Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста
презентация

Горбунова Диана Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ д/с № 7. г. Дивногорск. Горбунова Д.А. В рамках краевой акции «Три П: Понимаем, Принимаем, Помогаем» Семинар практикум для родителей и педагогов на тему: Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста.

Слайд 2

Словарный запас — (Словарь, лексикон) это совокупность слов, которые понимает и использует в своей речи человек. Словарный запас принято делить на два вида: Активный (слова, которые человек регулярно употребляет в устной речи и письме). Пассивный (набор слов, которые человек знает и понимает на слух или при чтении, но сам ими не пользуется). Объем активного словарного запаса превышает объем пассивного словарного запаса в несколько раз. При этом объемы активного и пассивного словарного запаса подвижные величины: человек постоянно узнает новые слова и забывает или перестает пользоваться некоторыми из них. Развитый словарный запас ребенка — условие полноценного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, успешного обучения в школе. Чем богаче словарь ребенка, тем шире круг его представлений. Именно поэтому развитию словаря детей следует уделять серьезное внимание. Правильная речь имеет ряд характеристик : Звукопроизношение Грамматические нормы Словарный запас Связная речь Родитель может успешно пополнять словарный запас ребенка.

Слайд 3

Последовательность усвоения родного языка в раннем детстве: Знакомство с предметом Образование представления Отражение представления в слове. Важнейший метод пополнения словаря в первую пору детства — культура наблюдательности в тесной взаимосвязи с речью окружающих. Примерно на третьем году жизни ребенка его словарный запас развит настолько, что в своей речи он уже может опираться на готовые запасы представлений , понимать речь окружающих, начинает высказывать свои мысли. На этом этапе можно применять: 2) Поручения и задания, 3) Беседы , 4) Рассказывание 5) Чтение (ребенку родителем) 6) Заучивание стихотворений . 3-5 лет в речи детей наблюдается процесс словотворчества . 5 лет — дети строят обобщения на существенном, правильном признаке, общем для данных предметов (чаще всего это назначение предмета), и они могут объяснить смысл употребляемого слова . 6 лет — могут отнести предмет к известной им категории, используют обобщающее слово (здание, постройка, транспорт, животное и др .). Дети особенно слабо овладевают прилагательными (признаки предмета или явления). Обогащение речи дошкольников прилагательными — важнейшая задача словарной работы в дошкольном и школьном возрасте!

Слайд 4

Взрослый выполняет в общении с ребенком исключительно важные роли: Дает образец правильной речи Выражает свое отношение к окружающему Организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки Для естественного обогащения словаря ребенка, в общении с ним важно создать такие условия, чтобы ребенок получал удовольствие от общения со взрослыми , слышал образец правильной речи, узнавал новые слова, учился верно строить предложения. Рекомендации. Данные приёмы просты и эффективны, их нетрудно освоить самостоятельно: Постепенно увеличивайте словарный запас ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в разговорной речи в течении нескольких дней. Знакомьте ребенка с новыми предметами и явлениями окружающего мира, рассказывайте ему что и как, зачем и почему происходит. Общайтесь на разные темы доступные его пониманию. Читая сказки, уделяйте внимание интонации, выразительности. Рассматривайте вместе картинки в книгах, задавайте вопросы к ним. Рассказывайте на прогулках о том, что видите. Спрашивайте о прошедшем дне, прочитанной сказке, услышанной истории. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте песенки. Старайтесь хвалить и поощрять ребенка при любых его успехах и достижениях. Своевременно исправляйте неточности и ошибки в речи ребенка, делайте это очень тактично, доброжелательно, произнося ребенку правильный вариант. Не оставляйте без внимания вопрос ребенка, проверяйте понятны ли ребенку ваши ответы. Не перегружайте ребенка речевыми занятиями . Игры, упражнения и речевой материал, должны соответствовать его возрасту и пониманию. Играйте в словесные игры. Дети лучше запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме. Поэтому освойте и регулярно практикуйте игры на развитие словарного запаса.

