картотека автоматизации звука С
картотека по логопедии (старшая группа)

Волкова Татьяна Петровна

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Работа по коррекции произношения каждого звука происходит в определённой последовательности . 

В картотеке представлен значительный объём речевого материала по данному звуку. Это даёт возможность педагогу выбрать наиболее подходящий для ребёнка и разнообразить занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s.docx1016.85 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека заданий для автоматизации

правильно произношения звука     С

Игровые упражнения

Введение

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач логопеда. Работа по коррекции произношения каждого звука происходит в определённой последовательности - постановка звука ( включает в себя подготовительные артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику, непосредственно постановку звука), произнесении изолированного звука, автоматизация звука в слогах( со стечением и без), совах разной слоговой структуры , словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и текстах, введение звука в спонтанную речь. Материал в пособии подобран согласно принципу постепенного усложнения, а также таким образом, чтобы автоматизация звука происходила в отражённой, сопряженной и самостоятельной речи ребёнка. В картотеке представлен значительный объём речевого материала по данному звуку. Это даёт возможность педагогу выбрать наиболее подходящий для ребёнка и разнообразить занятия.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Каждое упражнение  выполняется 5-6 раз.

http://s2.itrash.ru/idb/4104/ogimnastika1.jpghttp://s2.itrash.ru/idb/4104/ogimnastika2.jpghttp://49.caduk.ru/images/gimnastika4.jpghttp://49.caduk.ru/images/gimnastika3.jpg

Кар № 1

1.Упр « Покачай игрушку»

2.Упр «Холодный ветерок». Помоги снежинкам долететь до Снегурочки.

Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: С-С-С...

При произнесении звука «С» ветерок должен быть холодный,

чтобы снежинки не растаяли (поднеси ладонь ко рту проверь).

3.АГ1. 2.3.5.6.7.9.10.11.13.14.

Кар № 2

1.Упр « Покачай игрушку»

2.Упр « Сдуй пушинку»

3.Спой «песенку насоса». Произнеси звук С длительно на одном выдохе: с-с-с...

4.АГ 1. 2.3.5.6.7.9.10.11.13.14.15

5. Повтори

 са-со-су-сы.   ас-ос-ус-ыс-ис-ес-ёс-юс-

аса-асо-асу-асы        оса-осо-осу-осы

уса-усо-усу-усы     ыса-ысо-ысу-ысы

ска-ску-ск-ско        смы-сму-смо-сми

аска-аска-иска-оска    

Кар № 3

1.Спой «песенку насоса».

 Произнеси звук С длительно

                                          на одном выдохе: с-с-с-с...

2.АГ  1. 2.3.5.6.7.9.10.11.13.14.15.16.17.18.19.20

3.Упр « Подуй на веточку»

4. Повтори слова.

Сад, санки, сало, сабля, салки, сок, сом, соль, сода, сокол, соболь,

суп, сук, суд, сумка, сумма, сутки, сын, сыпь, сытый, сыпать.

Сапог, салют, самолёт, салфетка, сандалии, самокат, совет, собака,

 совок, солома, соловей, солдат, судак, суббота, сундук, суматоха,

 сынок, суметь, сопеть, соединить, соблюдать.

Кар № 4

1.Игра «Услышь песенку насоса (С)и хлопни» а.ю.б.с.е.с.ё.ю.д.ю.с.м.ю.а.ю.ы.с.

2.АГ 1. 2.3.5.6.7.9.10.11.13.14.15.16.17.18.19.20

3.Упр « Забей мяч в ворота»

4. Игра  «Один – много».

Образец: сумка много сумок.

 Судья –                    сапог - …              

Сабля - …               самолёт - …

Сокол - …               собака - …

Сок - …                   сова - …

Сумка - …               сундук - …

5.Игра « Посчитай до 5»  СУМКА, САМОЛЁТ

6.Чистоговорка

Ус- ус-ус - мы несем домой арбуз.

Ас – ас – ас – пили мы из кружки квас.

Ыс – ыс – ыс – мы пошли гулять на мыс.

Кар № 5

1.Игра « Поймай»( С)ми.со.бе.юд.ас.ув.фи.ус.хи.ён.ес.ял.ос.са.

