Речевая подготовка детей 5-7 лет к школе
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Новикова Елена Владимировна

Готовность к школе с позиции логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_5-7_let_k_shkole.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ

Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематических процессов и произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактикой нарушений письменной речи при обучении в школе.

Учить дошкольников грамоте необходимо правильно.

Во-первых, нужно развивать зрительное и слуховое внимание, устную речь, память, мышление, мелкую моторику.

Во-вторых, обучение должно проводиться в игровой форме, так как основной вид деятельности дошкольников – это игра.

В-третьих, при чтении нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. Если у ребенка нарушено произношение каких-либо звуков, и он начинает изучать буквы, это приводит к возникновению нарушений письма и чтения. Обучение чтению должно строиться на материале правильно произносимых звуков. Каждый звук осваивается ребенком в разном возрасте. Поэтому трудные в произношении звуки [р], [л] и буквы Л, Р изучаются последними.

Методика обучения грамоте проводится по звуковому аналитико-синтетическому методу, при котором дети овладевают навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научиться читать, ребенок должен понять, что речь состоит из слов, а также усвоить звукослоговое строение слов и обозначение звуков буквами. Связная речь разделяется на предложения, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот, звуки объединяются в слоги, слоги – в слова, слова – в предложения.

Основные этапы подготовки ребенка к обучению грамоте
1. Развитие зрительного восприятия и внимания.

Можно использовать кубики с сюжетными картинками, пазлы, разрезные картинки, конструкторы и мозаики, задания по принципу «Найди отличия», «Найди сходство», «Найди одинаковые» и т.д.

2. Развитие слухового восприятия и внимания.

Упражняйте ребенка в различении речевых и неречевых звуков.

Объясните ребенку, что звуки мы слышим и произносим.

3. Развитие связной речи.

Упражняйте ребенка в пересказе текстов, составлении описательных рассказов и загадок, составлении рассказов по картинкам. Развивайте умение вести диалог, слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них. Учите ребенка спокойно отстаивать свою точку зрения, обосновывая ее.
4. Деление слов на слоги (части).

Делить слова на слоги, отхлопывая их. Объяснить, что сколько гласных звуков, столько и слогов.
5. Развитие мелкой моторики и ориентировка на плоскости листа.
Предложите ребенку задания:
- закрашивать предметы, не выходя за контур;

- проводить прямые, вертикальные и горизонтальные, волнистые линии;

- обводить рисунок по точкам;

- штриховать в разных направлениях;

- обводить клеточки в тетради, рисовать различные узоры.

6. Развитие фонематических процессов

Научите ребенка определять

- наличие или отсутствие звука в слове,

- находить место звука в слове,

- определять последовательность звуков в слове,

- дифференцировать гласные и согласные звуки,

- дифференцировать согласные звуки по глухости-звонкости (П-Б, Т-Д…), твердости-мягкости (М-Мь, К-Кь…),

- дифференцировать слоги и слова близкие по звучанию (па-ба-па, тачка-дачка…),

- преобразовать слоги и слова с помощью замены букв (сок – сук), удалении или добавлении буквы (уха – муха), перестановки слогов (ша-ка),

- составлять слова из рассыпанных букв (о, т, к – кот).

Необходимо запомнить:
- занятия должны проходить на положительном эмоциональном фоне;
- нельзя заставлять ребенка заниматься;
- не выражайте свое неудовольствие, разочарование;
- будьте терпеливы, не раздражайтесь;
- хвалите ребенка за старание.
Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Представлен вариант диагностики уровня речевой подготовки детей к обучению в школе.Статья разработана на основе литературы по развитию речи детей....

доклад «Речевая подготовка детей к школе»

доклад для воспитателей подготовительной к школе группы...

Речевая подготовка детей к школе

..Готовность ребенка к обучению в школе складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется  речевому развитию. Задача  взрослых состоит в том, чтобы подгото...

Консультация логопеда для родителей «Речевая подготовка детей к школе»

C ростом ребенка проблема формирования его речи становится, пожалуй, одной из наиболее важных для родителей. Но, тем не менее, ребенок по мере своего речевого и интеллектуального развития постепе...

Готов ли ребенок к школе? Речевая подготовка детей к школе.

Данная консультация для родителей поможет понять готов ли к школе ребенок и соответствует ли его речевое развитие нормам, достаточным для школьного обучения....