Активная гимнастика для развития мелкой моторики
консультация по логопедии (средняя группа)

Кулагина Ирина Анатольевна

Интересный материал для родителей, как непринужденно развивать мелкую моторику ребенка в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Активная гимнастика для развития мелкой моторики

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых при подготовке его к школе – помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть “как работают руки, так работает голова”.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка, как в детском саду, так и дома. Скованность движений пальцев у плохо говорящих детей свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторике. Результаты исследований Н.С. Жуковой, М.М. Кольцовой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой подтверждают – тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова (1973, с.139) доказала, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

У детей с нарушениями речи очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Даже нормально развивающемуся ребёнку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Мы забыли о наших русских народных играх типа “Сорока”, “Братья”, “Ладушки” и другие, в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку: “Всё новое – это хорошо забытое старое”.

Пальчиковые игры – это инсценировки каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.д.

          К играм с предметами большинство специалистов предлагают приступать, когда ребёнку исполнится 9 месяцев. Все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребёнка!

1.     Сборные матрёшки.

В настоящее время деревянная матрёшка перестала быть просто игрушкой, чаще всего она используется как сувенир. А ведь это прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, традиционная народная дидактическая игрушка.

2.     Пирамидки.

Выбирая пирамидку в магазине, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка разовьёт не только пальчики вашего малыша, но и логическое мышление.

3.     Обведи по контуру.

Для игры необходимо изготовить несколько карточек с изображением домика, цветка, чашки, машины, контуры которых обклеивают бархатной бумагой. Взрослый ведёт пальчик малыша по бархату и называет то, что изображено на карточке. Можно приклеить по контуру предметов горошины или бусины.

4.     Лепим из пластилина.

5.     Белкины гостинцы.

Взрослый объясняет, что встретил на улице белочку, которая передала для малыша шишку. Затем предлагают положить её между ладонями и делать круговые движения, чтобы почувствовать, какой он шершавый. Это своеобразный массаж ладошек и пальчиков.

6.     Мозаика, конструктор.

Величина деталей зависит от навыков вашего малыша. Сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из конструктора можно построить башню, кукольную мебель и т.д. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем и более сложные узоры.

7.     Бусы, шнуровки, прищепки.

Сейчас продаются  всевозможные готовые комплекты для игры, в которые входят и шнуровки и бусы.

8.     Узоры из счётных палочек.

По образцу, сделанному взрослым, ребёнок выкладывает различные фигуры, от самого простого к сложному.

     9.  Русские народные потешки, прибаутки, поговорки и скороговорки.

Например, русская народная игра типа «Сорока», в которую на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук. Как тут не вспомнить поговорку, что всё новое – это хорошо забытое старое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики....

АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста влияет на развитие таких свойств сознания как мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь. От уровня...

Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".

quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...

Активная гимнастика для развития мелкой моторики

К играм с предметами большинство специалистов предлагают приступать, когда ребёнку исполнится 9 месяцев. Все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребёнка!...

консультация для родителей "АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"

Что такое мелкая моторикаМелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий ср...