Проект Зима
проект по логопедии (младшая группа)

Куницына Татьяна Николаевна

Совместный проект воспитателя и логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima_-_mir_chudes.docx59.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зима – мир чудес»

Актуальность проекта.

  Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Дети, особенно младший дошкольный возраст, всегда путают времена года. Что способствует отсутствию знаний о сезонных изменениях в природе. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию. 

Цель проекта:  

 Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы. Учить видеть и называть предметы и действия в жизни, на картине, находить причинно-следственные связи. Обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года, о зимних явлениях, о снеге.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей умение отмечать разнообразие зимних явлений природы;

2. Формировать у детей умение передавать характерные образы в продуктивной деятельности;

3. Формировать у детей умение слушать и понимать художественное слово;

4. Формировать у детей умение находить причинно-следственные связи, посредством разнообразных игр;

5. Формировать у детей представления о взаимосвязи живой и неживой природы и сезонных изменений;

6. Развивать у детей способность к опытно – экспериментальной деятельности;

7. Развивать наблюдательность, творческое воображение, представления об окружающем мире, произвольную память и внимание;

8. Воспитывать у детей интерес к разного рода играм и игровым ситуациям;

9. Обогащать активный и пассивный словарный запас детей новыми словами.

10. Формировать лексико-грамматические категории;

11. Развивать мышление, память, внимание;

12. Развитие пальцевого и артикуляторного праксиса;

Участники проекта:

- дети (младшая группа) и их родители;

- педагог: Зайцева Ю.В., учитель – логопед Куницына Т.Н.

Тип проекта: познавательно- творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (19.12.-23.12.2022)

Ожидаемые результаты:

1. Обогащение знаний о зиме и зимних явлениях природы;
2. Формирование у детей умений экспериментировать;

3. Формирование у детей умений взаимодействовать друг с другом и с родителями. 

План - график мероприятий.

1 этап.  Подготовительный.

1.Подбор иллюстраций, репродукций картин, художественной литературы по теме проекта.

2. Подбор песен и стихов для разучивания с детьми.

3. Информирование родителей о реализации проекта, привлечение к участию в создании фотоколлажа.

4.Создание фотоколлажа «Зимушка - зима».

5. Подбор литературы для совместного чтения родителей и детей дома.

6. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, подбор дидактических игр.

7. Подбор материалов для продуктивной деятельности.

2 этап. Основной.

дата

Первая половина дня

Вторая половина дня

Создание предметно – развивающей среды

Работа с родителями

Понедельник

19.12.2022

Беседа с детьми с целью выявления у детей знаний о сезонных изменениях в зимний период.

Лепка: И.А.Лыкова «ИЗО деятельность в детском саду», стр.114, занятие №49 «Снеговик».

НОД  «Зимняя прогулка» (Логопед) 

А.Г. и Д.Г. по теме проекта

Д/и на развитие лексико-грамматических категорий (логопед)

 Д/и «Подбери снежный узор»; «Подбери правильно»; «Найди, что перепутал художник», «Сложи снежинки из 2 частей».

Оформление уголка проектной деятельности по теме проекта «Зима».

Информировании родителей о проведении проекта «Зима- мир чудес».

Консультации для родителей: «Как одевать детей на прогулку в зимний период»

Вторник,

20.12.2022

Рисование: Т.С. Комарова «Изо деятельность в детском саду», стр. 66, занятие № 25, «Снежные комочки».

Раскраски по теме

проекта: «Зима»

Пальчиковые игры: «Зима», смотреть книгу О.И. Крупенчук «Развиваем пальчики - тренируем речь!», стр.14.

Создание картотеки пальчиковых игр «Зима»

Беседы с родителями о личных достижениях детей

Среда

21.12.2022

Чтение: сказки «Зимовье зверей» развивать усидчивость, умение понимать прочитанное, внимательно слушать речь педагога.

Опытно – экспериментальная деятельность: смотреть конспекты в папке «Проекты».

НОД  «Зимние забавы» (Логопед)

А.Г. и Д.Г. по теме проекта

Д/и на развитие лексико-грамматических категорий (логопед)

Подвижные игры: «Два мороза», «Зайка беленький сидит»,

«Покажи, что надел?», «Я, Мороз – красный нос».

Изготовление д/и: «Подбери заплатку»,

«Найди две одинаковые снежинки», «Собери снеговика».

Информирование родителей о ходе проекта (беседы, фотоматериалы в социальном чате Viber)

Четверг

22.12.2022

Игровое занятие «Зимушка - зима», игра на развитие коммуникативных навыков, смотреть в папке «Проекты», культурно- досуговая деятельность.

Аппликация: «Волшебные снежинки», смотреть И.А. Лыкова, стр. 68, занятие № 26.

А.Г. и Д.Г. по теме проекта

Картины для рассматривания: «Зимой на прогулке», «Слепили снеговика», «Нарядим ёлочку на праздник».

Подготовка к интегрированному занятию по итогам проекта: «Зимушка - зима», игра на развитие коммуникативных навыков.

Выставка продуктов детской деятельности по лепке, рисованию и аппликации

Пятница

23.12.2022

Конструирование: «Веселый снеговик». Цель: развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия, развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие. Смотреть конспект в папке «Проекты».

А.Г. и Д.Г. по теме проекта

Опытно – экспериментальная деятельность: смотреть конспекты в папке «Проекты».

Монтаж фотоколлажа «Зимушка - зима».

Информирование родителей о заключительном этапе проекта (фотоматериалы в социальном чате Viber)

3 этап. Заключительный.

  1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
  2. Информационный обзор о реализации данного проекта на официальном сайте детского сада, в социальных сетях в группе детского сада.
  3. Презентация фотоколлажа родителям посредством социальной сети Viber 23.12.2022г.

Результаты проекта:

В рамках проекта, работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом образовательных областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью родителей и воспитателей. Расширяя кругозор и представления об окружающем мире, дети овладели конкретными знаниями. Научились делать конкретные простейшие выводы.

Приложения:

Опытно – экспериментальная деятельность.

Опыт № 1. «Какие свойства?»

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Проблема: «Какие свойства?»

Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют).

Опыт № 2. «Чудесный мешочек»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать. Побуждать детей обследовать и определять качества предметов, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.

Материал: Предметы из металла, дерева, мешочек

Ход: Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. «Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны. (из железа).

Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева.

Взрослый предлагает подержать предметы в руках. Каким они стали?

Если предметы долго держать на улице, то предметы из какого материала станут холоднее?

Выводы: Предметы из металла остывают быстрее, и медленнее согреваются.

Опыт № 3. Почему снег мягкий?

Цель: совершенствовать знание детей о снеге.

Проблема: почему снег мягкий?

Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бумага.

Ход: предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

В зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

Опыт № 4. Где лучики?

Цель: показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Проблема: от чего зависит форма снежинки?

Материал: Темная ткань, лупа, вертушки.

Ход: дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на темном полотне, через лупу.

Вывод: Снежинки очень мелкие и лучики просто так не увидеть, при сильном ветре нет лучиков, они поломались из-за ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать.

Опыт № 5. Почему снег греет?

Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Проблема: почему снег греет?

Материал: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход: предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросить детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Опыт № 6. Замерзание жидкостей.

Цель: познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Проблема: Какая жидкость замерзает быстрей?

Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт № 7. Разноцветные сосульки.

Цель: помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

Материал: вода, краски.

Оборудование: формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.

Ход: Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки.

Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.

Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцветных сосулек.

Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.

Опыт № 8. Ледяной секретик.

Цель: показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Проблема: Какой лед?

Материал: Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).

Ход: загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод: Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Опыт № 9. Откуда берётся иней?

Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Проблема: откуда берется иней?

Материал: Термос с горячей водой, тарелка.

Ход: на прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод: при нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Я использую эти свойства природы для организации интересных, познавательных прогулок с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыт 10. «Первый снег»

Цель: выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке.

Ход: слепить два снежка, один положить в рукавичку, а другой держать в руке. Сделать вывод.

Вывод: Снег в ладошке быстрее превратиться в воду от тепла ладошки.

Опыт 11. «Что такое лед?»

Цель: выяснить, как вода превращается в лед.

Ход: взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день — в одной емкости вода превратилась в лед, так стояла на улице; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.

Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.

Опыт 12. «Прозрачность льда»

Цель: Наблюдение за льдом, выявление его свойств.

Ход: предложить детям пройти по кромке льда, выяснить, почему он хрустит. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами). чтобы убедиться, что лед прозрачный, надо в емкость с водой поместить различные предметы и выставить на улицу. Утром рассматриваем и приходим к выводу, что все предметы, которые опускали в воду видны сквозь лед.

Вывод: Предметы видны потому, что лед прозрачен.

Опыт 13. «Вода и снег»

Цель: с помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.

Ход: внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со льдом.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем — утрамбованный, а последним растает лед.

Опыт 14. «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Ход: поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.

Вывод: чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Опыт 15. «Таяние и замерзание воды»

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости.

Ход: Детям (один из них в рукавичках) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.

Опыт 16. «Свойства снега»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать способность видеть красивое в зимней природе.

Ход: рассмотреть снежинки. Какие они? На что они похожи? Как их лучше рассмотреть?

Вывод: В природе не встречаются ни одной одинаковой снежинки.

Опыт 17. «Слепи снежок»

Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха( пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха)

Ход: В морозный день предложить детям слепить снежки (обратить внимание, что это невозможно). Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое время слепить снежки и оказывается, что это легко сделать.

Вывод: Снег стал липкий, так как у него изменилась влажность.

Опыт 18. «Глубина снега»

Цель: установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада.

Ход: после снегопада измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах.

Вывод: чем выше сугроб, тем больше глубина.

Опыт 19. «Лед — твердая вода»

Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.

Ход: принести сосульки в группы. Поместить их в емкости, каждую отдельно. Наблюдать за таянием сосулек. Если сосульки разного размера, то обратить внимание, какая их них растает быстрее.

Вывод: Лед — твердая вода.

Опыт 20. «Чьи следы»

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Ход: пройти, пробежать, пропрыгать на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пятках по свежему снегу. Рассмотреть следы птиц, животных.

Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных тоже отличаются друг от друга.

Опыт 21. «Как согреть руки?»

Цель: выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла);

Ход: Воспитатель предлагает детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки (одной тепло, другой прохладно).

Далее предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали (рукам стало жарко).  Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали.

 Вывод: предметы могут согреваться при трении и движении.

Опыт 22. «Что легче снег или вода?»

Ход: Дети на прогулке набирали в ведёрко снег, не прихлопывая его лопаткой, и сравнивал с таким же ведром, наполненным водой.  Делали вывод, что ведро с водой тяжелее, чем ведро со снегом.

Вывод: Снег легче воды, так как он состоит из легких, пушистых снежинок, между которыми много воздуха, а капельки воды соединены плотно и в ней нет воздуха.

Опыт 23. «Почему снег греет?»

Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Ход: предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

 Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше.

Развлечение для детей младшей группы на тему «Зимушка – зима»

Цели:

создание условий для эмоционально благополучного климата во время развлечения;

накопление положительных эмоций при взаимодействии детей и взрослого в игровой, двигательной и музыкальной деятельности;

развивать эстетическое восприятие, коммуникативные умения, эмоциональную отзывчивость, любознательность.

Оборудование.

Плоскостные изображения кустов и деревьев в зимнем убранстве.

Игрушки – зайка, белка, мышка.

Плоскостные изображения рукавичек и шарфиков разного цвета.

Корзинка, шишки.

Плоскостные изображения грибов с отверстиями, шнурки.

Изображение берлоги.

Коробочка с пирожком.

 Ход развлечения.

Организационный момент.

В город зимушка пришла,

Радость детям принесла.

Морозные денёчки,

Розовые щечки.

Будут дети отдыхать,

Веселиться и играть.

Воспитатель.

Ребята, что можно делать зимой? (Ответы детей.)

Сегодня такой хороший денёк, давайте играть.

Воспитатель обращает внимание детей на виднеющийся из-за кустика хвостик.

Ребята, кто-то прячется за кусточком. Кто же это может быть? Не догадались?

Конечно же, это зайка. Да у него хвостик дрожит, он замёрз. Давайте позовём зайку танцевать.

Звучит музыка.

Зайка, зайка, к нам спеши

Здесь танцуют малыши.

Лапки выставляй,

За нами повторяй!

