Что такое фонематический слух и как его развивать
презентация по логопедии

Семенова Мария Константиновна

Презентация на тему "Что такое фонематический слух и как его развивать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_fonematicheskiy_slukh_i_kak_ego_razvivat.pptm66.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое фонематический слух и как его развивать Подготовила Семенова Мария

Слайд 2

Что такое фонематический слух? Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи, другими словами, у мение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки), из которых состоит наша речь. Обычно к пятилетнему возрасту он уже развит достаточно. Но если были проблемы со здоровьем во время внутриутробного развития и в младенчестве, формирование фонематического слуха задерживается. При этом физиологический слух может быть прекрасно развит. Речь (звукопроизношение) может быть правильной. В этом случае родители не замечают проблемы, пока ребенок не идет в школу и не начинает неправильно писать. Когда учитель рекомендует обратиться к логопеду, многие родители недоумевают. Зачем, если ребенок чисто говорит? Но часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена : «шапка» – « хапка », «чашка» – « тяска », «птица» – « пцица » и т. п.

Слайд 3

Что происходит в мозге ребенка? Звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры, распознается, преобразуется в нейронный код. Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока ), где подается на артикуляционный аппарат. Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.

Слайд 4

Как нарушение фонематического слуха отрежется на письме? Отсюда на письме появляются вот такие вещи: замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): « верплюд »; пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): « собка » вместо «собака»; перестановка букв и слогов: « Моксва » вместо «Москва»; недописывание слов: « живе » вместо «живет», «красны» вместо «красный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Все эти случаи говорят о нарушении звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов . А при регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю это самое ФФНР прекрасно устраняется за 3–12 месяцев. Понятно, что срок зависит от степени тяжести нарушения и дисциплинированности ребенка и родителей.

Слайд 5

Что делать? Для начала, потренируйтесь с ребёнком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, пение птиц и др.), и только потом нужно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребёнок должен различать такие понятия, как – гласные и согласные (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие) звуки . Далее будут приведен ряд игр.

Слайд 6

Игры для развития слухового внимания «Жмурки с колокольчиком» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 — 5 раз.

Слайд 7

Игры для развития слухового внимания «Отгадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик, переливает воду, стучит ложечкой по стакану и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

Слайд 8

Игры для развития слухового внимания «Солнце или дождик» Взрослый тихо звенит бубном (солнце светит), ребенок бегает по комнате, играет, если громко (начинается дождь) – прячется от дождя. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

Слайд 9

Игры для развития слухового внимания «Угадай, кто сказал». Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы им текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке , или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Слайд 10

Игры для развития фонематического слуха «Выдели слово» Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Слайд 11

Игры для развития фонематического слуха « Эхо» Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ и повторить звук. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

Слайд 12

Игры для развития фонематического слуха «Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [ и ] . Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

Слайд 13

Игры для развития фонематического слуха «Шутки – минутки» Взрослый читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры : Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: там ползёт зелёный лук с длинными усами.

Слайд 14

Игры для развития фонематического слуха «Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание. Примеры: врач - грач, роса - роза, плод - плот, дрова – трава.

Слайд 15

Игры для развития фонематического слуха « Паровозик» Взрослый предлагает ребенку помочь птицам и животным «сесть» в вагоны (можно использовать игрушки или картинки с изображением животных и птиц). В первый вагон должны «сесть» те, названия которых начинается со звука, например, Н, во второй – звук Н – в середине слова, в последний вагон – чьё название оканчивается звуком Н. Пример : носорог – ворона – слон. Аналогичная игра: «Разложи вещи по полкам» На первую полку положи картинки, в названии которых заданный звук находится в начале слова, на вторую - в середине, на третью – в конце.

Слайд 16

Игры для развития фонематического слуха «Поймай рыбку» Вытащив рыбку, ребёнок должен последовательно перечислить все звуки, из которых состоит её названия.

Слайд 17

Игры для развития фонематического слуха При смешении оппозиционных (парных) согласных делаем следующие упражнения (строго в режиме «услышали – произнесли – отличили – записали»). Включаем как можно больше жестов, движений и телесных ощущений .

Слайд 18

Игры для развития фонематического слуха «Почувствуй разницу » Здесь нужно добиться понимания, что звонкие звуки произносятся с голосом, глухие – без голоса. Можно класть ладошку на гортань и чувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких звуков и отсутствие вибрации – при произнесении глухих. Например , [р-р-р-р] – дрожит под ладошкой ( горлышко поет), [ш-ш-ш-ш] – не дрожит (горлышко спит); [з-з-з-з] – дрожит (горлышко поет), [с-с-с-с] – не дрожит (горлышко спит) и т.д .

Слайд 19

Игры для развития фонематического слуха «Плюс и минус» На одной карточке рисуем знак «+» (звонкий звук – плюс голос), на другой карточке – знак «–» (глухой звук – минус голос). Произносим слова, которые начинаются на звонкие и глухие согласные. Ребенок повторяет слово и поднимает соответствующую карточку.

Слайд 20

Игры для развития фонематического слуха При пропусках букв и слогов основное упражнение – «Звуковой разбор с фишками » Именно с него начинается обучение грамоте. Учителя начальной школы это хорошо знают. Здесь важно не опираться на буквенную запись слова. Ребенок должен слышать и произносить слово. Звуки выкладываются цветными фишками (кружками, квадратиками): гласный – красный, мягкий согласный – зеленый, твердый согласный – синий. Можно добавить ударный гласный – красную фишку большего размера. Желтая фишка «колокольчик» – для выделения звонкого звука.

Слайд 21

Игры для развития фонематического слуха « Бухгалтер» Упражнение помогает удержать в памяти звуковую и буквенную структуру слова, концентрировать внимание, мысленно прописывать слова. Учитель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок должен мысленно представить эти слова записанными в столбик. Удерживая картинку в голове, ребенок называет определенную по счету букву в каждом слове. Например, при инструкции «стол, шарф, 4-я буква» нужно ответить «л, ф». Количество слов варьируется от 2 до 4, количество букв – от 3 до 7.

Слайд 22

Игры для развития фонематического слуха При перестановке букв и недописывании слов полезно упражнение « Арабское письмо » Под диктовку нужно записать слова задом наперед и с правой стороны строчки. «Мед» – « дем », «юбка» – « акбю » и т. п. Начинаем с коротких слов, заканчиваем предложениями. «Я люблю сок» – «кос юлбюл Я».

Слайд 23

Итог Д етям с нарушением фонематического слуха таких упражнений нужно много. Поэтому необходима целенаправленная индивидуальная работа. На помощь ребенку должны прийти родители . В домашних условиях тоже можно и нужно заниматься коррекцией нарушений (по рекомендациям и заданиям логопедов и нейропсихологов ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое фонематический слух и как его развивать

В данном материале раскрываются следующие вопросы:-Что такое фонематический слух-Как влияет недоразвитие фонематического слуха на подготовку детей к обучению грамоте -Какие игры можно использоват...

что такое фонематический слух и как его развивать

фонематический слух и как его развивать...

памятка для родителей "Что такое фонематический слух и как его развивать?

У ребенка не сформирован фонематический слух. Что делать? Как его развивать? Конечно же,играючи. В памятке для родителей предлагаются задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти....

Консультация для родителей на тему «Что такое фонематический слух и как его развивать»

Консультация для родителейна тему«Что такое фонематический слух и как его развивать»...