"Как учить ребёнка читать"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Зубкова Ольга Анатольевна.
Как учить ребенка читать. Обучение ребенка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе. Зная это, многие родители начинают рано – например, в три года – знакомить своего ребенка с буквами. Как же они бывают удивлены и огорчены, когда оказывается, что и к пяти, шести годам малыш все еще не умеет читать. Можно ли учить дошкольников? Известный российский психолог Р.С. Немов утверждает, что научение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего школьного возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в четырех-, пятилетнем возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребенка, тесно связав обучение грамоте с актуальными потребностями ребенка, и прежде всего с игрой. Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний. Здесь без помощника не обойтись. Таким помощником для родителей может стать Букварь. Лучше всего, если он будет написан опытным учителем-логопедом. Кому как не логопеду лучше других известны закономерности формирования детской речи – устной и письменной?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kdr_18-22.docx60.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

Консультация для родителей

на тему:

«Развитие мелкой моторики – залог правильной и красивой речи»

Подготовил:

 учитель-логопед

Зубкова Ольга Анатольевна

первая квалификационная категория

2020-2021 учебный год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

Консультация для родителей

на тему:

«Как учить ребенка читать»

Подготовил:

 учитель-логопед

Зубкова Юлия Евгеньевна

первая квалификационная категория

2018-2019 учебный год

Как учить ребенка читать.

Обучение ребенка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как малыш овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе. Зная это, многие родители начинают рано – например, в три года – знакомить своего ребенка с буквами. Как же они бывают удивлены и огорчены, когда оказывается, что и к пяти, шести годам малыш все еще не умеет читать.

Можно ли учить дошкольников? Известный российский психолог Р.С. Немов утверждает, что научение грамоте не только можно, но и необходимо перенести из младшего школьного возраста в дошкольный. Чтению и письму можно научить детей в четырех-, пятилетнем возрасте, сделав усваиваемое нужным и интересным для ребенка, тесно связав обучение грамоте с актуальными потребностями ребенка, и прежде всего с игрой.

Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний. Здесь без помощника не обойтись. Таким помощником для родителей может стать Букварь. Лучше всего, если он будет написан опытным учителем-логопедом. Кому как не логопеду лучше других известны закономерности формирования детской речи – устной и письменной?

Можно рекомендовать «Букварь» Н.С. Жуковой, в котором сочетаются традиционные и логопедические методики. «Логопедический букварь дошкольника» Т.А. Ткаченко представляет: - чтение с 4 лет на уровне высоких школьных требований; - основы грамотного письма; - четкое произношение звуков, слогов и слов; - правильные ударения и интонацию; -  игровую непосредственную форму обучения. «Мой букварь» Н.В. Нищевой можно рекомендовать для обучения чтению как детей с нормальным речевым развитием, так и малышей, имеющих дефекты речи.

Известно, что разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки, что есть трудные для произношения звуки. Если, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень чисто произносит обозначаемые ими звуки, в дальнейшем у него могут обнаружиться нарушения письма и чтения – дисграфия и дислексия. Чтобы избежать этих осложнений, в логопедических Букварях «трудные» звуки и соответствующие им буквы даются в последнюю очередь.

Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать. В логопедических Букварях много игр, занимательных заданий и упражнений, способствующих приобретению этих навыков. И конечно же, в данных книгах много ярких картинок, которые привлекают внимание детей. Любой Букварь предназначен для совместной работы ребенка и взрослого, и каждая их страница соответственно содержит две зоны. Текст, предлагаемый вниманию ребенка, напечатан в центре страницы крупным шрифтом на белом фоне; текст, адресованный взрослому, напечатан более мелким шрифтом сбоку или внизу страницы.

Занимаясь по Букварю, ребенок узнает, что буквами обозначаются звуки: одни звуки можно петь – это гласные, другие петь нельзя – это согласные; что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Игровые упражнения помогут дошкольнику научиться узнавать и различать звуки и буквы, читать слияния гласных букв, слоги, короткие слова и предложения, состоящие из знакомых букв.

Вначале детям для чтения предлагаются слова, в которых слоги обозначаются дугами. Этот прием очень удобен: с одной стороны, такие пометки помогают ребенку «удерживать» слог, что облегчает овладение послоговым чтением с другой стороны, они не разрушают целостность слова, как черточки-дефисы, применяемые для обозначения слогов в некоторых учебных пособиях.

В логопедических Букварях имеется особенность: с первых же страниц  в зону внимания ребенка вводятся отдельные слова, которые он еще не может прочитать, так как не все входящие в них буквы знает. Но при этом ребенок может соотнести слово с картинкой, назвать изображенный предмет, показать и назвать знакомые буквы. Это развивает зрительное внимание и память, тренирует в различении и узнавании букв, а также помогает запечатлеть целостный образ слова (прием «глобального чтения»).

Изучение каждой новой буквы начинается с показа ребенку этой буквы, называния ее, и чтения взрослым крупно напечатанного стишка. Прослушав стихи, ребенок сможет сам найти, выделить среди пока незнакомых значков эту букву. Каждая вновь представляемая буква в Букваре снабжена цветным кружком – условным обозначением соответствующего звука: красный кружок обозначает гласный звук, синий и зеленый – согласные (твердый и мягкий). 

В дальнейшем ребенок овладеет навыками звукового и слогового анализа слов. Для звукового анализа предлагаются только те слова, написание которых не расходится с произношением. Взрослый должен следить за четким произнесением ребенком звуков при выполнении звукового анализа.

Упражняя ребенка в делении слов на слоги, можно использовать такие приемы, как отстукивание, отхлопывание слогов, проговаривание слов с подложенной под подбородок рукой. Затем ребенок узнает, что такое предложение, научится составлять предложения по картинке и анализировать его, познакомится с глухими и звонкими согласными звуками. Задания на различение глухих и звонких согласных звуков способствуют профилактике нарушения письменной речи (акустической дисграфии).

Особо нужно сказать о гласных буквах Е, Ё, Ю, Я. Эти буквы в начале слова и в положении после гласной обозначают сложные йотированные звуки. Дошкольникам не предлагаются для звукового анализа слова, содержащие эти звуки, навыком анализа таких слов дети овладеют в школе.

Выполняя задания, предложенные в Букваре, ваш ребенок научится подбирать слова с заданным количеством слогов или заданным порядком звуков (букв), получит представление о предлоге и научится анализировать предложения с предлогами.

Несколько советов,

которые помогут вам в работе с Букварем

  1. Внимательно читайте рекомендации для родителей и правила, которые  должен усвоить ребенок, это поможет избежать многих трудностей и ошибок в обучении ребенка.
  2. Согласные буквы называйте не так, как вы привыкли их называть («бэ», «эр», «ша» и др.), а только звуками, которые эти буквы обозначают: (Б), (Р), (Ш), так ребенок скорее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
  3. Следите за тем, чтобы ребенок читал слоги слитно, а не по буквам. Пусть он тянет первый звук, плавно его соединяя со вторым.
  4. Не надо торопиться переходить от одной буквы к другой. Материал каждого задания должен быть полностью усвоен. Если задание непонятно ребенку, начните выполнять его сами, чтобы ребенок мог следовать вашему образцу.
  5. Читая ребенку стишок при знакомстве его с новой буквой, выделяйте новый звук голосом. Когда ребенок уже сам сможет прочитать стихи, тогда же ему можно предложить прочитать стихи на уже пройденных ранее страницах.

Желаем вам успехов!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

Консультация для родителей

на тему:

«Логопедические домашние задания: традиции и современность»

Подготовил:

 учитель-логопед

Зубкова Ольга Анатольевна

первая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

Логопедические домашние задания: традиции и современность.

Сотрудничество логопеда и семьи определяет общий успех коррекционного обучения. Важно в самом начале учебного года объяснить родителям, что ребёнок получает индивидуальную коррекционную помощь 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия мам и пап в исправлении речи своего малыша. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям.

Логопедические домашние задания – это различные виды заданий, направленные на закрепление в домашних условиях у детей знаний, умений и навыков, приобретённых ребёнком на фронтальных и индивидуальных занятиях по лексике, грамматике, чтению и звукопроизношению (т.е. на всех направлениях развития его речи предусмотренных программным содержанием).

Опыт работы в ДОУ позволил сформулировать основные требования к выполнению заданий логопеда в домашних условиях:

- задания служат цели закрепления изученного материала;

- в домашнюю работу не должны включаться задания по изучению нового материала;

- каждое задание должно сопровождаться подробными инструкциями по его выполнению;

- для каждого из родителей цель выполнения каждого задания должна быть абсолютно ясна;

- при составлении задания логопед должен учитывать принцип ведущей деятельности;

Каждое задание состоит из трёх частей:

1. Индивидуальное - по формированию навыков звукопроизношения;

2. По закреплению лексико-грамматических категорий родного языка;

3. Формирование навыков звукового анализа, синтеза и навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки ребёнка).

Одним из условий продуктивной работы с родителями является наличие в тетради и коробке с диском каждого ребёнка следующей памятки.

Правила работы при выполнении заданий логопеда.

1.   Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник.

2.   Домашнее задание ребёнок выполняет под руководством родителей в течение 10-15 мин. 2-3 раза в день. При работе за компьютером необходимо придерживаться следующего регламента: 7-10 мин. Не более 3 раз в неделю.

3.   Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.

4. Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

5. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда.

6. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка.

7. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации, т.е. поставлен, вам нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

8. Выполнению домашних заданий постарайтесь придать игровую форму.

9. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и вас определит общий успех коррекционного обучения.

10. Приучайте своего ребенка бережно относится к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью).

При подготовке домашних заданий мы использовали как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, в ходе которых применяли компьютерные технологии.

Традиционные логопедические домашние задания.

1. Индивидуальное задание по формированию навыков звукопроизношения. Карточки с различным текстовым материалом в соответствии с этапом автоматизации звука.

Для формировании навыков звукопроизношения можно использовать комплект «Домашних логопедических тетрадей» (1).

2. Задания по закреплению лексико-грамматических категорий.

В домашних заданиях по закреплению лексико-грамматических категорий и развитию связной речи можно использовать пособие Н.Э.Теремковой (6), которое поможет разнообразить занятия и избавит от необходимости искать иллюстративный материал. К этим тетрадям можно использовать дополнительные карточки для более серьёзной подготовки ребёнка по лексической теме.

3. Задания по закреплению навыков звукового анализа, синтеза, а также навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).

Многие родители делают ксерокопии карточек и используют их для повторения и закрепления материала (в поездке, во время отпуска или болезни).

Нетрадиционные логопедические домашние задания.

При проведении анкетирования и в ходе родительских собраний было выяснено, с какими трудностями сталкиваются мамы и папы при выполнении домашней работы с ребёнком. Так, родителям трудно запомнить все тонкости артикуляционных упражнений, организовать и увлечь ребёнка при выполнении домашних заданий.

Одной из главных целей, стоящей перед логопедом – формирование у детей правильного звукопроизношения.

Поэтому в одну из первых консультаций для родителей, необходимо провести занятия по обучению их приемам проведения артикуляционной гимнастики, где учитель-логопед сначала сам, а потом с ребёнком демонстрирует артикуляционные упражнения.

Можно сделать видеозапись артикуляционных упражнений, выполняемых детьми. В домашней обстановке родители могут просмотреть их, и с учётом замечаний логопеда контролировать выполнение упражнений ребёнком более осознанно.

С учётом требований СанПиН 2.4.1.2660-10 можно подготовить задания и игры с использованием компьютерной программы «Microsoft Power Point» для автоматизации различных звуков, задания по лексике грамматике, по профилактике дисграфии и дислексии.

Использование этой программы даёт возможность выполнять логопедические задания в занимательной форме, что помогает решить сразу несколько задач:

- стимулировать желание ребёнка самому активно участвовать в учебном процессе;

- исправлять звукопроизношение;

- расширять и обогащать диапазон игровых умений и навыков;

- повышать познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Составление заданий и игр с помощью программы «Microsoft Power Point» выбрано не случайно.

Так, в домашнем задании используется необходимый наглядный материал, красочно оформленный материал, что помогает активизировать процессы восприятия, внимания и памяти дошкольника.

Дети выполняют задание совместно с родителями, контролирующими произношение и ответы ребёнка, а также количество времени, проведенного им за компьютером.

Программа достаточно мобильна,  так как, создав большую базу картинок по темам и на определённые звуки, логопед может очень быстро изменить задание для каждого ребёнка.

Помимо собственных разработок, большую помощь в создании домашних заданий оказали пособия В.В.Коноваленко (2), И.Л.Лебедевой (3), Е.В.Мазановой (7), Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой (8).

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Азова  Е.А, Чернова О.О. Домашние логопедические тетради для детей 5-7л. М,2010.

2.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В, Автоматизация звуков у детей. М, 2007.

3. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг. М, 2008.

4. Новосёлова С.Л, Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М, 1997.

5. СанПиН 2.4.1.2660-10«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». М, 2010.

6. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. М., 2007.

7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий. М. 2007.

8. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Т.Р.Кисловой. От звука к букве 3,4 часть. ООО Балас, 1999, 2003.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

Консультация для родителей

на тему:

«Речевая готовность ребенка к школе»

Подготовил:

 учитель-логопед

Зубкова Ольга Анатольевна

первая квалификационная категория

2020-2021 учебный год

Речевая готовность ребенка к школе.

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов,  им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Основные показатели речевой готовности:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок 
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 

 2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ 
гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа an; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?      - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:         

 1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

  2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

  Уважаемые  родители! У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

Консультация для родителей

на тему:

«Как помочь ребенку запомнить буквы»

Подготовил:

 учитель-логопед

Зубкова Ольга Анатольевна

первая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

Как помочь ребенку запомнить буквы.

Со старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) на специальных занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы.  Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове ( хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С), учатся подбирать слова с заданным звуком, определять последовательность и количество звуков в слове (назови первый звук, второй, третий…; сколько всего звуков в слове?).  

Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.

Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения, у них довольно низкий уровень развития памяти и внимания.

Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, предлагаем родителям использовать разнообразные игровые упражнения:

  1. Обвести букву пальчиком. Буква должна быть довольно крупного размера. Обязательно спросить: какую букву обвели пальчиком?
  2. Вырезать букву по контуру. Спросить: какую букву вырезали по контуру?
  3. Обвести карандашом букву по точкам. Спросить: какую букву обвели по точкам?
  4. Заштриховать букву.
  5. Дорисовать элементы буквы так, чтобы получилась целая буква.
  6. Написать букву в большой и маленькой клеточках.
  7. Выложить букву из палочек, полосок бумаги, верёвочек, проволоки и других материалов.
  8. Вылепить букву из пластилина, глины, теста.
  9. Найти букву в текстах, назвать и подчеркнуть её.
  10.  Найти заданную букву среди других букв, обвести её в кружок.
  11.  Найти и обвести только правильно написанные буквы. Это упражнение хорошо проводить для запоминания начертания несимметричных букв, которые дети часто пишут зеркально: З, С, Г, Я, У, Р и др.
  12.  Выучить стихотворение про букву, выучить стихотворение, насыщенное словами с изучаемыми звуком и буквой.

После запоминания нескольких букв полезно провести игровые упражнения для различения букв и для закрепления связи звука с буквой. Например, ребёнок запомнил гласные звуки и буквы А, О, У, Ы, Э, И. Эти буквы, вырезанные ребёнком, лежат перед ним на столе.  

  1. Взрослый называет поочерёдно звуки А, О, У, Ы, Э, И и показывает соответствующие буквы на листе бумаги или на мониторе компьютера.  Ребёнок ищет у себя соответствующую букву, показывает и называет её.
  2. Взрослый молча показывает буквы, ребёнок их называет.
  3. Взрослый называет звуки, не показывая соответствующие буквы. Ребёнок показывает буквы.
  4. Взрослый выставляет перед ребёнком буквы, затем поочерёдно убирает их, а ребёнок называет, какую букву убрали.

Надеемся, что эти, а может быть, и придуманные вами игровые упражнения помогут вашим детям лучше запомнить буквы, легко и весело научиться читать.

Успехов вам!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

Консультация для родителей

на тему:

«Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза»

Подготовил:

 учитель-логопед

Зубкова Ольга Анатольевна

первая квалификационная категория

2021-2022 учебный год

Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Профессор Р. Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К ним относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый — фонематический слух.

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонематический слух- это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

Нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения взрослых и пытается им подражать. При этом ребенок сталкивается с различными звучаниями фонем родного языка: одни и те же звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.

По мнению Н. И. Жинкина, к признакам звука относятся и сами процессы кодирования, которые происходят при переходе сигнала от периферии нервной системы к центру.

Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, но он способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

• На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).

• Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

• Далее дети овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и составляют схемы.

• Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

• Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол, трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

• Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти.

«Услышишь — хлопни».

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д., например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры. После слов ведущего:

- Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

«Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

ПА — АП АП — ПА

ПО — (ОП) ОП— (ПО)

ПУ — (УП) ЫП — (ПЫ)

ПЭ— (ЭП) УП— (ПУ)

ПЫ — (ЫП) ЭП — (ПЭ)

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

ПА — ПЯ ПЯ — ПА

ПУ —. (ПЮ) ПИ —. (ПЫ)

ПЭ—. (ПЕ) ПЮ—. (ПУ)

ПО—. (ПЁ) ПВ—. (ПО)

ПЫ —. (ПИ) ПЕ —. (ПЭ)

Звуковая зарядка

Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.

Ход игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.

Звук У — руки вытянуть вперед.

Звук О —руки поставить на пояс.

Звук И —руки поднять вверх.

Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.

Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).

УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. А много ли звуков мы можем различить?

Давайте посидим минуточку очень тихо: кто какие звуки услышит?

УГАДАЙ ПО ЗВУКУ

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

Консультация для родителей

на тему:

«Профилактика дисграфии и дислексии у будущих первоклассников»

Подготовил:

 учитель-логопед

Зубкова Ольга Анатольевна

первая квалификационная категория

2019-2020 учебный год

Профилактика дисграфии и дислексии у будущих первоклассников.

Любого родителя переполняет палитра эмоций, когда они впервые провожают своего уже такого большого малыша в школу. И два самых сильных чувства оказывается радость и тревога. Радость, потому что малыш вырос, его ждет впереди столько нового, интересного, неизведанного и увлекательного. А с другой стороны тревога - как же кроха будет справляться с учебной нагрузкой, заботами, не станет ли он отстающим, неуспевающим, как сложатся отношения с окружающими его людьми.

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Валентин Берестов писал:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать.…

Согласитесь, что родители охотно в это верят, ведь сегодня раннее обучение чтению приняло огромные масштабы. Однако есть дети, которые и в младшем школьном возрасте еле-еле овладевают чтением и письмом. И не потому что ленятся – а потому что просто не могут.

Дислексией называют особые (специфические) нарушения чтения, дисграфией – особые (специфические) нарушения письма.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: "Б–П”, "Д–Т”, "К–Г”, "С–З”, "Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются. 

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. 

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З” и "Э”, "Р” и "Ь” (мягкий знак). 

Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш” или "крючок” в букве "Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

До недавнего времени все эти симптомы считались следствием нарушения речевого развития. Считалось, что если у малыша в детсадовском возрасте был диагноз ОНР (общее недоразвитие речи), значит, с поступлением в школу его проблемы могут перерасти в дислексию. Однако не так все просто. Есть категория детей, у которых никогда не было ОНР, прекрасно развита устная речь, но писать и читать они не могут. В последние десять лет к изучению и коррекции дислексии и дисграфии подключились детские нейропсихологи. Они утверждают, что основные причины нарушения письма или неспособности научиться читать – это:

✽ недостаточная сформированность зрительно - пространственных представлений: ребенок долго путает право и лево;

✽ недостаточное взаимодействие между правым и левым полушариями: ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, часто «зависает» – уходит в себя;

✽ искаженное речевое развитие: ребенок, который поздно начал говорить, не выговаривает некоторые звуки, тоже в группе риска.

Наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. В настоящее время дисграфия – нарушение письма и дислексия – нарушение чтения встречаются у 16 – 20 % детей школьного возраста.

Как же сделать так, чтобы ваш ребенок не попал в эти 16 – 20 процентов? Для начала давайте посмотрим, кто попадает в эту статистику. В группу риска (детей, имеющих предрасположенность к нарушениям чтения и письма) могут попасть самые разные дети.

На что нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он - переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

7. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

8. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).

Какие задания давать ребенку для профилактики дислексии и дисграфии?

1.Хорошо зарекомендовало себя упражнение – корректурная проба. Каждый день в течение 5 минут (не больше!) ребенок в любом тексте зачеркивает определенные буквы. Начинаем с одной гласной, затем расширяем репертуар. Задания могут постепенно усложняться: например – обведи все «а» в кружочек, а все «б» подчеркни. (Материал для зачеркивания вы выбираетесь, ориентируясь на проблемы ребенка.)

2. Игра на развития пространственных представлений, например «Какой рукой кушаем, рисуем, берем предметы?» и ребенок должен показать, или «Где правая и левая рука», «Дотронься до левого (правого) ушка» и т.д.

3. Игра со счетными палочками или мозаикой. Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.

4.Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Скоро ваши дети пойдут в школу, у многих начались уже занятия в подготовительных классах школ. Это новая жизнь ваших детей, новый род деятельности. И, занимаясь с ребенком, когда он станет уже школьником, помните несколько основных правил:

1. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

2. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования.При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть.
3. Многие мамы пытаются справиться с проблемой «количественными способами»: диктуют детям бесконечные диктанты, заставляют читать огромные тексты. Едва ли такие героические усилия приведут к положительному результату. Не стоит также просить ребенка искать ошибки в тексте, изобилующем неверно написанными словами: ребенок непременно запомнит неправильный вариант. Не предлагайте детям исправлять ошибки, научите их не делать ошибок. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом....

4.Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.Объем текста , должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

В выборе канцелярских принадлежностей для школьников есть свои хитрости.

Во время учебы ребенка не должно ничего отвлекать. Это относится к его форме, школьным принадлежностям, пеналу, портфелю. Пусть его портфель радует глаз, но никак не превращается в «трансформера», которым хочется постоянно хвастаться и играть с ним. Рисунок можно выбрать любой-пусть портфель станет предметом гордости ребенка и ему будет приятно его носить. А главное, чтоб ребенку удобно было его носить, спина не уставала, а внутри было грамотно распределено пространство для школьных принадлежностей. Все что нужно ребенку в младшей школе вполне уместиться в одноярусный пенал. Так же необходимо ответственно подойти к выбору школьных принадлежностей – тетрадок, ручек, карандашей, стирательных резинок. Важно чтобы эти предметы были удобными, не яркими, не раздражающими. Если это ластик, то ребенку в младшей школе лучше не давать ластик в виде игрушки, потому что он будет отвлекать его внимание от учебы. Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Поэтому хорошо, если место для захвата пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen. 

К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш. Карандаши ребенку лучше купить разные, как для художника, пускай он попробует их все, выберет каким ему удобнее писать, будь то мягкий или твердый стержень и тоже со специальной насадкой или пупырышками для того, чтобы ребенку было удобно и не больно его держать. Если же ваш ребенок левша, то в данное время можно купить специальные школьные принадлежности для левшей, которыми ему будет удобно писать. Тетрадки – это же отдельный разговор. С одной стороны, яркая тетрадь с рисунком для ребенка – это целое поле для деятельности. Рисунок можно обводить, его можно дорисовывать и еще много чего. С другой стороны у всех детей с рисунками, а у вашего ребенка без, ему может быть некомфортно. Придите к взаимопониманию и компромиссу. Пусть это будет тетрадь пастельных тонов. Клетки и линии должны быть хорошо прорисованы, но не слишком ярко. Бывает, что тетради продают без полей, так вот лучше выбирайте с прорисованными полями, яркими, чтобы ребенок их хорошо видел.

Так же стоит поговорить о кружках и секциях. Все родителя хотят лучшего для своего ребенка, тут главное не переусердствовать. При выборе кружков нужно помнить о нагрузке, которая будет лежать на вашем ребенке. Пусть это не будут 5 разных кружков. Пусть это будет 2 кружка, которые будут нравиться ребенку, которые будут помогать ему развиваться.

Нецелесообразно записывать дошкольника и младшего школьника на изучение иностранного языка. Изучение языка это сложный процесс. Изучение чужого языка может войти в разногласия с родным языком, и тогда ребенку будет сложно усваивать как первый, так и второй язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Как учить ребёнка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия:...

Учим ребёнка читать.

В этом материале содержатся  игры для обучения ребёнка чтению. Использование их поможет сделать процесс интересным и увлекательным. Рекомендую родителям и педагогам дошкольного образования....

Памятка "Как учить ребёнка читать"

В памятке даны рекомендации родителям по обучению детей чтению....

Консультация для родителей "Как учить ребёнка читать"

 Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже дикт...

Памятка «Учим ребёнка читать стихи с выражением»

Поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных поня...