Влияние графического диктанта на развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Важным этапом в развитии ребенка и в его полноценной подготовке к школе является подготовка к обучению письму. С помощью развития мелкой моторики, рука ребенка разрабатывается с использованием графических диктантов и упражнений. При частом выполнении таких упражнений совершенствуются навыки ребенка, а именно: овладение ручкой и карандашом, формирование устойчивого сосредоточенного внимания, воспитание усидчивости, целеустремленности и трудолюбия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nushtaeva_ya.a._ds_80_pesenka.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние графического диктанта на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Учитель-логопед

Нуштаева Яна Андреевна

МАОУ ДС №80 «Песенка»

Проблемы формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются актуальными в современном мире. Речевая деятельность дошкольников формируется и развивается во взаимосвязи со всеми психическими процессами. Одним из важных нарушений у детей с общим недоразвитием речи можно считать нарушение мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук – это один из главных показателей готовности детей к поступлению в школу. У детей с нарушением речи возникают трудности при письме. Для техники письма требуется работа всех мышц кисти руки и координации движений пальцев. Недостаточно развитая мелкая моторика рук ведет к проблемам в учебно-игровой деятельности, к переутомлению и повышенной отвлекаемости детей, к ошибкам при выполнении поставленных целей и задач.

Зарубежные и отечественные психологи и педагоги отмечали зависимость между речью и мелкой моторикой. В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова исследовали особенности развития мелкой моторики рук у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ученые заметили, что у детей с нарушениями речи снижен уровень развития координации движений пальцев рук. В пальцах каждой руки ребенка находятся большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центры мозга, контролирующие речевое развитие и согласованность движений пальцев рук. Поэтому дошкольники с недостаточно развитой ручной моторикой испытывают трудности в простых, даже примитивных действиях, которые доступны для остальных детей.

Что же такое графические диктанты? Это лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. А в задании изображены стрелочки, указывающие направление, и цифры, которые показывают количество клеток, что нужно пройти в указанном направлении. Если правильно следовать стрелочкам и цифрам, проводить ровные линии в указанном направлении, то можно получить изображение – картинку.

Навыки, которые должен освоить ребенок для выполнения изображения по клеточкам:

– различать правую и левую руку;

– ориентироваться на листе тетради;

– уметь выделять границы клеточки на фоне страницы;

– уметь проводить горизонтальные и вертикальные линии, палочки с наклоном к разным сторонам клетки.

На занятиях, в работе с графическими диктантами, детям можно предложить дополнительные задания: заштриховать готовые изображения косыми, прямыми, зигзагообразными линиями, «вышить» фигуру крестиком или просто раскрасить.

В процессе графических диктантов используются дополнительные приемы, такие как чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения, пальчиковые гимнастики и гимнастики для глаз. Поэтому в занятиях дети отрабатывают чёткую и грамотную речь, развивают мелкую моторику рук, учатся выделять особые элементы предметов и пополнять словарь активных и пассивных слов.

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи проводится как самостоятельное занятие во вторую половину дня и включает три этапа:

– знакомство детей с методикой работы графического диктанта;

– организация совместной деятельности педагога и детей с целью совершенствования навыков выполнения графического диктанта;

– организация самостоятельной деятельности детей с использованием графического диктанта под косвенным руководством взрослого.

На первом этапе педагог знакомит детей с методикой работы графического диктанта. Рассказывает о графическом диктанте, о его видах и способах создания графических изображений. Показывает основные приемы работы, готовые схемы графических рисунков.

На втором этапе педагог совместно с детьми рассматривают готовые схемы разных графических изображений и выполняют элементы графического диктанта.

Для этого в уголок развития мелкой моторики можно внести: разнообразные виды графического диктанта по лексическим темам, упражнения графического диктанта на разные уровни сложности, схемы с указателями направлений для самостоятельного создания изображений.

На третьем этапе педагог должен научить каждого ребенка ориентироваться в самостоятельных направлениях по выполнению графического диктанта. Поэтому он направляющими вопросами помогает ребенку определить цель работы и варианты ее исполнения.

Также педагог учит ребенка полноценно осмысливать творческий характер выбранной деятельности. Здесь ребенок под косвенным руководством взрослого рассматривает схему направлений для создания графического изображения, подготавливает нужные материалы, которые помогут создать рисунок. Педагог только при помощи направляющих вопросов, преподносит детям план и последовательность выполнения работы.

В итоге, дети самостоятельно проявляют свои приобретенные умения и навыки. С этой целью дети пользуются карточками с алгоритмом направлений для создания графического изображения, которые были внесены в уголок мелкой моторики. Организация уголка должна создавать положительное отношение к материалу графических рисунков, способствовать желанию заниматься данной деятельностью.

Уже с детского сада у будущих первоклассников ведется непрерывная работа по формированию каллиграфически правильного письма. Отличным средством для этого являются графические диктанты, которые развивают мелкую моторику, а значит речевое развитие и все психические процессы.

Таким образом, важным этапом в развитии ребенка и в его полноценной подготовке к школе является подготовка к обучению письму. С помощью развития мелкой моторики, рука ребенка разрабатывается с использованием графических диктантов и упражнений. При частом выполнении таких упражнений совершенствуются навыки ребенка, а именно: овладение ручкой и карандашом, формирование устойчивого сосредоточенного внимания, воспитание усидчивости, целеустремленности и трудолюбия. В процессе такой работы у дошкольника развиваются глазомер, зрительная память, аккуратность, образное мышление, фантазия и воображение. Полезно обсуждение результатов и качество выполнения задания, что приучает ребенка к самоконтролю и самооценке, так необходимых в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи

Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"

Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

В консультации для воспитателей младшего и старшего дошкольного возраста освещен теоритический аспект зависимости уровня развития речи детей от степени развития мелкой моторики рук, сформированности о...

Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Данный материал будет полезен для педагогов работающих с детьми, имеющими общее моторное отставание. В материале включены высказываня ученых, исследователей по тесной взаимосвязи развития головного мо...

Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"...