Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Тосакова Галина Васильевна

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов Су – Джок терапии.

3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: Су- Джок массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами по количеству участников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО

«Моркинский муниципальный район»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Моркинский детский сад №3 «Светлячок»

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук

у детей с нарушениями речи.

Мастер – класс

на районном семинаре

учителей-логопедов Моркинского района

«Эффективность применения пальчиковых игр и упражнений в процессе коррекционной работы»

                               Подготовила учитель-логопед

Г.В.Тосакова

Морки

2014

Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Задачи:

1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов Су – Джок терапии.

3.Осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: Су- Джок массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами по количеству участников.

                               

                                   Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Разрешите представиться, меня зовут Галина Васильевна, я работаю учителем-логопедом в МДОУ «Моркинский детский сад №3 «Светлячок». Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. Тема моего мастер – класса «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи».

         2.Теоретически-демонстрационная часть.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.  Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии  использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Су-джок - массажеры идут в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

  Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.

Массируются пальцы, начиная с мизинца левой руки, затем мизинец на правой, потом безымянный палец левой руки, потом опять правой, и т.д. по порядку. Метод Су-Джок терапии обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой. Базируется на восточной медицине и является лучшей системой оздоровления, существующей в настоящее время.

Данную технологию использую в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по коррекции звукопроизношения, развитию и совершенствованию лексико-грамматических категорий, совершенствованию навыка употребления предлогов, развитию звукового анализа, слоговой структуры речи, развития психических процессов. Занятия достаточно просты, поэтому ребенок может выполнять их дома вместе с родителями.

3.Практическая часть.

Освоение приемов выполнения.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии .

  • . Пальчиковые игры с шариком массажером Су – Джок

 

1. Пальчиковая игра «Зайки»

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром! » - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

2.Пальчиковая игра «Медвежата»

 Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/

И в тетрадочках писать.

3.Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок) .

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,(педагоги катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,(Су  Джок  между  большим  пальцем  и  остальными,  которые  педагог  держит  «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь (педагоги катают Су Джок между ладоней) .

4.Пальчиковая  игра  «Ёжик»

Описание:  упражнение  выполняется  сначала  на  правой  руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями) .

5.Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был? (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец) .

6. Мы капустку рубим, рубим (ребром ладони стучать по шарику)

Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогать шарик)

Мы капустку трем, трем, (потирать ладошки о шарик)

Мы капустку жмем, жмем. (сжимают шарик в кулачке)

Вот помощники мои.

  • Автоматизация звуков

Педагог поочередно  надевает  массажное  кольцо  на  каждый  палец,  одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Педагог  катает  шарик  между  ладонями,  одновременно  проговаривая  стихотворение  на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Автоматизация [ч],[ль], [р].

Педагог поочередно надевает массажные кольца на каждый палец левой руки, начиная с большого (такие же действия можно произвести на правой руке).

Этот пальчик хочет спать,

 Этот пальчик – прыг в кровать,

 Этот пальчик прикорнул,

 Этот пальчик уж уснул.

 Встали пальчики – «Ура!»

 В детский сад идти пора.

Автоматизация [р].

Сидит белка на тележке,

 Продает она орешки:

 Лисичке – сестричке,

 Воробью, синичке,

 Мишке толстопятому,

 Заиньке усатому.

Педагог катает массажный шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука  [ж], [р], [ш]

Дедушка Ежок,

 Не ходи на бережок:

 Там растаял снежок

 Заливает лужок.

 Ты промочишь ножки,

 Красные сапожки.

У педагога на ладонях обеих рук лежат массажные шарики. Производим сгибание пальцев обеих рук в кулак и разгибание пальцев через рассказывание стихотворения

на закрепление звука [з].

Зайке холодно зимой.

 Зайке голодно зимой.

 Зубки зайкины стучат,

 Так капустки хотят.

  • Развитие фонематического слуха

Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

  • Звуковой анализ слов:

Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков.

  • Совершенствование лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». 

Логопед катит «чудо-шарик» по столу педагогу, называя предмет в единственном  числе.  педагог,  поймав  ладонью  шарик,  откатывает  его  назад,  называя существительные во множественном числе.

Аналогично  проводятся  упражнения  «Назови  ласково»,  «Скажи  наоборот»,  «Много-один»,  «Чей? Чья? Чьи? »

  • Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов: 

на столе коробка, по инструкции логопеда педагог кладет шарики соответственно: красный шарик  -  в коробку;  синий  –  под  коробку;  зеленый  –  около  коробки;  

Затем  наоборот,  педагог  должен описать действие логопеда.

  • Слоговая структура слов

Раздели слова на слоги. 

Педагог называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает число слогов.( машина, стол, шапка, ромашка…)

  • Развитие памяти и внимания

“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”: педагоги выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец  правой  руки,  возьми  шарик  в  правую  руку  и  спрячь  за  спину  и  т.  д.  ;  

педагог закрывает глаза, логопед надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  • Использование шариков при выполнении гимнастики

И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 - руки развести в стороны;

2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 - руки развести в стороны;

4- опустить руки.

Массаж Су – Джок шарами.

Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

•  Массаж  пальцев  эластичным  кольцом.  Дети  поочередно  надевают  массажные  кольца  на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Сказка «Ежик на прогулке»

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су  -  Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.

Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке) .

Выглянул  ежик  из  своей  норки  (раскрыть  ладошки  и  показать  шарик)  и  увидел  солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился  ежик  по  прямой  дорожке  (прямыми  движениями  по  ладошке  раскатывать  шарик,  катился  -  катился  и  прибежал  на  красивую,  круглую  полянку  (ладошки  соединить  в  форме круга).  Обрадовался  ежик  и  стал  бегать  и  прыгать  по  полянке  (зажимать  шарик  между ладошками)

Стал  цветочки  нюхать  (прикасаться  колючками  шарика  к  кончику  пальца  и  делать  глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) .

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики) .

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) .

4.Рефлексия.

 Я прошу всех встать в круг и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

Я благодарю всех за участие в работе и примите от меня эти распечатки пальчиковых игр с применением Су Джок массажеров.. Спасибо всем за внимание!

Список литературы

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа “Развитие мелкой моторики» для детей с нарушением речи

С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. Это обусловлено рядом объективных причин медицинского и социального характера. Контингент логопедических групп в нашем ДОУ соста...

Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Разнообразие игровых форм по развитию мелкоймоторики у детей с нарушениями речи ВведениеОдной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увели...

Презентация Проект "Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи» "

         Известно, что все ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук настолько поло...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - од...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Главной целью этой презентации является подбор максимально эффективных методов и средств  для развития мелкой моторики, а так же вовлечение родителей, чтобы достич взаимоотношение между детьми и ...

Пластилинография как метод развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.

Пластилин прекрасный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Занятия с пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, необходимо для...