Использование квест-технологии в логопедической практике
материал по логопедии

Оскирко Елизавета Сергеевна

Материал содержит в себе информацию о квест-технологии и о возможности ее использования в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование квест-технологий в логопедической работе

В процессе модернизации системы дошкольного образования сегодня складываются новые условия воспитания и обучения детей, в том числе и детей с нарушениями речи.

        Инновационные формы работы с каждым годом расширяют возможности педагогов. Современная педагогика требует творческого подхода к работе. Особенности сегодняшних детей также диктуют нам необходимость поиска новых игр, творческих заданий в работе над развитием речи. В процессе речевой работы необходимо развивать мышление, воображения, память, внимание. Не секрет что у многих даже хорошо говорящих дошкольников отмечает низкий уровень развития словаря, использования речевых конструкций, бедность речи, низкий уровень мотивации и коммуникативного развития. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний, логопедическая помощь осуществляется в контексте игры. Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых детьми, является квест.

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Это разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. В качестве образовательной технологии квест был предложен профессором образовательных технологий Берни Джорджем в 1995 году. Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. (Быховский Я.С.)

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую, участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;

квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;

квесты - бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. Содержание задания, и условия организации игры необходимо выстраивать в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями ребёнка. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дошкольники не могут в силу психолого-возрастных особенностей, также следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание. Дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся.

Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

●   образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

● развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения, поисковой активности, стремления к новизне;

●     воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными.

2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.

3. Эмоциональная окрашенность заданий.

4. Разумность по времени - необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким   образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Квесты отличаются друг от друга:

●   по числу участников: одиночные и групповые;

●   по продолжительности: кратковременные и долговременные;

●   по содержанию: сюжетные и несюжетные,

●  по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке); штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино); кольцевые (ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке).

Формы организации квест-игр:

●  путешествие;

●  детектив;

●  журналистское расследование;

●  научное исследование.

Основой квест-игры является маршрут. Для его составления можно использовать разные варианты:

● маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

● «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

●  карта (схематическое изображение маршрута);

● «волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

Квест-технологию можно применять для развития любого компонента речи: квест-игры по обучению грамоте, куда можно включать задания по развитию лексико-грамматических категорий, задания на звуко-буквенный анализ и другое; квесты для обогащения пассивного и активного словаря на определенную лексическую тему; квесты на развитие фонематических процессов и связной речи. Все зависит от фантазии педагога.

Также квесты могут быть применены для развития произносительной стороны речи и использовать их на любом этапе логопедической работы:

Подготовительный (задания будут включать в себя артикуляционную гимнастику, упражнения на выработку воздушной струи, игры на развитие фонематического восприятия).

Постановка (элементы подготовительного этапа и сюжетные задания постановки необходимого звука по подражанию).

Автоматизация (этот этап самый простой для его организации в форме квест-игры. На каждом из этапов ребенку предлагается повторить слова с заданным звуком. Отгадать их, решить загадку и т.д.)

Следует отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии помогают дошкольникам с нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировать речевое общение.

Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи, что повышает эффективность коррекционной работы.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные достоинства квестов для детей дошкольного возраста с нарушениями:

  •  Позволяет логопеду выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе и учитывать при этом интересы детей в полном объёме.
  •  Квест дает возможность введения в игру разнообразных речевых заданий, а так же позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
  •  Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
  •  Формирует у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении задания.
  • Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.
  •  Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.
  •  В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества.
  •  В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослого.

Из недостатков я смогла выделить только необходимость большого количества времени на подготовку квеста.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование Квест-технологии в логопедической работе»

В статье описан опыт работы коррекционной работы логопеда с использованием квест - технологии....

презентация "Использование КВЕСТ технологии в логопедической работе"

презентация к статье "Использование КВЕСТ технологии в логопедической работе"...

Буклет "Использование квест-технологий в логопедической работе"

Буклет для педагогов и учителей-логомедов ДОО...

Консультация "Использование квест-технологий в логопедической работе"

Консультация по теме для  учителей-логопедов ДОО...

Буклет "Использование квест-технологий в логопедической работе"

Буклет для учителей-логопедов и педагогов ДОО...

«Использование квест-технологий в логопедической работе»

Доклад в рамках ММО для учителей-логопедов ДОО...

Использование квест-технологии в логопедической практике с родителями и детьми с речевыми нарушениями.

статья направлена на взаимодействие логопеда с родителями, используя квестовую технологию....