Пластилинография как метод развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Пластилин прекрасный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Занятия с пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пластилин прекрасный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Занятия с пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка.

Особенно важно это для детей, имеющих нарушения зрения. Вследствие недостатков зрения детям трудно овладеть различными предметно-практическими действиями, повторяя за другими. Малая двигательная активность влияет на общий мышечный тонус в целом и мышцы рук детей, которые оказываются вялыми или слишком напряженными. Это отрицательно влияет на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики, а также на формировании предметно-практической деятельности детей.

Одним из видов коррекционной деятельности в этом направлении может служить пластилинография. За методическую основу взята разработка Давыдовой Г. Н. «Пластилинография для малышей», которая предлагает следующие правила при работе в этой технике:

1. Твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).

2. При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.

3. Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов.

4. На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Однако, для детей со зрительными нарушениями эти правила необходимо скорректировать и расширить.

Во-первых, использование скотча крайне не рекомендуется, так как он бликует, что затрудняет восприятие у слабовидящих детей. Правильнее будет внимательно подойти к выбору картона-основы. Можно использовать бумагу для черчения, она плотная и имеет достаточно гладкую поверхность.

Во-вторых, предварительно нарисованный контур должен быть ярким и контрастным. Лучше всего использовать чёрный фломастер или маркер. Также можно сделать объёмный контур, приклеив на вдоль него толстую нить.

В-третьих, необходимо, чтобы выполняемый рисунок был хорошо читаем и не имел большого количества мелких или нехарактерных деталей.

В-четвёртых, нельзя забывать о режиме зрительных нагрузок у детей с нарушениями зрения. Во время занятия необходимо делать перерывы для

зрительной гимнастики и физкульт минутки. Также важно соблюдать и общий временной регламент занятия, ориентируясь на возраст и зрительный диагноз детей.

Продуманное и творческое использование техники пластилинография способствует положительному развитию мелкой моторики и осязания у дошкольников с нарушениями зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....

Статья: Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....