Консультация: "«Как помочь ребёнку запомнить буквы»
консультация по логопедии (старшая группа)

Балова Ольга Ивановна

Консультация будет полезна родителям, воспитателям, учителям - логопедам. В ней представлены разнообразные игры и упражнения, которые способствуют быстрому запоминанию букв детьми и помогают избежать трудностей в овладении чтением.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebyonku_zapomnit_bukvy.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ БУКВЫ»

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения звуков и букв. Но как помочь ребенку запомнить их?

В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, на специальных занятиях мы начинаем обучать детей звуковому анализу слов, формируем у детей фонематические процессы.  Дети учатся на слух определять наличие определённого звука в слове: «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С», учатся подбирать слова с заданным звуком, определять последовательность и количество звуков в слове: «Назови первый звук; второй, третий…;  сколько всего звуков в слове?).  

Знакомя детей со звуками, мы учим их запоминать и буквы, которыми эти звуки обозначаются, учим складывать буквы в слоги и слова, осмысленно их читать.

Многолетний опыт работы по обучению дошкольников грамоте показывает, что некоторые дети с большим трудом запоминают буквы. Даже овладев элементарным звуковым анализом, умея выделять звук из состава слова, устанавливать порядок звуков в слове, эти дети не могут запомнить образ буквы, что мешает им овладевать навыками чтения. Как правило, такие дети имеют речевые нарушения, у них довольно низкий уровень развития памяти и внимания.

Для того, чтобы помочь детям быстрее запомнить буквы и избежать трудностей в овладении чтением, мы используем на занятиях разнообразные игровые упражнения:

• Называние буквы - дети знакомятся с тем, что звук можно

обозначать графически, т.е. буквой. Буквы называем кратко: не «бэ»,

а «б», не « эр», а «р»)

• Читаем и запоминаем стихи о буквах 

(В старом дереве дупло - ну совсем, как буква «О»«Т» в антенну

 превратилась и на крыше очутилась).

• После анализа буквы (из каких элементов состоит буква, как

 расположены эти элементы в пространстве) – выкладываем эту букву

из счётных палочек, верёвочек, цепочек, спичек, фасоли.

• Тактильное узнавание букв, созданных из бархатной и наждачной

 бумаги.  

       

 • «Чудесный мешочек» - ребёнок наощупь определяет пластмассовые,

 металлические, картонные буквы.

• Обведение буквы по трафарету, шаблону; вырезание буквы

ножницами; лепка из пластилина, теста.

• Обрывание буквы по контуру.

• Письмо букв на манке, песке.

•  Игра «Геометрик» - создание букв из резинок.

  • Приёма «Дермолексия», когда педагог рисует букву на спине, либо на ладони ребенка«Какую букву я написала.

• «Какой буквы не стало?» - перед ребёнком выкладывается ряд букв,

начиная с 3-4-х, педагог предлагает запомнить, в какой

последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а

педагог убирает одну.

• Узнавание буквы по словесной инструкции – «Эта буква овальной

формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий»

и т. д.

• Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на

друга). Обвести найденную букву красным или синим карандашом.

• Игра «Буква сломалась» - допечатать недостающие

элементы буквы.

     • Реконструкция букв. Например: из буквы «П» можно

       сделать букву «Н», передвинув одну палочку.

• Узнавание букв, написанных разными шрифтами.

• Игра «Зоркие глазки» - вычеркивание заданной буквы из текста.

 

Так же предлагаем родителям поиграть дома с ребёнком в игры, способствующие запоминанию букв:

1. Игра «Покажи букву»

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.

Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

2. Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.

Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.

Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

3. Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

4. Игра «Дорисуй букву»

Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

5. Игра «Узнай букву»

Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

6. Игра «Что неправильно»

Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

7. Игра «Найди и подчеркни»

Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .

8. Игра «Алфавитный дартс»

      Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик

      в  определенную букву, назвать ее.

9. Игра «Магнитная азбука»

Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»

10. Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы .

  В результате таких игр у детей улучшается зрительное внимание, восприятие и память, формируются творческие способности, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Успехов вам!

Литература:

1.Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

2.Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.

М.: «Гном и Д», 2000.

3.Невская В.П. Речевые игры и упражнения.– М.: ТЦ Сфера, 2013.

4.Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль:

«Академия развития», 1997.

5.Шумаева Д.Г.  Как хорошо уметь читать! Обучение дошкольников чтению. СПб: «Детство – Пресс», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Как помочь ребёнку запомнить буквы"

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку запомнить буквы».

Знакомство с буквами – важный этап в развитии ребёнка, ведь именно изних, пока незнакомых ему знаков, он потом научится составлять слова,читать, напишет первое слово.Нужно говорить о буквах, про...

Консультация "Как помочь ребёнку запомнить буквы"

В консультации описан начальный этап обучения чтению, приведены примеры игр, способствующих запоминанию букв....

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку запомнить буквы"

Данный материал представляет собой набор дидактических игр по запоминанию букв....

Консультация для родителей: "Как помочь ребёнку запомнить буквы"

Рекомендации  родителям, способствующие запоминанию букв...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку запомнить буквы»

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку запомнить буквы»...