Статья "Использование игровых приемов для коррекции нарушений мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Фролова Елизавета Юрьевна

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovykh_priemov.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов

для коррекции нарушений мелкой моторики

у детей с нарушением речи.

Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, представляет собой сложную проблему для специалистов, так как у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а так же ряда психических и моторных функций.

Известно, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи такой же как артикуляционный аппарат и что мозговую проекцию кисти руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга. Поэтому при организации комплексного коррекционного воздействия на речь ребёнка, целесообразно включать игры и упражнения на развитие мелкой моторики в ежедневные логопедические занятия.

С целью развития мелкой моторики на логопедических занятиях широко применяются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов, народных потешек, скороговорок и чистоговорок.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной.

Для того, что бы  сделать процесс развития мелкой моторики более увлекательным и интересным, для пальчиковых игр можно использовать такие предметы, как массажные мячики, прищепки, шишки, массажные коврики, бусы и др. Эти предметы доступны не только специалистам, но и каждой маме. В пальчиковых играх с использованием различных нетрадиционных предметов, природных материалов содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие игры очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, а так же повышается общий тонус, снижается психоэмоциональное напряжение, стимулируется умственная деятельность.

Прежде чем показывать ребёнку пальчиковую игру с каким либо предметом, сначала проиграйте её сюжет сами. Пред игрой следует обсудить с ребёнком её содержание, отработать движения и комбинации пальцев с предметами. Это подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре и создаст благоприятный эмоциональный настрой.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, речевые возможности, настроение. Сложность предлагаемых ребёнку игр должна возрастать постепенно.

  1. Игры с массажным мячиком, шишкой.

Во время проговаривания стихотворения дети могут катать мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево, круговые движения; сжимать мячик или шишку в ладонях.

«Наши ручки»

Это ручка – правая.

Дети крепко сжимают мячик в правой руке.

Это ручка – левая.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочерёдно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Будет сильной правая.

Крепко сжимают мячик в правой руке.

Будет сильной левая.

Крепко сжимают мячик в левой руке.

Будут ручки у меня ловкие, умелые.

Катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево между ладонями.

  1. Игры с массажным ковриком.

Дети кладут ладони на неровную поверхность коврика, подушечками пальцев водят по поверхности, пальчики «идут» по поверхности коврика, стучат кулачками о коврик.

«Котик»

Дети кладут коврик на колени или на стол.

Есть у котика на лапках

Очень острые царапки.

Сжимают и разжимают пальцы обеих рук, «царапают» коврик

  1. Игры с ячейками.

Дети могут складывать в ячейки маленькие предметы в различном порядке или «ходить» пальчиками по ячейкам в различных направлениях.

«Прогулка»

Мы по улице гуляли,

Дружно мы ворон считали:

Дети «ходят» указательным и средним пальчиками по ячейкам в разных направлениях.

Раз, два, три, четыре, пять –

На каждое слово кладут по одной бусинке в каждую ячейку.

Надо всех пересчитать!

Хлопают в ладоши.

  1. Игры с резиночками для  волос.

Дети могут надевать резинки поочерёдно на каждый палец руки или растягивать ризиночку на каждое слово стихотворения.

«Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дети показывают ладошку

Дома дружная семья:

Сжать кулачок и разжать.

Это – мама,

Надеть резиночку на безымянный палец.

Это – я,

Надеть резиночку на мизинчик.

Это – бабушка моя,

Надеть резиночку на средний палец.

Это – папа,

Надеть резиночку на указательный палец.

Это – дед.

Надеть резиночку на большой палец.

И у нас разлада нет!

Пальцы сжать в кулак.

  1. Игры с прищепками.

На каждый ударный слог дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев рук, прищепляют прищепки на фигуры из картона.

«Котенок – глупыш»

Кусается сильно

Котенок – глупыш!

Он думает, что это

Не пальчик, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

  1. Игры с эспандерами.

Дети сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог, сначала в правой руке, затем в левой.

«Дружба»

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмет,

Каждый мне привет пришлет!

Дети сжимают и разжимают в руке эспандер на каждый ударный слог сначала в правой, затем в левой руке.

Для детей с низким уровнем речевого развития можно использовать игры без речевого сопровождения (стихотворение рассказывает педагог, а дети выполняют только движения). В таких играх могут использоваться желуди, грецкие орехи, горох, фасоль и другие предметы.

Во время таких игр у детей развивается слуховое внимание, тактильные ощущения, происходит самомассаж пальчиков, развивается ловкость и координация движений.

«Мышки-пекари»

Перед ребенком ставится коробочка с желудями. Логопед произносит стихотворение, ребенок выполняет движения.

Замесили тесто мышки,

Стали печь они коврижки.

Ребёнок опускает руки в коробочку с желудями, сжимая и разжимая пальчики «месит тесто»

Пригласили всех друзей:

«Приходите к нам скорей!»

На каждое слово ребенок выкладывает по одному желудю из коробочки на стол.

Такие игры очень удобны в использовании для логопедов, так как предметов, с которыми можно играть очень много, а речевой материал можно подобрать любой в зависимости от возможностей детей.

Литература:

  1. Крупечук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб. :Литера, 2006.
  2. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. –

СПб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Разнообразие игровых форм по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи

Разнообразие игровых форм по развитию мелкоймоторики у детей с нарушениями речи ВведениеОдной из актуальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике и психологии является увели...

Информация для родителей "Нетрадиционные приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи"

Информация для родителей на стенд о  нетрадиционных приемах развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи...