Методическая разработка "Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Смешение звуков - нарушение звуковой стороны речи, выражающееся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки изолированно, в самостоятельной речи путает их. Смешение обычно касается звуков, различающихся сравнительно тонкими акустическими или артикуляционными признаками. Смешение звуков говорит о незаконченности процесса овладения системой фонем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №69» г. Рязани

Тема: «Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков»

учитель-логопед Каплан Екатерина Валерьевна

Обобщение авторского опыта

Одним из самых распространенных нарушений речи у детей, посещающих занятия на дошкольном логопедическом пункте, является дислалия -нарушение произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Нарушение звукопроизношения в этом случае могут проявиться:

1) в отсутствии того или иного звука;

2) в искажении произношения звука;

3) в заменах одного звука другим.

4) в смешениях

Если ребенок длительное время не произносит нужный звук или заменяет его другим (например, Ш заменяет на С или Р на Л), то в дальнейшем –после постановки и автоматизации звука – может наблюдаться неустойчивое употребление звуков в разных словах в силу их недостаточной дифференциации. Все артикуляционные позиции, необходимые для правильного проговаривания звуков, оказываются сформированными, но нет умения выбирать нужный звук, вследствие чего они и смешиваются. Ребенок в одних словах может употреблять звук правильно, а в других – по-прежнему заменяет его. В таком случае необходимо начать работу по дифференциации смешиваемых звуков.

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Фонематический слух - это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки речи, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму.

Смешение звуков - нарушение звуковой стороны речи, выражающееся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки изолированно, в самостоятельной речи путает их. Смешение обычно касается звуков, различающихся сравнительно тонкими акустическими или артикуляционными признаками. Смешение звуков говорит о незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4—5 годам. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Смешение может быть единственным проявлением речевой недостаточности. В таких случаях основой задержки в овладении системой фонем бывают недостаточное развитие фонематического слуха, недостаточное развитие психических процессов, неблагоприятная речевая среда. Иногда смешение звуков носит стойкий характер и не исчезает у ребенка к моменту поступления в школу, отражается на письме и приводит к дисграфии.

Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Направления работы по дифференциации звуков:

  • развитие слуховой дифференциации,
  • закрепление произносительной дифференциации,
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Решение этой задачи мною проводиться комплексно. При этом, стараюсь задействовать сразу несколько каналов восприятия: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Этапы логопедической работы по дифференциации смешиваемых звуков:

1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах;

3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах;

4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения;

5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  1. Уточнение артикуляции звука провожу обязательно с опорой на зрительное ( с помощью зеркала), слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции любого звука обращаю внимание на особенности его произнесения: положение губ, языка, направленность воздушной струи, работа голосовых складок. Вспомогательным приемом работы на этом этапе является выкладывание схемы артикуляции звуков в виде символов в мнемотаблице. Так же для облегчения запоминания зрительного образа фонемы мною применяются условные символы звуков.

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.

На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию навыков звукового анализа и синтеза.

Работа проводится по следующему плану:

  1. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него, узнавать и уметь точно воспроизводить цепочку слогов с дифференцируемыми звуками.

Моим детям на занятиях очень нравиться подавать сигнал с помощью колокольчика или звоночка, при узнавании заданного звука или слога на слух среди потока оппозиционных звуков. При произнесении звуков и слогов, я обязательно прикрываю рот экраном или забавной маской, чтобы дети ориентировались только на слух и не видели мою артикуляцию. Затем, игра проводится наоборот, когда дети угадывают звук или слог по моей беззвучной артикуляции, ориентируясь только на зрительное восприятие и положение губ и языка.

Проговаривая звуки и слова самостоятельно, дети дополнительно помогают своему язычку рукой, имитируют положение языка в ротовой полости с помощью мягкой рукавички-муляжа языка, надетой на ведущую руку. Таким образом усиливая кинестетические ощущения идущие от органов артикуляции.

  1. Формирование умения определять наличие звука в слове и его позицию.

На данном этапе ребенок определяет, в какой части слова находится фонема, какой звук стоит перед ней или следует после нее.

  1. Выделение слов с данными звуками из предложения.
  2. Работа над текстом.

По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Дополнительно для дифференциации звуков [с-ш] мною часто используется игра с мячом. В этой игре мяч отображает положение языка во рту. При произношении звука [с] язык упирается в нижние зубы, значит, мяч должен удариться об пол. При произношении звука [ш] язык поднимается вверх, пусть мяч полетит вверх. Тоже самое можно использовать и при произношении звуков [з-ж]. Сначала ребёнок сам держит мяч в руках. Потом мячом командует учитель-логопед. Подобные игры провожу так же с использованием ритмичной музыки, которая задает определенный темп упражнению.

Можно несколько раз подряд задать движением один и тот же звук. Так будет развиваться ещё и внимание. Постепенно наращиваем темп. Так язык ребёнка приспосабливается быстро принимать необходимое положение.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков был более увлекательным и эффективным, мною используется ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, фигурок из фанеры, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.

Литература:

  1. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи». М., издательство Просвещение 1985 г.
  2. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». М., издательство ГНОМ и Д, 2000 г.
  3. И. С. Лопухина Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999.
  4. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Тетради для закрепления звуков.
  5. Л. Г. Парамонова Говори и пиши правильно “Дельта” “Аквариум” 1996.
  6. Е.Ф., Рау В. И. Рождественская, “Исправление недостатков произношения у школьников” М. Просвещение” 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка автоматизации и дифференциации звуков "ж" и "ш"

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи, Звук и буква «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речиДифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников с общ...

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ НА ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Работа по дифференциации звуков способствует формированию умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения....

Методическая разработка по теме :"Дифференциация звуков Р и Рь."

Конспект занятия по теме : "Дифференциация  звуков Р и Рь."для детей подготовительной группы.....

Дидактические игры в процессе автоматизации и дифференциации смешиваемых звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, прове...

Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков Д-Т"

Игровые упражнения направленные на дифференциацию звуков Д и Т....

Этапы работы учителя-логопеда по дифференциации смешиваемых звуков в речи детей дошкольного возраста.

   Смешение звуков является одним из наиболее распространенных недостатков у детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста. Иногда смешение звуков носит стойкий характер и...

Методическая разработка - Конспект занятия "Дифференциация гласных звуков Ы/И" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект по развитию звуковой культуры речи для детей среднего дошкольного возраста "Дифференциация гласных звуков ы-и" с приложением....