2.Игра « Сильный ветер»

https://i.ya-webdesign.com/images/vector-wind-tree-6.pngСССССССССССССССССС

3.АГ1. 2.3.5.6.7.9.10.11.13.14.15.16.17.18.19.20

4.Игра «Назови ласково».  Сом – сомик

Салат - …

Солдат - …

Самокат - …

5.Повтори

 сад, сани, сатин, самокат, сайка, сам, Саня, сапоги, сауна, сабо, садок,

Савва; событие, совёнок, совок, совет, сова, софа.

сок, сон, сом, соя, сода, Софья, Соня, сопка, сотня, сойка,

соты, сонный. суп, сумка, суббота, судно, сукно, сундук, сухо, суета,

 сутки, сухой, суматоха, субботник, сын, сыт, сынок, сыпать.

 сваи, свобода, свой, свод, скамейка, скакать, скат, скоба, скобка,

 скука, смотать, снова, сноп, сны.

6.Упр «Измени предложения по образцу.» Образец: я пью сок. 

Ты . Он. Она .Мы . Вы . Они .

7.Чистоговорка

Ос – ос – ос – на поляне много ос.

Су – су – су – грибы выросли в лесу.

Сы – сы- сы- на стене висят часы

Кар № 6

1.Игра « Стукни» ( С)сын.юла.сом.эскимо.папа.ус.жук.снежок.санки.вата.фен.сапог

2.АГ 1. 2.3.5.6.7.9.10.11.13.14.15.16.17.18.19.20

3.Упр « Посади жука на лужок»

4. Раскрашивай и проговаривай ( см картинки в тетради)

5.Упр «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему соответствующее

слово-предмет и проговори словосочетание целиком.

 ( действие: летит, сидит, стоит, надевают, кричит, рычит, насыпают,лает,моют,ставят)

Образец: Идет... (собака)- собака идёт

Слова: сова, сахарница, самокат, самолёт, сапоги, сорока, сарай, собака, совок.

6. Чистоговорка

Сани, сани едут сами,

Едут в степи и леса,

Едут сани в небеса.

7.Упр «Придумай сам».  Подбери как можно больше признаков к

 данным словам.

СУМКА, СЛОН, СОСИСЬКА, СТОЛ, СЕМЬЯ, САМОЛЁТ

 Образец: Сумка какая? — Сумка маленькая, красивая, голубая...

Кар № 7

1.АГ 1. 2.3.5.6.7.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

2.Упр « Сдуй листочек»

3.Игра « Поймай звук С кружочком» уголь.ноги.носки.сажа.цукат.дрозд.юрта.сны.сахар.винт.скобка.чиж.Саня.

4.Повтори предложения

Соня пьёт сок.

Соня видела сокола.

Соня сыпет соль.

Соня сытая.

У Сони маленькая сумка.

У тёти Сони сын Саня.

Саня поймал сома.

У сына новые сандалии.

Мама советует купить санки.

5.Упр « Изменяй по образцу»

Образец: Я сам надену сапоги. Ты ..Она….Они……Вы…..Мы…Он……

6.Игра « Весёлый счёт до  5» самолёт, сова, сундук.

7.Чистоговорка

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит

На суку сидит.

Кар № 8

1.Упр « Забей мяч»

2.АГ 1. 2.3.5.6.7.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20

3.Игра « Вспомни слова ,где есть звук С»

4.Повтори предложения

Дети несут песок.

У самоката два колеса.

Софья и Саня умеют писать.

У Сони косынка на волосах.

Для супа надо фасоль и мясо.

Алиса посылает посылку.

У Анфисы длинные волосы.

Инесса выписывает буквы.

Самолёт летит высоко над лесом.

Собака любит мясо и колбасу.

5.Игра « Один- много»

Коса - косы – много кос                        ананас - …

Лиса - …                                                   фокус - …

Полоса - …                                               лес - …

Касса - …                                                колесо - …

Пьеса - …                                              голос - …

Ус - …                                                   пояс - …

Нос  - …                                              волос - …

6.Чистоговока

Са –са –са – в лесу летает оса

Со-со-со – у нас спустило колесо

Су-су- су – мы поймали осу

Кар № 9

1.АГ  2.3.5.6.7.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21

2.Игра « Сдуй бабочку»

3. Игра « Вспомни слова со звуком С»

4.Упр« Мой, моя, моё». Назови только те картинки, про которых

 можно сказать мой (моя, мое). Составь словосочетания по образцу.

 Образец: моя каска...

5.Упр «Измени»Я куплю колбасу.

  Ты … он …   она … мы … вы … они …

6.Чистоговорка

Сани, сани едут сами,

Едут в степи и леса,

Едут сани в небеса.

Кар № 10

1.АГ. 2.3.4.5.6.7.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.

2.Упр» Задуй свечу»

3.Упр «Предложение рассыпалось»

Поставь слова в нужном порядке.

Образец: растут клумбе на астры .- На клумбе растут астры.

Любит капусту Борис кислую

В мороз нос береги трескучий.

У голос красивый артиста.

4.Упр «Угадай». Послушай слово-действие. Соедини его с подходящими по

 смыслу картинками карандашом соответствующего цвета. Произнеси

 получившиеся словосочетания, выделяя звук «С».

Слова действие: светит; летит; стоит

Слова: светофор,свеча,слон,самолёт,киоск,стол,стул,солнце,лиса,стул,спутник,сова,ослик

Образец: Светит- светит солнце; светит свеча; светит светофор.

5.Чистоговорка

Аска – аска – у Сони маска.

Иска – иска – у Сони миска.

Оска – оска – у сони соска.

Уска – уска – у Сони блузка

Кар № 11

1.АГ.  2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21

2.Упр» Сдуй жука»

3.Вспомни слова со звуком (С).

4.Упр «Продолжи предложение по образцу.»

Образец: мама варит суп из риса, будет рисовый суп.

 Соня выжимает сок из ананаса, будет…

Анфиса варит суп с фасолью, будет…

Денис покупает платок для носа, будет…

5.Повтори предложения

Я спал на соломе. Соня солила  салат. Саня написал письмо Соне.

 У Ларисы новые  сапоги. Саня снял сандалии.

 Соня спала на соломе.

Слава сломал стул. Соня пела соло.

 Блюдо со спелыми сливами поставили на стол.

 Самолет летит высоко над лесом.

 Толстый слой пыли на столе.

6. Чистоговорка

У маленького Сани, сани едут сами.

Сани едут сами у маленького Сани.

Кар №12

1.АГ   1. 2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20 .21  

2.Упр «Припомни слова со звуком (С),а я положу фишку.

3.Упр» Задуй свечку»

4.Измен по образцу

 Образец: «Я кладу салфетку на сундук.»

Он……Она…Они….Вы…Мы…..Ты…

5.Игра «Один – много».

 Высокая скала – высокие скалы, много высоких скал.

Сухой стакан - …

Светлая спальня - …

Сладкая слойка - …

Сломанная скамейка-…..

6. Игра « Скажи наоборот»

Лук горький, а сахар…

Лев сильный, а котёнок…

Куст низкий, а дерево…

У Кати волосы тёмные, а у Вали…

У Вити сумка новая, а у Тараса…

Слава до обеда голодный, а после обеда…

Бельё после стирки мокрое, а потом…

Кар № 13

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20 .21.22

2.Упр « Забей гол»

3.Игра « Весёлый счёт до 5» фокус с ананасом,

 полосатый палас, поднос с посудой.

4. Раздела данные слова на слоги. Определи звук С.

Слава, сладко, слабый, слух, слушать, нос, рос, мост, рост,

хвост, оспа, острый, вопрос,

трос, космос, словно, слон, слово.

5. Игра « Назови ласково» Образец: Лес – лесок- лесочек

Пояс - …

Колос - …

Голос - …

Мыс - …

Квас - …

 Волос –

6.Чистоговорка

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Кар № 14

1.АГ 2.3.4.5.6.7.8.9..10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20

2.Упр « Сдуй снежинку»

3.Игра « Ты называешь слова со звуком (С ), а я хлопаю.

4.Упр « Закончи предложения»

У Сони волосы светлые, а у Нади ещё…

Анфиса говорит спокойно, а Слава ещё…

У Бориса свитер старый, а у Стёпы ещё…

В ведре песок сырой, а в яме ещё…

У Коли папа суровый, а у Тараса ещё…

У Димы собака смелая, а у Вани ещё…

У Тани сарафан свободный, а у Светы ещё…

У Любы яблоко спелое, а у Алисы ещё…

5.Упр» Запомни и расскажи красиво»

У Саньки новенькие санки.

Мы гуляли в лесу и увидели лису.

Оса боса и без пояса.

Кар № 15

1.Упр» Сдуй снежок»

2.Упр « Услышь звук ( С) в словах и хлопни»

Санки, зонт, слон, полный, солёный, мост, рука, нос, ноги, пальто,

 носки, диван, стулья, мать, скатерть.

3. Игра « Скажи наоборот»

 Образец : Полная миска – пустая миска

Сладкий квас-

высокое место-

широкий асфальт-

далёкая остановка-

 жидкий суп-

 медленный автобус-

тупая сабля-

весёлая маска-

сложный вопрос-

храбрый поступок-

ясная погода-

4.Упр « Повтори предложения, ответь на вопросы к

подчёркнутым словам.»                                          

Образец:  Пастух гонит стадо. Кто гонит стадо? Пастух гонит стадо.

Стадо гонит кто? Стадо гонит пастух.

В миске кислая капуста.

У моста автобусная остановка.

Анфиса достала остатки колбасы.

Денис хвастает своей маской.

Алиса искала место для выступления.

5.Игра « Весёлый счёт с 1до 5»

 киоск у остановки, лист капусты.

Кар № 16

1.Упр « Забей гол в ворота»

2.Упр «Изменяй предложения». Я спас Свету от собаки.

Ты… он… она… мы… вы… они…

3. Упр «Закончи предложение».

Пример: Это дела семьи. — Это семейные дела.

Это дом в селе. —        Это (какой?) дом.

Это маяк для сигналов. —        Это (какой?) маяк.

Это стрелка для секунд, —        Это (какая?) стрелка.

Это медведь с севера. —        Это (какой?) медведь.

Это монеты из серебра. —        Это (какие?) монеты.

Это погода в сентябре. —        Это (какая?) погода.

Это код с секретом. —        Это (какой?) код.

Это река Сибири. —        Это (какая?) река.

Это аромат сирени. —        Это (какой?) аромат.

4. Запомни и расскажи

Сом беседует с сомом:

Где сому построить дом?

- На песке, само собой,

Есть и свет там, и покой.

Кар № 17

1. АГ   1. 2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20 .21  

2.Упр «Припомни слова со звуком (С),а я положу фишку.

3.Игра «Скажи наоборот»

Лук горький, а абрикос — ... (сладкий)

Папа молодой, а дедушка — ... (старый)

Лев сильный, а ягнёнок — ... (слабый)

Мухомор несъедобный, а подосиновик — ... (съедобный)

Тетрадь тонкая, а книга — ... (толстая)

Ночью темно, а днем — ... (светло)

Красный карандаш тупой, а синий — ... (острый

4. Игра  «1-2-5»

Образец: Сом- один сом; два сома; пять сомов.

сад, сани, садовник, самолёт, сорока, сандалии.

5.Чистоговорка

На кокосы, на кокосы                      

Налетели мы, как осы,                    

А кокосы высоко,                            

Высоко и далеко.  

Кар № 18

1.Упр « Забей мяч»

2.Упр « Поймай звук С» ( хлопни в ладоши) .Произносим любые слова со звуком С.

3.АГ 1. 2.3.5.6.7.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20

4.Предложение рассыпалось.

Поставь слова в правильном порядке и произнеси его.

Несут  дети  песочницу песок в .

Колеса у  самоката два .

Писать Софья  Саня умеют и .

На у  Сони косынка  волосах.

 И мясо для надо супа  фасоль .

Посылку Алиса посылает .

 Анфисы длинные красивые  волосы у.

Красиво Инесса буквы пишет .

Над самолёт летит высоко  лесом.

И собака любит мясо  колбасу.

5.Запомни и расскажи красиво

Мы видим на суку совят                  

 Совята вместе там сидят.                          

 Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

Кар № 19

1.Упр « Поймай звук С» ( хлопни в ладоши) .Произносим любые слова со звуком С.

2.АГ 1. 2.3.5.6.7.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20

3.Упр « Изменяй по образцу»

Образец: пианино – пианист».

 Такси…, хоккей - …, волейбол - …, баскетбол

4.Запомни и расскажи красиво.

Совы спят, и спят совята,

Спят слоны, и спят слонята.

Сон коснулся всех зверей.

Засыпай и ты скорей.

5.Игра « Один –много»

Образец: мост - мосты - много мостов             

фикус ,куст , автобус, аист , поднос ,хвост, стакан ,лист .

6.Весёлый счёт с 1 до 10 и обратно.  Хвост. Сосна

Кар № 20

Послушай рассказ, ответь на вопросы, расскажи его.

Самокат

У Сани новый самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат,

самокат и покатит меня. На то он и самокат!» Ставит Саня ногу

 на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.

Едет мимо Сани Денис на своём самокате. «Ага, вот как надо ехать!»

- думает Саня. И понёсся Саня на своём самокате в тенистый сад.

1.Как называется рассказ?

2.Какой у Сани самокат?

3.Что думал Саня?

4.Кто ехал мимо Сани на самокате?

5.Куда понесся  Саня на своём самокате?

 

Кар № 21

Послушай рассказ, ответь на вопросы, расскажи его.

В саду

В саду стоит  старый дом. На окне стоит кактус. Слева от дома растёт

высокая сосна. У сосны сук. На суку спит сова. Под сосной стоит  скамейка.

На скамейке сидит Соня, а под скамейкой лежит собака. Соня пьет сливовый сок

 из стакана, а собака ест мясо из миски. Сони нравиться в саду.

1.Как называется рассказ?

2.Какой  в саду стоит дом?

3.Что стоит на окошке?

4.Какая сосна растёт слева от дома?

5.Где сиди сова?

6.Под чем стоит скамейка?

7.Кто сидит на скамейке?

8.Что делает собака?

9.Какой сок пьёт Соня?

10.От  куда ест собака мясо?

11.Где Сони нравиться?

Кар № 22

Послушай рассказ, ответь на вопросы, расскажи его.

СВИНЬЯ В ГОСТЯХ

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед.

 Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в

солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках поставила.

Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол и все сьела, даже сирень. С тех пор собака на свинью сердита.

1.Как называется рассказ?

2.Кого однажды пригласила собака?

3.Что накрыла в саду собака?

4.Какую скатерть постелила?

5.Что насыпала в солонку?

6.Куда собака поставила сирень?

7.Что не сказала свинья?

8.В чём влезла свинья на стол?

9.Что сделала свинья?

10.Почему собака сердита на свинью?

11.Какая свинья в этом рассказе?

При составлении данной  картотеки  использовалась литература

Богомолова А.И.Логопедическое пособие для занятий с детьми СПб.1994

Бухарина. К.Е.- СПб; ООО « Издатательство « Детство- пресс», 2016

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В..Домашняя тетрадь для закрепления произношения.1999г.

Комарова Л.А., Автоматизация звука С в игровых упражнениях 2008 ООО Изд. ГНОМ 2011

Парамонова Л.Г.Стихи для развития речи. СПб,1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Автоматизация звуков.

Картотека. Автоматизация звуков....

картотека автоматизации звуков Л-Ль

Удобная картотека для логопедов для автоматизации звуко Л и ЛЬ...

картотека автоматизации звуков С,СЬ

Картотека по автоматизации звуков С,СЬ. Речевой материал располагается по мере усложнения материала....

Картотека автоматизации звука Ж

Картотека по автоматизации звука Ж....

Картотека автоматизации звука Р

Картотека по автоматизации звука Р...

Картотека автоматизации звука РЬ

Картотека по автоматизации звука РЬ...

Картотека "Автоматизация звука Л".

Картотека содержит материал для автоматизации звука Л (в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи)....