"Календарно - тематическое планирование по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Шелехова Елена Викторовна

Календарно – тематическое планирование

по развитию связной речи и лексико - грамматических категорий

(на основе программы Н. В. Нищевой)

Подготовительная группа компенсирующей направленности

 для детей с ТНР

на 2022-2023 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_2022-2023.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

по развитию связной речи и лексико - грамматических категорий

(на основе программы Н. В. Нищевой)

Подготовительная группа компенсирующей направленности

 для детей с ТНР

на 2022-2023 учебный год

                                                            составитель учитель – логопед Шелехова Е. В.

Темы, количество занятий, даты.

Формирование словаря и грамматического строя речи

Развитие связной речи

Сентябрь 1-3 нед

4

«Осень»

Формировать понятие «осень». Уточнять и расширять словарь по теме. Формировать предложно– падежные конструкции (предлоги НА, С)

Формировать умение употреблять  определения и составлять рассказ по стимульным картинкам. Учить владеть навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме.

5

«Овощи. Труд взрослых осенью» 

Уточнять и расширять словарный запас по лексической теме. Формировать навыки образования множественного числа, уменьшительно – ласкательной формы существительных, согласования существительных с числительными, с относительными прилагательными.

Формировать умения составлять простые предложения по картинке, распространять предложения прилагательными, составлять рассказ из простых предложений, пересказывать небольшой текст по опорным картинкам.

1 Октябрь

«Фрукты. Труд взрослых осенью»

Уточнять и расширять словарный запас по лексической теме. Усвоение понимания действий, выраженных приставочными глаголами. Формировать понимание и практическое усвоение предлогов НА, С, В, ИЗ. Формировать навык образования множ. числа, ум. ласк. ф. сущ.

Формировать навыки составления сложносочиненного предложения с опорой на картинки.

2

«Лес осенью. Ягоды. Грибы»

Расширять объём правильно произносимых сущ., прилаг., глаголов по теме. Обогащение словаря относительными прилагательными. Совершенствование навыка согласования прилагательных с сущ.- ми. Образование уменьшительно – ласк. Формы сущ. –ых. Согласование с числительными.

Формирование диалогической речи. Учить навыкам составления описательного рассказа, рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов.

3

«Бытовые приборы»

Уточнять и расширять словарный запас по лексической теме. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи. Закреплять употребление простых предлогов В, НА, ИЗ, С

Формировать умение пересказывать текст с опорой на сюжетную картину.

4

«Посуда»

Расширять словарный запас по лексической теме. Формировать понятие слово и уметь им оперировать. Закреплять лексико – грамматические категории. Формировать предложно – падежные конструкции (В, НА, ИЗ ).

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, картине, демонстрации действий. Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, выслушивать друг друга до конца. Обучать составлению рассказов – описаний  по образцу, алгоритму, по серии сюжетных картинок.

1 Ноябрь

«Мебель»

Расширение и пополнение словарного запаса по лексической теме. Развитие навыков образования и употребления существительных множественного числа , относительных прилагательных, образование сущ. – ых в уменьшительно – ласкательной форме.

Формировать умение составлять простые предложения по вопросам, согласовывать слова в предложении.

2

«Птицы»

Расширять словарный запас по теме. Формировать лексико – грамматический строй речи ( множ. число, уменьш. ласк. форма, относительные прилаг., употребление приставочных глаголов, согласование с числительными)

Формирование навыка составления описательных рассказов по плану,  по сюжетной картине.

3

«Домашние птицы»

Обогащение словарного запаса по лексической теме существительными, относительными прилагательными, личными и  притяжательными местоимениями, глаголами. Формирование родовых и видовых обобщающих понятий( посуда, чайная, кухонная, столовая). Употребление предлогов В,НА, ИЗ, ПО. Согласование существительных с числительными, прилагательными, во множ. числе, уменьшит.- ласк. форме.

Совершенствование навыка составления  рассказа – описания о предмете по образцу, алгоритму, серии сюжетных картинок. Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога.

4

«Домашние животные и их детеныши»

Пополнять словарный запас по лексической теме. Образовывать множественное число и уменьшительно – ласкательную форму сущ.-ых. Формировать умение образовывать прилагательные способом словосложения, согласовывать прилагательные с сущ.-ыми.

Развивать умение составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.

1 Декабрь

 «Дикие животные и их детеныши»

Совершенствовать словарный запас по лексической теме. Развивать лексико-грамматические категории языка  (множественное число, уменьшит. ласкат. форма сущ.-ых , притяжательные прилагательные, числительные).  Закреплять понятия слог, слово, умение делить слова на слоги.

Формировать умение составлять описательные рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок.

2

«Животные севера и их детеныши»

Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, явлений по лексической теме. Развитие глагольного словаря и словаря прилагательных. Формировать лексико-грамматические категории языка. Формировать умение дифференцировать предлоги НА-С, В-ИЗ, НАД-ПОД в речи.

Совершенствовать умения составлять описательные рассказы по плану.

3

«Животные жарких стран и их детеныши»

Совершенствовать словарный запас по лексической теме. Развивать лексико-грамматические категории языка ( множественное число, уменьшит. ласкат. форма сущ.-ых , притяжательные прилагательные, числительные). Закреплять понятия слог, слово, умение делить слова на слоги.

Формировать умение составлять описательные рассказы, рассказы по серии сюжетных картинок.

4

«Зима»

Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, явлений по лексической теме. Развитие глагольного словаря и словаря прилагательных. Формировать лексико-грамматические категории языка. Формировать умение использовать предлоги НА, С с существительными множественного числа в род., вин., предл. падежах.

Совершенствовать умения составлять рассказ с опорой на картину и вопросы.

5

«Новый год, празднование в детском саду» (1)

Расширение и пополнение словарного запаса по лексической теме.

Формировать и закреплять навыки составления описательного

рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке, по серии картинок.

1 Январь

каникулы

2

«Транспорт»

Расширение глагольного словарного запаса на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов. Закрепление простых предлогов, согласования существительных с числительными, прилагательных с сущ.-ыми, согласование местоимений с существительными( мой, моя, моё, мои).

Использование в речи сложноподчиненных предложений, закреплять навыки диалогической речи, составлять описательные рассказы.

3

«Одежда»

Расширение словарного запаса по лексической теме. Совершенствование навыка согласования существительных с числительными, прилагательными. Закреплять предложно-падежные конструкции, дифференцировать падежные окончания. Закреплять навык использования в речи сущ.-ых единственного и множественного числа в родительном падеже.

Формировать навык составления рассказа по сюжетной картине.

4

«Зимующие птицы»

Расширение словарного запаса по теме. Совершенствовать умения оперировать понятием слово. Совершенствовать навык согласования и использования в речи прилагательных с числительными в роде, числе, падеже.

Закреплять умение составлять простые, распространенные и сложноподчиненные предложения. Формировать умение составлять короткие рассказы с помощью взрослого.

1 Февраль

«Профессии»

Уточнять и расширять словарный запас по теме. Согласование существительных с числительными, притяжательными прилагательными, образование сущ. множественного числа в им. И в род. падежах.

Формирование навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок и его пересказ.

2

«Общественные здания»

Уточнение и расширение словарного запаса по лексической теме. Совершенствование лексико – грамматического строя. Закрепление употребления предлогов В, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ.

Составление сложноподчиненных предложение цели. Закрепление навыка составления описательного рассказа по плану.

3

«Зимние забавы»

Уточнение и расширение словарного запаса по лексической теме. Совершенствование лексико – грамматического строя. Закрепление употребления предлогов В, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ.

Составление сложноподчиненных предложение цели. Закрепление навыка составления рассказа по сюжетной картине.

4

«Наши защитники» (военные профессии)

Уточнение и расширение словарного запаса по теме. Развитие лексико-грамматических категорий речи.

Совершенствование навыка связного рассказывания по сюжетной картине.

1 Март

2

«Весна»

Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по лексической теме. Совершенствование навыка употребления простых предлогов. Формировать умения выделять признаки весны, отличать от других времен года.

Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений из 6-7 слов

Формировать навык пересказа текста.

«8 марта»

Образовывать существительные, обозначающие женские профессии при помощи суффиксов.

