Использование биоэнергопластики в логопедической работе
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Торопова Ирина Юрьевна
Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие детей мелкой и артикуляционной моторики. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата. Ребенок учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, длительно удерживать артикуляционную позу. Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_bioenergoplastiki_v_logopedicheskoy_rabote.docx943.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование биоэнергопластики в логопедической работе.

Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие детей мелкой и артикуляционной моторики. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата. Ребенок учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, длительно удерживать артикуляционную позу.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Она включает в себя три базовых понятия:

  • «био» — человек как биологический объект;
  • «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
  • «пластика» — плавные движения тела, рук, характеризующиеся непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь. Движения рук имитируют движения речевого аппарата. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, повышать мотивационную готовность, поддерживает положительный эмоциональный настрой воспитанника и педагога на протяжении всего занятия. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, развивать у детей кинестетические ощущения, позволяющие почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата, что существенно ускоряет коррекцию неправильно произносимых звуков у детей, поскольку работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Знакомство с биоэнергопластикой происходит поэтапно:

- На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.

- Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребенка. Взрослый вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными.

- Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

- Затем дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, сопровождая движениями обеих рук.

- На заключительном этапе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой  дети выполняют с синхронными движениями рук, используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры. Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями. Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики.hello_html_m7e806553.png

  1. «Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:hello_html_272f2407.jpg

Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот

                                    Отдыхает бегемот.

hello_html_3aa4a32e.png

hello_html_m2c257574.jpg

«Лягушки»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем - перестанем

И нисколько не устанем.


  1. «Слон»hello_html_m52915f79.pnghello_html_47d68b10.jpg

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.



hello_html_m7ede8e18.pnghello_html_6364c28c.jpg

  1. «Змея»

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе


hello_html_m197d6e08.pnghello_html_353a3380.jpg

«Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.


  1. «Качели»hello_html_m628a313c.pnghello_html_mef9bef4.jpg

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.



hello_html_5aaf5327.png

«Киска сердится»

Выгляни в окошечко

Там увидишь кошечку.hello_html_m3fd40dcf.jpg

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска

Не подходите близко!



hello_html_m7176f026.pnghello_html_1c562302.jpg

«Часики»

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?




«Индюк»

Я - индюк «балды-балда»hello_html_m60246fbe.pnghello_html_bf7ebdf.jpg

Разбегайтесь кто куда!



hello_html_m54829980.jpghello_html_6788b62d.jpg

«Маляр»

Я сегодня утром встал

И поселок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!

Подготовила Торопова Ирина Юрьевна учитель-логопед ГБУ ДО ЦППС Кировского р-на СПб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики».

ПРОЕКТ «Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как средство повышения интереса воспитанников к выполнению артикуляционной гимнастики»....

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях

На современном этапе важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией, было принято решение использовать элементы биоэнергопластики в артикуляционной г...

Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Значение бионергопластики в работе с дошкольниками. Представлены основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики....

Использование биоэнергопластики на логопедических занятиях как нетрадиционная форма

    В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей,...

Использование биоэнергопластики в логопедической работе.

Чем больше уверенностив движении детской руки,тем ярче речь ребёнка!В.А. СухомлинскийХорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка...

Биоэнергопластика. Использование биоэнергопластики в логопедической работе

Материалы содержат   упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики...

Мастер-класс «Использование биоэнергопластики в логопедической работе»

Цель: -ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса; -применение здоровьесберегающих...