположенные над гортанью полости и затем выходит наружу. Если мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки (закрывая проход в носовую полость), то воздух выходит через рот. Это направление ток воздуха принимает при произнесении всех звуков русского языка, за исключением звуков [М] и [Н], которые являются носовыми (в момент их произнесения мягкое нёбо опускается и ток воздуха направляется в нос).

Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно изменение их положения формирует каждый звук речи.

Части языка — кончик, спинка, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообра­зие артикуляций, дающих различные акустические эффекты, которые воспринимаются нами как различные звуки речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_rechi_i_rechevoy_apparat_rebenka.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема консультации:

«Звуки речи и речевой аппарат ребенка»

Подготовила: учитель -логопед Мороз Светлана  Вячеславовна

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКИ РЕЧИ?

В русском языке существуют звуки, которые создают звуковой облик слов. Звуки вне речи не имеют значения, они приобретают его только в структуре слова и помогают отличать одно слово от другого.

Таким образом, звук обладает так называемым смыслоразличителъным значением. Если бы этого не было, то мы бы путали похожие по звучанию слова (ЛОМ—СОМ—ТОМ—ДОМ КОМ). Звуки смысло-различители называются фонемами. Иногда родители путают понятие «звук» и «буква». Необходимо запомнить, что звуки мы слышим и произносим, а буквы — видим и пишем.

ЗВУКИ РЕЧИ И РЕЧЕВОЙ АППАРАТ РЕБЕНКА

Звуки речи являются результатом сложной работы (артикуляции) различных частей речевого аппарата. В образовании звуков речи принимают участие три главные части периферического речевого аппарата:

•        энергетическая (дыхательная). Легкие с системой дыхательных
мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея). Работа речевого аппарата обеспечивает силу звучания голоса;

•        генераторная (голосообразующая). Гортань с голосовыми
связками и мышцами. Их работа обеспечивает высоту и тембр голоса;

резонаторная (звукообразующая). Полость рта и носа. Работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию — усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость.

Взаимосвязанная и координированная работа этих трех частей периферического речевого аппарата возможна только благодаря регулирующей деятельности центральной нервной системы.

Как образуются звуки речи?

Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть — подниматься и опускаться.

Воздух, выдыхаемый из легких во время речи, по трахее попадает в гортань. При образовании звуков, произносимых без участия голоса (глухих звуков), голосовые связки раскрыты, и воздух свободно проходит через гортань.

Сближаясь, голосовые связки преграждают путь выдыхаемому воздуху, который с силой прорывается между связками, заставляя их вибрировать, в результате чего возникает голос. Из гортани выдыхаемая струя воздуха (с голосом или без него) попадает в расположенные над гортанью полости и затем выходит наружу. Если мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки (закрывая проход в носовую полость), то воздух выходит через рот. Это направление ток воздуха принимает при произнесении всех звуков русского языка, за исключением звуков [М] и [Н], которые являются носовыми (в момент их произнесения мягкое нёбо опускается и ток воздуха направляется в нос).

Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно изменение их положения формирует каждый звук речи.

Части языка — кончик, спинка, боковые края и корень. Различные движения может производить не только весь язык, но и его отдельные части. Благодаря такой подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, дающих различные акустические эффекты, которые воспринимаются нами как различные звуки речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для учителей - логопедов. Тема: Подготовка речевого аппарата к постановке звука «Р».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №19 п. РазумноеБелгородского района Белгородской области»    Конспект  открытого занятияд...

Артикуляционная гимнастика. Положение речевого аппарата при произнесении звуков

Положение речевого аппарата при произнесении звуков...

Положение речевого аппарата при произнесении звуков

Положение речевого аппарата при произнесении звуков...

Речь. Этапы развития. Строение речевого аппарата. Речевые расстройства. Причины нарушений развития речи.

Речь. Краткое описание этапов развития речи, строение речевого аппарата, причины нарушений развития речи....

Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи (ранняя группа)

В период раннего детства подготовка к овладению звуками речи включает: развитие слухового внимания, речевого дыхания, подготовку артикуляционного аппарата....