Формировать навык составления рассказа по сюжетной картине и пересказывать его

3

«Перелетные птицы»

Расширение объёма правильно произносимых существительных-названий предметов, объектов, их частей. Совершенствование понимания обобщающего значения слов. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов. Развитие лексико-грамматического строя речи(антонимы, относительные прилагательные, уменьш.ласк., множеств. число, простые предлоги)

Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений. Совершенствование навыка составления загадок-описаний по плану.

4

«Рыбы» (2)

Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по лексической теме. Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами и словами-синонимами. Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значения простых предлогов. Активизация освоенных раннее других частей речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и числительных с существительными в роде и числе.

Совершенствование навыка пересказа коротких текстов. Составление описательных рассказов с опорой на сюжетную картину.

5

«Цветы»

Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по лексической теме. Продолжение работы по уточнению понимания и расширения значения простых предлогов. Активизация освоенных раннее других частей речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и числительных с существительными в роде и числе.

Обучение составлению сложносочиненных предложений. Совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах, объектов по плану.

1 Апрель

«Насекомые»

Расширение словарного запаса по лексической теме по раннее изученным частям речи. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Совершенствование умения составления описательных рассказов, рассказов-загадок

2

«12 апреля — День космонавтики» (2)

Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по теме. Закрепление падежных форм существительных единственного числа в различных падежах. Закреплять умение согласовывать сущ.-е с числительными. Формировать навык префиксального способа образования глаголов.

Совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания по плану, навык связного высказывания по сюжетной картине.

3

«Мой город»

Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме. Совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Закрепление навыка употребления обиходных глаголов, употребления относительных прилагательных, предложно-падежных форм с существительными ед. и множ.числа.

Обучение составлению сложносочиненных предложений, предложений с противительным союзом А. Совершенствовать навык составления рассказов-описаний, загадок-описаний, связного рассказывания по сюжетной картине.

4

«Наш дом»

Уточнение, расширение и активизация словарного запаса по теме. Закрепление употребления простых предлогов. Активация освоенных раннее других частей речи. Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами, синонимами. Совершенствование лексико-грамматического

Использование в речи и понимание логико-грамматических конструкций. Развивать умение составлять предложения с дополнением, выраженным существительным единственного числа в родительном падеже с предлогом ДЛЯ. Составлять сложносочиненные предложения с противительными союзами А, НО.

1 Май

«Москва – столица России»

Расширение словарного запаса по лексической теме по раннее изученным частям речи. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Обучение составлению сложносочиненных предложений, предложений с союзом А. Составление рассказа описательного характера по сюжетной картине.

2

«День Победы» (экскурсия в парк Победы)

Формировать знания о В.О.В. и празднике Победы. Расширять и уточнять словарь по теме.

.

3

«Школа. Школьные принадлежности»

Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме. Уточнение понимания и расширения значений простых предлогов. Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

.Закрепление навыка составления сложносочиненных предложений, предложений с противительным союзом А. Совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине.

4

«Лето»

Расширение словарного запаса по лексической теме по раннее изученным частям речи. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Составление сложносочиненных предложений. Закреплять умение пересказывать рассказ, составлять рассказ по сюжетной картине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики в подготовительной группе

Подробное календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики детей подготовительной группы, разнообразные формы организации занятий...

Календарно-тематическое планирование по развитию связной речи

Разработана примерная система работы с детьми по развитию связной речи (старшая и подготовительная группы). Работа над развитием связной речи  начинается с развития умения составлять простые пред...

Перспективное планирование по развитию связной речи в подготовительной группе

Перспективное планирование по развитию связной речи в подготовительной группе...

Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения.

Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения....

Календарно – тематическое планирование по развитию связной речи, лексико - грамматических категорий и подготовке к обучению грамоте (на основе программы Н. В. Нищевой) Старшая группа для детей с ТНР

Данное планирование разработано для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Включает объединение ранятий по развитию связной речи, формированию лексико - грамматических категорий...

конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....

Календарно – тематическое планирование по развитию связной речи (на основе программы Н. В. Нищевой)

Календарно-тематическое планирование  позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения...