Учим ребёнка читать.
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Зиновьева Светлана Александровна

В этом материале содержатся  игры для обучения ребёнка чтению. Использование их поможет сделать процесс интересным и увлекательным. Рекомендую родителям и педагогам дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_rebyonka_chitat.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь родителям и педагогам дошкольного образования.

Звуковой период обучения.

Ребёнку надо объяснить, что в мире существует много разных звуков, но самые важные для общения – это звуки речи. Таким образом, ребёнок понимает, что наша речь состоит из слов, которые, в свою очередь, состоят из звуков речи. Взрослый может  играть с ребёнком, выделяя в словах определённые звуки.  Чтение и письмо – это действия со звуками слова, которые материализуются с помощью букв.

Звукоподражание.

Взрослый задаёт вопросы ребёнку, например:

-Как мама укачивает малыша?  (А-а-а!)

-Как жужжит жук?  (Ж-ж-ж!)

-Как пищит комарик?  (З –з -з!) и другие.

Будь внимательным.

Эта игра развивает слуховое внимание и быстроту мышления.

Ребёнку даётся такая инструкция:  « Я буду называть слова, а ты внимательно слушай. Если в слове услышишь звук З ( любой другой, по выбору педагога),то один раз хлопни в ладоши: ЗЗЗабор, дом, роЗЗЗы, стол, ЗЗЗамок, школа, ЗЗЗоопарк и т.д.».

Скажи слово с нужным звуком.

Игра на развитие фонематического слуха, быстроты мышления.

Взрослый говорит: «Придумай слово, начинающееся со звука М», и бросает мяч ребёнку. Тот ловит мяч и называет слово, например «машина», и бросает мяч обратно. Потом взрослый называет другой звук.

Магазин.

Взрослый  понарошку отправляет ребёнка в магазин за продуктами и просит купить только те продукты, в названии которых встречается какой-то определённый звук, например Р. Ребёнок может купить: картошку, огурцы, помидоры, торт, мороженое и т.д.

Скажи мягко.

Эта игра развивает у ребёнка  фонематический слух, речь и внимание.

Вариант 1. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твёрдым согласным звуком в начале, а ребёнок, поймавший мяч, произносит то же слово, но заменив первый твёрдый согласный звук парным мягким. Например: рад-ряд, мал-мял,  лук-люк, воз-вёз , нос-нёс, мыл-мил и т.п.

Вариант 2:Таким же образом можно заменять последний согласный твёрдый звук  на мягкий парный: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, вес-весь, был-быль и т.п.

Цепочки слов.

Вариант 1 (устный).

По очереди называются слова. Каждое следующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова, например: дом-мост-трон-носорог-гора-апельсин  и т.д.

Вариант 2.

Можно сделать карточки с нарисованными на них предметами и разложить их в таком порядке, чтобы название предмета на карточке начиналось с того же звука, которым закончилось слово, изображённое на предыдущей карточке. Например: лист- телевизор- робот- тапки- индюк- карась- синица- арбуз.

Буквенный период обучения.

Умение ребёнка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Вы можете сделать обучение ненавязчивым и интересным, учить с ребёнком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.

Малыш должен понять, что буквы – это такие специальные  значки, символы. С  их помощью  записываются звуки речи. Ребёнка знакомят с буквами с помощью картинной азбуки, выкладывая изображения букв из спичек, счётных палочек, камешков, шнурков, рисуя буквы на песке, на подносе с сухой крупой, отыскивая знакомые буквы на вывесках магазинов, театральных афишах. Можно пальчиком написать букву на спине ребёнка, а он попробует отгадать. Потом поменяться ролями. Можно вылепить букву из пластилина или теста. Взрослый может нарисовать контур буквы и попросить ребёнка заштриховать или разукрасить её. Очень полезно, чтобы в процессе запоминания букв активно участвовали зрение, слух и мускулатура пальцев рук.

На что похожа буква?

Можно пофантазировать и придумать, на что похожа буква, и попробовать изобразить, «оживить» её.

Пазлы.        

Взрослый пишет большую букву и разрезает её на 2, 3 или больше частей. Ребёнок собирает части в целое и называет букву.

Буквенный конструктор.

Из плотного цветного картона вырезаются элементы букв: большие и маленькие дуги. А также большие и маленькие полоски. Предложите ребёнку составить из таких деталей какую-нибудь букву.

Звуковое лото.

Взрослый раздаёт детям карточки с изображением разных предметов. Растений или животных. Потом показывае6т знакомую детям букву и спрашивает, у кого есть слово на эту букву. Затем игра усложняется: на карточках печатными  буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

Дорисуй букву.

Взрослый рисует элементы  печатных букв, а ребёнок должен дорисовать недостающие, чтобы получилась та или иная буква.

Полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков; моделирование буквы из пластилина или проволоки; обводка, штриховка или раскрашивание буквы. Из всего этого набора упражнений , связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдётся какое-нибудь, которое станет интересным для вашего ребёнка.

Чтение.

Когда буквы выучили, начинаем читать. Чтобы этот процесс стал более лёгким и интересным, предлагаю такие игры со словами.

Слова-матрёшки.

В русском языке есть слова, похожие на матрёшку. Прочитаешь одно слово, а приглядишься по внимательнее – и увидишь, что внутри спрятаны другие слова, короче.  Например: ЯБЕДА ( беда, еда), ПОБЕДА (обед, беда, еда), РЫБАК (бак, рыба), ЧЕРЁМУХА( муха, уха), ТАПОЧКИ (почки, очки) и т.д.

Ребусы.

Сейчас очень много ребусов встречается в печатных изданиях. Можно составить ребусы с детьми, зашифровать их имена. Ребятам это очень нравится.

Наборщик.

Детям предлагается одно длинное слово.  Из его букв нужно составить как можно больше новых слов. Например, из слова АБРИКОСЫ: ас, , ор, рис,  сыр, бак, бык, сок, сор, оса, роса, кобра, брак, коса и т. п.

Варианты слов для игры: гастроном, простокваша, апельсины, лекарство, командировка и т.п.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Как учить ребёнка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия:...

Памятка "Как учить ребёнка читать"

В памятке даны рекомендации родителям по обучению детей чтению....

Консультация для родителей "Как учить ребёнка читать"

 Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже дикт...

Памятка «Учим ребёнка читать стихи с выражением»

Поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных поня...