Использование сказок в артикуляционных упражнениях для детей 3-7 лет
консультация по логопедии (старшая группа)

Рахимова Анастасия Алексеевна

Сказки про язычок – это игровой способ обучения и отработки ребёнком артикуляционных движений, необходимых для чёткой и внятной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказок в артикуляционных упражнениях

для детей 3 – 7 лет.

Логопеды широко используют логопедические сказки на всех этапах коррекционной работы над звукопроизношением. Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью любого логопедического занятия. Она способствует развитию подвижности, плавности языка, подготовке всех органов, участвующих в артикуляции.

Выполняя артикуляционную гимнастику 5 – 10 минут ежедневно, мы помогаем ребенку добиться правильного произношения. Необходимо помнить о качестве выполнения упражнений. Все упражнения проводятся строго перед зеркалом и при хорошем освещении.

Дети 3-7 лет намного лучше усваивают информацию, которая представлена в игровой форме, поэтому я рекомендую не заниматься, и играть с язычком. Начиная рассказывать сказку, приготовьте игрушки или картинки, которые будете показывать по ходу сказки.

Сказки про язычок – это игровой способ обучения и отработки ребёнком артикуляционных движений, необходимых для чёткой и внятной речи. Сказку лучше заранее прочитать, чтобы рассказывать её, а не читать. Логопед не только рассказывает сказку, но и показывает её.

Мы предлагаем начать со сказки, сюжет которой понятен и интересен, если есть возможность корректировать её содержание по мере формирования навыков выполнения артикуляционных упражнений ребёнком. Комплекс артикуляционных упражнений, которые используются в этой сказке, рекомендован для логопедической работы над шипящими ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорными звуками ([р], [р'], [л], [л’]).

Оборудование: зеркало (можно двустороннее, на подставке), картинки с изображением дома, машины, лисы, лошадки или игрушки.

Сказка «Хитрая лиса».

Логопед: Жид-был ленивый язычок в своем большом доме.

Дети выполняют упражнение «Лопаточка»: расслабляют «широкий» язык, помещают его на нижней губе, открывают рот и улыбаются.

Логопед: Любил язычок на диване лежать, бездельничать.

Дети удерживают язык на нижней губе 3-5 с.

Логопед: Друзья позвали язычка на лодочке покататься.

Дети выполняют упражнение «Парус»: кончик языка держим за верхними зубами, губы в улыбке, нижняя губа опущена, нижние зубы видны.

Логопед: «Смотри», - говорят друзья язычку, - какой парус у нашей лодочки».

Дети удерживают язычок в том же положении около 5 с.

Логопед: А язычок так им лежит на диване.

Дети расслабляют «широкий» язычок, помещают его на нижней губе, открывают рот и улыбаются.

Логопед: В это время к дому язычка подошла хитрая лиса и стала стучать в окна.

Дети выполняют упражнение «Орешки»: рот открыт, твёрдый напряженный язык поочередно упирается в правую и левую щёки, растягивая её изнутри. Дети удерживают положение 5 с.

Логопед: Язычок не показывался, тогда лиса нажала на звонок, и он поднялся на носочки, чтобы поглядеть в глазок.

Дети выполняют упражнение «Язычок здоровается с верхней губой»: приоткрывают рот, губы в улыбке, «узким» языком касаются верхней губы.

Логопед: Как только язычок показался, лиса схватила его и побежала в лес.

Дети выполняют упражнение «Болтушка»: проводят язычком по верхней губе по направлению изо рта наружу и произносят: «Бл-бл-бл-бл», делают глубокий вдох носом, максимально увеличивают темп движений язычком (10 с.).

Логопед: Устала лиса бежать.

Дети выполняют упражнение «Болтушка» в быстром темпе.

Логопед: Попытался язычок вырваться из лап лисы.

Дети выполняют упражнение «Часики».

Логопед: Мимо машина проезжала, язычок прыгнул в кузов и поехал домой.

Дети делают вдох носом, на выдохе губами имитируют звук мотора автомобиля.

Логопед: Но лиса побежала быстро-быстро и догнала язычка.

Дети выполняют упражнение «Болтушка» в быстром темпе.

Логопед: Прискакала лошадка, и язычок пересел ей на спину.

Дети щёлкают язычком, подбородок неподвижен.

Логопед: Так язычок вернулся домой, а лиса осталась в лесу.

Логопед: Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

артикуляционные упражнения для детей 4-5 лет

Игры и упражнения, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей 4-5 летнего возраста....

Игры с подражанием и артикуляционные упражнения(для детей с 2-х лет)

Игра-подражение со звуковым сопровождением, "Поцелуй", "Кошечка", "Качели" - динамическое артикуляционное упражнение, "Заборчик", "Лопатка" - статическое артикуляционное упражнение,...

Картотека артикуляционных упражнений для детей с нарушением зрения

Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в разных областях: офтальмологии, тифлопедагогики. Так же логопед должен владеть соответствующими приемами обучения, применять специа...

Артикуляционные упражнения для детей 4-5 лет

Артикуляционная гимнастика...

Семинар-практикум "Использование сказок в артикуляционной гимнастике".

18 сентября  учителями-логопедами проведён  тематический семинар-практикум  для воспитателей  ДОУ....