Почему ваш ребенок плохо говорит?
консультация по логопедии

Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста- часть 2. В этой части раскрываются причины речевых нарушений, влияющие на правильное формирование речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_ch.2_toropovoy_n.yu_.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Почему ребенок плохо говорит?

(для родителей детей раннего возраста)

учитель-логопед Торопова Н.Ю.

Многих родителей часто волнует этот вопрос, из-за чего это случилось? Давайте рассмотрим, каковы же причины, влияющие на правильное формирование речи? Как избежать речевого недоразвития?

Причин может быть несколько, их можно условно разделить на группы:

  • Биологические причины, которые могут повлиять на речевое развитие ребенка:
  • неблагоприятные факторы во время беременности (профессиональные «вредности»; наркомания, алкоголизм и курение; токсикозы беременности; острые и хронические заболевания матери; резус - конфликт; падения и ушибы будущей мамы; стрессовые ситуации во время беременности, связанные с распадом семьи, смертью близких родственников и др.; осложнения при родах).

  • неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития ребенка (сотрясения и ушибы головного мозга; воспалительные заболевания головного мозга (менингит); недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха; повреждения периферического отдела речевого аппарата (аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм)).

Какие мероприятия должны выполнять родители? Вовремя обращаться и  наблюдаться у врачей: невролога, отоларинголога, педиатра, офтальмолога, челюстно-лицевого хирурга (по необходимости).

  • проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.

Часто встречается короткая подъязычная уздечка, высокое нёбо, неправильный прикус - также могут являться причиной неправильного произношения звуков, которое влияет и на недоразвитие фонематического слуха, а впоследствии, и речи в целом. Все эти проблемы необходимо решать совместно с логопедом, по необходимости с хирургом-стоматологом, ортодонтом.

  • Социальные причины, которые могут влиять на речестановление ребенка:
  • подражание неправильной речи окружающих (дефекты звукопроизношения у взрослых ближайшего окружения, «сюсюканье»). Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи.

  • невнимательное безразличное отношение к речи ребенка, когда родители не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

  • двуязычие в семье становится большой проблемой для ребёнка. В детском саду он учится произносить звуки, слова русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Ребенку сложно понять и выбрать, на каком языке говорить, так как в семье он слышит родной язык, а в ДОО другой язык, поэтому, речь детей, воспитывающихся в семье с двуязычием, как правило, задерживается. Хорошо, когда в этом случае, родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом не используют второй язык. Добавлю ещё, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

Что же можно посоветовать заботливому родителю? 

  • Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную, следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания», так как обращенная к ребенку неправильная речь малопонятна и вредна для его речевого развития.
  • С момента рождения, разговаривайте с ним, пойте ему. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребенка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой-нибудь маленький стишок, например: «Водичка, водичка, умой наше личико» и др. Ведь все мы «родом из детства» и знаем много потешек, прибауток, скороговорок и т. д. Помните, что аудиозаписи, мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог, особенно в семье.
  • Внимательно следите за ходом речевого развития своего малыша и если вы замечаете, что речь у его сверстников более развита - обратитесь за консультацией к логопеду
  •  Очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики ребенка: общей, мелкой и артикуляционной. В чем проявляется моторная неловкость ребенка? Присмотритесь к своим детям: как они зашнуровывают и расшнуровывают обувь, как подбирают мелкие предметы, держат ложку, вилку, умеют ли рисовать, лепить, как работают ножницами; насколько вообще координированы их движения. Например:
  • Попросите ребенка собрать «нечаянно» рассыпанные на столе спички, он не может собрать спички двумя пальчиками - зажимает их в кулак, напрягаясь, с трудом расслабляя сжатые пальцы.
  •  Попросите ребенка отвести один пальчик в сторону - за ним потянутся остальные.
  • Проверьте подвижность губ, языка (высунуть язычок, подвигать им в стороны, вверх-вниз и т.д.) - движения неловкие, нечеткие, и ребенок отказывается выполнять движения, потому что быстро устает. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.

 Как же совершенствовать моторику ребенка?

  • Если ваши опасения о слабости мышц артикуляционного аппарата подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте чаще грызть сухарики, морковку; мясо кусочками, а не в котлетках; выполняйте речевую зарядку.
  • Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией. Для детей с несовершенной мелкой моторикой можно проводить специальные упражнения: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бус, пуговиц на леску, игру в «щелчки» (когда щелчком сбиваются шашки с доски), разукрашивание картинок в книжках-раскрасках и многие другие игры-упражнения.
  •  Очень важны посильные для ребенка работы по дому, самообслуживание. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Пусть он сделает вкривь, вкось, медленно, но сам, своими руками.
  • Больше учите с ребенком стихов наизусть, но в соответствии с его возрастом. Хорошо, когда он не стесняется декламировать стихи родителям, гостям, выступать на детских праздниках. Ведь это воспитывает в нем уверенность в себе. Даже, если ребенок плохо проговаривает слова, ритмичность стихов влияет на формирование слоговой структуры слов, интонационной выразительности речи.

  • Еще одной причиной возможных проблем в речестановлении у детей является - плохо развитый фонематический слух, который отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, думая, что говорит верно. Ведь сначала неправильно воспринял, затем также неправильно сказал и, наконец, так привык к происшедшей замене, что разницы между тем, как слышит и как произносит, не видит.

Если не развивать слуховое восприятие малыша, речевой слух, то не будет формироваться и фонематический слух, который имеет огромное значение в формировании не только правильного произношения, но и устной речи в целом, являясь важной предпосылкой успешного усвоения детьми грамоты.

Как же родителю развивать фонематический слух своего ребенка?

  • Начинать нужно с первых лет жизни, с помощью специальных игр и упражнений. Об этих играх я вам расскажу в одной из следующих консультаций.

Таким образом, чтобы воспользоваться тем или иным советом, нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интересы, особенности, знать его характер, а главное - заниматься им! 

Речь ребенка - важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной!

Литература:

1. В.В. Гербова. Учусь говорить. М., Просвещение, 1999.

2. Е.Е.Шевцова, Е.В.Воробьева От первого слова до первого класса. -М.:

«Институт общегуманитарных исследований», 2002.

3. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ / Ю.В. Микляева, В.Н.Сидоренко.- М.: Айрис-пресс, 2015

4. Психолого-педагогические основы развития речи в детском саду/ под редакцией Ф.А.Сохина, М.: 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему мой ребенок плохо говорит

Материал подготовлен на основе учебника для студентов высших педагогических учебных заведений. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ...

Консультация для родителей "Почему мой ребенок плохо говорит"

Консультация "Почему ребенок плохо говорит"...

Почему ваш ребенок плохо говорит?

Консультация для родителей...

Почему мой ребенок плохо говорит?

Вопросы речевого развития волнуют многих родителей. Как важно во время заметить проблему и грамотно решать ее....

«Почему мой ребенок плохо говорит»

laquo;Почему мой ребенок плохо говорит?»...

«Почему ваш ребенок плохо говорит. Что предпринять» «Как организовать логопедические занятия дома»

 Что делать, если ребенок плохо говорит в 4-6 лет? Существует несколько основных условий для правильного и своевременного развития речи:...