Лапки растирай,

Сильней их растирай.

А теперь бочком, бочком.

А потом бегом, бегом!

Ну а теперь в присядочку

На мягонькие лапочки.

Воспитатель предлагает детям подарить подарки зайке, чтобы ему не было холодно зимой.

Проводится игра «Подарки для зайки»

(Дети выбирают рукавички и шарфики одного цвета из предложенных.)

Воспитатель

Молодцы, ребята, хорошо поиграли с зайкой. Будем дальше веселиться.

(Под ноги детям падают шишки.)

Воспитатель

Это кто так безобразничает, кидается шишками?

(Дети замечают на ёлке белочку.)

Ребята, белочке, наверное, скучно одной на ёлочке. Она хочет с нами поиграть.

Корректирующая гимнастика «Шишка»

Шишку в руки мы возьмем

И ладошку ей потрем

(Дети растирают шишкой ладошки.)

А потом другую

И опять – любую.

По руке прокатим

И за спину спрячем.

(Дети катают шишку от запястья до плеча.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем по спине катать.

(Катают шишку друг другу по спине.)

С коленок спускаемся,

В корзинку собираемся.

(Катают шишку вниз от колена к ступне, кладут шишку в корзинку.)

Воспитатель. Ребята, подарим белочке корзинку с шишками и ещё в неё добавим грибочков.

Игра «Грибы для белочки»

(Дети играют в игру «Вкладыши- Грибочки»)

Воспитатель

Ребята, посмотрите, кто-то оставил свои большие следы на снегу. Кто же здесь проходил?

(Ответы детей.)

Пойдёмте по следам, заодно прихватим с собой коробочку с пирожком.

Игра «Идем по следу».

(Дети шагают по плоскостным изображениям следов, подходят к берлоге.)

Воспитатель. Так вот, чьи это были следы. Мишка косолапый, наверное, уже спит в своей берлоге, ведь наступила зима.

Дети зовут мишку.

Мишка, мишка, выходи,

На ребяток погляди.

Отведай сладкий пирожок,

Поиграй с нами, дружок.

Проводится игра «Убегаем от мишки».

(Мишка догоняет детей, пытается забрать у них пирожок.)

Воспитатель. Ох, ребята, устал мишка играть, пора попить с ним сладкого чая с пирожком.

(Дети пьют чай, угощают пирожком мишку.)

Воспитатель. Ребята, мы с вами славно веселились,

Поиграли, порезвились.

Спасибо, зимушка-зима,

Всем по душе твоя пора.

Совместная продуктивная деятельность «Весёлый Снеговик».

(для младшей группы).

Задачи: способствование совершенствованию умений у детей по формованию белых комочков из ваты, скатывая их круговыми движениями в шарики; дать наглядное представление о части и целом (снеговик — целое, снежки, комочки — части); закреплять у детей навыки прикладывания снежков-комочков к силуэту нарисованного контура, не выходя за него; развивать чувство формы; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности, чувство сопереживания, желание помочь.

Материал: вата, лист ватмана, тонированный черным цветом, клейстер, цветная бумага, салфетки, клеенки, кисточки (по количеству детей)

Ход:

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости?»

Дети: «Снеговик».

Снеговик: «Здравствуйте, дети!»

Дети: «Здравствуй, Снеговик!»

Снеговик: 

«Я весёлый Снеговик,

К снегу, холоду привык.

Нос — морковкой,

Рот — сучок,

Поиграй со мной дружок.

Я пришёл к вам в гости, потому что мне скучно одному на улице».

Воспитатель: «Ребята, а давайте вместе со Снеговиком поиграем и развеселим его».

     Игра «Саночки» (дети под музыку «Белые снежинки» бегут парами др.за др.).

Снеговик: «Как вам хорошо! Вас много, а я один. Стою на улице, поиграть не с кем».

Воспитатель: «Не грусти, Снеговик! Ребята, давайте поможем Снеговику, слепим ему друга — снеговика. А теперь, давайте рассмотрим, из чего состоит снеговик?»

Дети рассматривают снеговика, изображённого на картинке, приговаривают: «Нижний ком самый большой, средний — поменьше, верхний — самый маленький».

