Роль традиционных и нетрадиционных методов и приемов для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Игры и упражнения для тренировки пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНО КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»  п.г.т. УРЕНГОЙ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА

         

Роль традиционных и нетрадиционных методов и приемов для  развития         мелкой моторики у детей с нарушениями речи.

                Статья для  учителей-логопедов  детского сада.

                                                                         

Подготовила и провела:

                                                 учитель-логопед

       Аксёнова Т.В.                                    

                                                                           

                                                                           

  Известно, что формирование  устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Таким образом, формирование речи совершенствуется  под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством   повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что  уровень развития речи у детей  всегда находится в прямой зависимости от степени  развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей  и пальцев рук затрудняет  овладением письмом и рядом других  учебных и трудовых навыков.

Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Существует целая система игр и упражнений для тренировки пальцев рук. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют чувство ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Детям  предлагаются следующие  приемы работы для развития мелкой моторики:

- упражнения для массажа;

- упражнения, развивающие координацию движения пальцев рук;

- упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга;

- упражнения без предметов;

- упражнения с различными предметами;

- гимнастика для пальцев;

- упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

- упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.

Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно,  в любое свободное время. Они не требуют от взрослого специальной подготовки.

Упражнения «Пальчики кивают»

Руки на уровне груди,  пальцы направлены вверх, ладони смотрят друг на друга. На каждую строчку  - «кивание» одного пальца 2-4 раза.

Вот и встретилась семья.

        Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

Может пальчик  номер пять,

В знак приветствия кивать.

Безымянный может ниже,

Средний силой не обижен,

Это знают все на свете.

А вот этот любят дети!

                  (О.И. Крупенчук)

Эти упражнения полезны и как физминутки  -  отдых на занятиях, в саду, на прогулке. Остальные игры требуют каких-то предметов — мячика, эспандера, прищепки, пробки, бус, платка и т.д.

Упражнения с мячом-ежиком

Разминочное упражнение с мячом-ежиком.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

( О.И.Крупенчук)

Действие:  между ладонями ребенок катает мяч. Смена рук и направления вращения мяча ладошками. Действие с мячом  совпадают с текстом стихотворения.

        Упражнения с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок (4 шт.) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. Передвигаем пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия — смена рук.

        Крышки пальчики обули,

        Смело в них вперед шагнули.   (Смена рук)

        И пошли по переулку

        На веселую прогулку.   (Смена рук)

        Пальцы словно балеринки,

        Но одетые в ботинки.    (Смена рук)        

        Каждый пальчик будто ножка,

        Только шаркает немножко.    (О.И.Крупенчук)        

Дети любят игры  пальчиками и охотно выполняют их.  Предлагаем перечень упражнений на развитие тонкой моторики.

        

Упражнение «Золушка»

Логопед перед ребенком ставит три миски: одна заполнена горохом и фасолью, две другие (красная и синея) миски пустые. «Представь, что ты Золушка, а я мачеха», - говорит логопед. Задание для Золушки: двумя пальчиками взять фасоль (горох) и положить  в красную миску, а горох (фасоль) в синюю миску.

Движения выполнять сразу и правой и левой рукой. (Логопед показывает, как это сделать правильно и синхронно). Логопед наблюдает, чтобы ребенок брал по одной горошинке двумя пальчиками. Игра заканчивается, когда большая миска становится пустой.

        Упражнения «Узелки»

Незнайка завязал узелки на толстой и тонкой веревках. Надо их двумя пальчиками развязать (логопед развязывает на толстой веревке первый узелок). Ребенок развязывает остальные.

        Упражнение «Рвем бумагу»

 Логопед  предлагает небольшую бумажку разорвать на мелкоте кусочки двумя пальчиками. Логопед показывает, ребенок повторяет. Когда задание выполнено, логопед предлагает сдуть  мелкие кусочки бумаги со стола.

Практические логопеды используют такой вид работы, как обводка и  штриховка. (Обводки предлагаются в соответствии с прохождение лексической темы)

Например:  Тема «Овощи и фрукты»:

Дети самостоятельно обводят рисунок, и выбираю цвет для штриховки. Логопед напоминает, что линии должны быть ровными расположенными близко другу к другу и не выходит за контур. На начальном этапе логопед начинает штриховку, а ребенок продолжает.

        Игра с разрезными картинками

Детям подготовительной к школе группы  можно предложить из красной мозаики составить любую гласную букву, а  из синей — согласную. По окончанию работы  предложить  придумать слова, которые будут начинаться с тех звуков, которые  обозначаются буквами, выложенными ребенком из мозаики.

Задания, игры и упражнения можно использовать как часть подгруппового занятия  логопеда с детьми  или индивидуально.

Литература

Герасимова А. «Тесты для подготовки к школе» - М.: Айрис-пресс, 2004.-160с.

Кирьянова Р.А. «Шпаргалка для логопеда» - Спб.: КАРО, 2007. - 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование традиционных и нетрадиционных методов по формированию мелкой моторики у детей с нарушением речи

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Поэтому...

Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - од...

Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи

Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...

Информация для родителей "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"

Информация для родителей на стенд о  нетрадиционных приемах развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи...

«Нетрадиционные приемы развития пальчиковой моторики у детей с нарушениями речи»

Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к тв...