На тонированном ватмане воспитатель рисует белой краской контур снеговика и обращает внимание детей на то, что снеговика они будут лепить из снежков-комочков.

Воспитатель: «Комочки мы сделаем из ваты. Они тоже, как снег, белые, мягкие, лёгкие. Из них мы скатаем комочки и слепим снеговика.

Воспитатель катает вату круговыми движениями между ладонями, а дети имитируют его движения. Затем предлагает им взять вату и самим скатать комочки.

Воспитатель: «Ты кружись, ты кружись,

Быстро в шарик превратись.

Посмотрите, сколько мы сделали комочков. Теперь мы слепим из них снеговика».

Воспитатель наносит клейстер на изображённого снеговика, дети берут снежные комочки и прикладывают к нему, не выходя за контуры.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, чего не хватает нашему снеговику?»

Дети: «Глаза — пуговки и нос — морковка».

Воспитатель наклеивает носик и глазки и вместе с детьми любуется слепленным снеговиком.

Снеговик: «Ой, какой красивый получился снеговик, такой же большой и белый, как я! Спасибо вам, ребята, за друга, которого вы мне слепили!»

Воспитатель: «Дети, в нашей группе тепло и снеговик может растаять, поэтому давайте приклеим ему много снега».

Воспитатель приклеивает снег из маленьких кружочков белого листа, затем дети помогают.

Воспитатель: «С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая всё кругом

Мягким бархатным ковром.

Ребята, Снеговику пора возвращаться на улицу.  Давайте подарим ему слепленного нами друга, чтобы он не скучал». Снеговик радуется, благодарит детей. Дети прощаются с ним.  Снеговик уходит.                                  

                                                      Рефлексия:                                       

Воспитатель: «Что вам понравилось больше всего?

                Какое у вас сейчас настроение?

                Что бы вы пожелали Снеговику?»

ПРИЛОЖЕНИЯ (ЛОГОПЕД)

Конспект логопедического занятия во второй младшей группе. «Зимняя прогулка»

Программное содержание :

- обобщать и систематизировать знания детей о зиме и диких животных;

-активизировать словарь по данным лексическим темам;

- образование прилагательных мужского и женского рода единственного числа от существительных;

- вводить в активный словарь детей однокоренные слова к слову «снег»;

- закреплять употребление простых предлогов «в», «на», «под»;

- согласование прилагательных с существительными в роде, числе;

- способствовать развитию речевого дыхания: приучать детей постепенно, медленно выдыхать через рот («подуем на снежинку»);

-упражнять в выполнении артикуляционных упражнений, развивать моторику рук;

- стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи;

- воспитывать у детей умение наблюдать за красотой природных явлений;

-способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Microsoft Office PowerPoint «Зима», «зимний лес» - елочки разной высоты в снегу, игрушка медведь, снежинки, елочки с прищепками

Предварительная работа: наблюдения, опыт со снегом; рассматривание картин, игрушек, иллюстраций в книгах; разучивание движений и текста к играм «Зимняя прогулка», «Как на горке снег…»;

План занятия :

1. Оргмомент

2. Игра «Зимняя прогулка»

3. Беседа по картине «Зима»

4. Упражнение на дыхание «Подуем на снежинки»

5. Артикуляционная гимнастика

6. Игра «Кто, где живет?»

7. Игра «Как на горке снег…»

8. Игра «Подскажи словечко»

9. Игра с прищепками.

10. Подведение итогов.

Ход занятия:

1. Оргмомент

Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем.

С вами мы гулять пойдем

2. Игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой - Дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам

Но мы пойдем гулять с тобой - «Пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам

Я надену шубку - Проводят ладонями от плеч по груди вниз

Я надену шапку - Двумя руками поглаживает голову

Я надену шарфик И еще платок- Поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью

А потом красивые, Теплые, пушистые,

Крошки-рукавички На ручки натяну - Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы

И хотя я маленькая У меня есть валенки - Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую

3. – Вот мы с вами и в лесу.

Какое время года на картине? (слайд №1)

Как вы догадались? (приметы зимы)

Что можно сказать о зиме, если зимой холодно. Зима какая? (холодная)

А если на улице мороз, то воздух какой? (морозный)

Если зимой выпадает много снега, то зима какая? (снежная)

Если горка покрыта льдом, то горка какая? (ледяная)

Если днем холодно, то день какой? (холодный)

4. - Смотрите, снова пошел снег. Ой, на мою ладонь снежинка села, большая, красивая (слайд №2). И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их. Давайте подуем на снежинки. Вдыхаем носиком, а выдыхаем через рот. Плечи не поднимаем, щеки не надуваем.

- Снежинки какие? Что они делают?

5. - Мы в лесочке погуляем

И зверушек повидаем.

- Какие звери можно увидеть в лесу зимой? (заяц, лиса, волк, белка, медведь).

Артикуляционная гимнастика. (слайд № 3-6)

1) Упражнение «Лисичка» - движение язычком слева-направо.

2) Упражнение «Волчок»- широко улыбнуться и пощелкать зубками.

3) Упражнение «белочка» - поцокать язычком, как белочка грызет орешки.

4) Упражнение «медведь в берлоге»- положить широкий язычок на нижнюю губу.

6. Игра «Кто где живет?» (слайд № 7)

- Кто живет в дупле? (белочка)

- Кто живет под кустиком? (заяц)

- Кто спрятался в норе? (лиса)

- Кто спит в берлоге? (медведь)

- Где сидит белочка? (на дереве)

- Где спрятался заяц? (под кустом)

- Где живет лиса? (в норе)

-Где спит медведь? (в берлоге).

- Давайте, назовем нашей зверей ласково. (белка-белочка и т. д.)

- А теперь мы поиграем с нашими животными. Закройте глазки и скажите кого не стало? (не стало медведя)

7. – Ребята посмотрите на сугроб. Сколько снега намело (приподнимается край ткани – виден спящий медведь). Да это же мишка спит. Где спит мишка? А давайте с мишкой поиграем.

Игра «Как на горке….»

Как на горке – снег, снег,

И под горкой- снег, снег,

И на елке – снег, снег,

И под елкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

8. – Ребята, а давайте поиграем со словом снег. Подскажите мне словечки в стихотворении. (слайд № 8)

Тихо-тихо как во сне

Падает на землю….(снег).

С неба все скользят пушинки

Серебристые ….(снежинки).

Словно в белый пуховик

Нарядился….(снеговик).

А вот снежная фигурка

А зовут её(снегурка).

На деревьях, посмотри

С красной грудкой …. (снегири).

Вот веселье для ребят

Все сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в…. (снежки).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил …. (снег).

Давайте ещё раз назовем эти слова и внимательно вслушаемся. В каждом из них есть слово «снег» (Дети хором повторяют)

9. – Ребята посмотрите, что это? (дерево, ствол)

Ель

Ёлочка наша вдруг загрустила,к

Лапы еловые вниз отпустила.

- Давайте нашей елочке сделаем веточки. (слайд № 9)

- Какие веточки? (зеленые, колючие, короткие, пушистые)

- Куда смотрят наши веточки? (вниз)

- А теперь пришла пора возвращаться в детский сад (идут «по снегу», высоко поднимая колени).

10. Итог: Вам понравилось в лесу?

Что понравилось? А вы любите зиму?

А что любите делать зимой?

Оценка деятельности детей.

Тема «ЗИМА . ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Задачи:

·        повторение временного понятия «зима»;

·        развитие слухового и зрительного внимания, восприятия;

·        развитие словесно-логического мышления;

·        развитие дыхания;

·        закрепление понятий «один» - «много»;

·        закрепление названия белого цвета.

Оборудование: мяч, разноцветные снежинки (диаметром 10 см) из бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед кидает мяч каждому ребенку с вопросом:

- Какое сейчас время года? Дети отвечают:

- Зима.

2. Дидактическая игра «Да и нет» (с мячом)

Логопед предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет:

Зимой идет снег.

Зимой люди купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой люди надевают шубы. И т.п.

3. Дидактическая игра «Белые снежинки»

Логопед напоминает детям, что снег (снежинки) белого цвета. По ковру разбрасываются бумажные разноцветные снежинки, в том числе и белого цвета. Логопед:

- Подул холодный зимний ветер, поднял с земли и закружил белые снежинки.

Логопед дудит в свистульку, и по этой команде дети должны взять по одной снежинке белого цвета. Затем логопед читает текст, а дети дуют на свои снежинки:

Снег кружится, снег ложится.

Снег, снег, снег!

Рады снегу зверь и птица.

И , конечно, человек!

Игра повторяется.

4. Закрепление понятий «один» — «много»

Логопед спрашивает у каждого ребенка:

- Сколько у тебя снежинок? ( - Одна.)

Затем дети дуют на снежинки так, чтобы они полетели на ковер.

- А сколько теперь снежинок на ковре? ( - Много.)

Дыхательная  пальчиковая гимнастика на тему «Зима»

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Упражнение «Метелица»

Метёт, метёт метелица

По лесу снегом стелится

Замела метелица, стёжки и дорожки

Спрятались за окнами Маринки и Серёжки.

(вытягиваем губки вперёд и дуем на снежинки)

Снег ложится на дома, 

Улицы и крыши. 

Тихо к нам идёт зима, 

Мы её не слышим… 

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

(Руки «домиком».)

(Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

(Рука за ухом.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Загибаем пальчики по одному.

Загибаем пальчики по одному.

Имитируем лепку комков.

«Крошим» всеми пальчиками.

Правой ладошкой по левой.

Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Отряхиваем ладошки.

Движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку.

Здравствуй, Дедушка Мороз! 

Что в подарок нам принёс? 

- Громкие хлопушки, 

Сладости, игрушки. 

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

(Руки вперёд ладонями вверх.)

(Хлопнуть в ладоши.)

(Вертим кистями.)

Праздник приближается,

Елка наряжается.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

«Фонарики».

Дидактические игры на развитие лексико-грамматических категорий

Игра «Назови ласково»

Цель: формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных с помощью суффиксов.

Снег — снежок                            мороз — морозец

ветер — ветерок                         лед — ледок

зима — зимушка                         метель — метелица

санки — саночки                         холод — холодок

дерево — деревце                      звезда — звездочка

солнце — солнышко                   день — денек

ночь — ночка     

Игра «Один – много»

Цель: формирование умения образовывать единственного и множественного числа существительных.

снежинка – снежинки – много снежинок                снег — снегов, много снега

лед — льдов, много льда                                           звезда —

день —                                                                        узор —

ночь —                                                                        снеговик —

санки —                                                                      буря —

вьюга —                                                                      стужа —

холод —                                                                      забава —

Игра «Сосчитай до 5»

Снеговик, варежка, снежок, пальто

(голосом выделяем окончания у существительных)

Один снежок, два …, три …, четыре …, пять …

Один снеговик, две …, три …, четыре …, пять …

Игра «Подскажи словечко:

Ход игры: дети должны закончить строчку подходящим по значению словом, образованным от слова «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё летят пушинки –

Серебристые … (снежинки)

На проселки, на лужок

Всё снижается … (снежок)

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее… (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик)

Рядом – снежная фигурка,

Эта девочка - … (Снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой … (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил … (снег)

Игра «Составь предложение по картинке»

Ход игры: на стене висят несколько сюжетных картинок, дети должны составить предложения, основываясь на них.

Игра «Какой? Какая?»

Ход игры: педагог задает вопросы по теме «Зима», а дети должны отвечать.

Вопросы:

  • Зима какая?         (холодная, морозная, снежная и т.д.)
  • Снег какой?          (белый, пушистый, легкий и т.д.)
  • Лед какой?           (холодный, прозрачный, твердый и т.д.)
  • Мороз какой?      (зимний, крепкий, суровый)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

Проект (младшая группа) на тему: проект "Зимующие птицы"

Актуальность: В современных условиях проблема экологического образования детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и инте...

Познавательный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Зимующие птицы»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.Зад...

Краткосрочный проект «Зима. Животные зимой».

Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к сезонным изменениям и  в природе, первоначальных  представлений о диких животных и взаимосвязях в природе....

Проект «Зимующие птицы» «МАЛАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ» (5-7 лет)

Пособие направлено на уточнение и систематизацию представлений детей по теме «Зимующие птицы» (внешний вид, среда обитания, чем питаются, какие повадки). Развитие познавательных интересов....

Проект " Зима. Животные зимой"

Краткосрочныйпроект в средней группе....