Слайд 5

Игры и задания для активизации словаря детей «Играем с пальчиками»: предложи пять разных слов (окончания предложений), загибая пальчики. Например: За домом росли……….. (За домом росли елки. За домом росли камыши. За домом росли кусты сирени. За домом росли ивы. За домом росли высокие берёзы). Продолжи предложения: Мама купила в магазине…… Петя нес в портфеле…… Катя взяла со стола… Собака залаяла на… Около дороги стоял…. « Шагайка – называйка » : подбери пять слов, (раскрывающих понятия), с каждым словом делай шаг вперед. Я знаю имена девочек….. Я знаю диких животных….. Я знаю растения….. Я знаю головные уборы…. и «Назови как можно больше предметов из указанного материала» : дерево (деревянный стол, деревянная кровать, деревянная табуретка, и т.д.) Предложите такие материалы: стекло, мясо, мрамор, резина, пластмасса, шоколад, бумага, кирпич, металл, кожа, камень, снег. «Каждый знает» : повтори начало предложения и добавь свое слово. Каждый знает, что желтым бывает….. Каждый знает, что хрупким бывает… Каждый знает, что деревянным бывает… «Забавные превращения» : назови, в кого превратится человек, если он окажется на переходе улицы, в транспорте, на собственных именинах, в школе, в бассейне.

Слайд 6

Игры и задания для развития словаря детей «Съедобное-несъедобное». Вы называете любое слово и бросаете ребенку мяч. Если предмет, который обозначает слово «съедобный» (мороженое, яблоко, арбуз), то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается. «Кто где живет?». Вы называете животное или птицу и бросаете мяч ребенку. Он ловит мяч, называет место, где живет животное, и возвращает мяч. Примеры: - медведь – в берлоге, лиса – в норе и т.д. Развитие ассоциаций. Взрослый дает ребенку следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое припомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов: Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет. Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать. Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный. Быстро, высоко, весело, два, летящий. Можно задать вопрос: «Как ты думаешь, а почему припомнилось именно это слово?» Где и для чего можно применить предмет, который я назову? Например: кнопка —можно прикрепить бумагу к доске; — можно сдать в металлолом; —нарисовать маленький круг ; положить на стол и т. д. Гвоздь — .., ботинок — .., помидор — .., шнурок — .., одеяло —

Слайд 7

Игры и задания для развития словаря детей Игра «Назови лишнее слово». Взрослый называя несколько слов, предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем просит объяснить, почему это слово «лишнее». а) Найди «Лишнее» слово (среди имен существительных): кукла, песок, юла, ведерко, мяч; стол, шкаф, ковер, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша; волк, собака, рысь, лиса, заяц; лошадь, корова, олень, баран, свинья; роза, тюльпан, фасоль, василек, мак; автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл; зима, апрель, весна, осень, лето; мама, подруга, папа, сын, бабушка; море, озеро, река, мост, пруд; круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник; Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр; Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков; молоток, топор, ложка, пила, клещи; Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя; сыр, будка, мороженое, масло, творог; бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан; молоко, сливки, сыр, сало, сметана; дом, сарай, изба, хижина, здание; береза, сосна, дерево, дуб, ель; книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь; кисточка, карандаш, лист, краски, картина; торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан; месяц, день, год, небо, час; гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога; молоток, гвоздь, топор, клещи, долото; минута, секунда, час, вечер, сутки; б ) Найди «Лишнее» слово (среди имен прилагательных). грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; желтый, красный, сильный, зеленый; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий; смелый, храбрый, отважный, злой, решительный; глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий. в ) Найди «Лишнее» слово (среди глаголов): думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел.

Слайд 8

Игры и задания для развития словаря детей Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии). Взрослый предлагает подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары. Подбери пару: Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша). Часы — время, градусник (кровать, температура, окно). Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба). Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба). Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер). Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик). Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница). Стул — дерево, булка (стол, колос, нож). Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо). Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз). Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога). Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот). Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска). Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель). Кошка — котенок, курица (утка, петух, цыпленок). Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево). Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко). Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо). Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос). Догадайся, каким будет четвертое слово (смысловые ряды). Дом — крыша, книга...(Обложка) Квадрат — куб, круг...(Шар) Птица — яйцо, растение...(Семя) Хорошо — лучше, медленно...(Медленнее) Огонь — пожар, вода...(Наводнение, потоп). Зерно — амбар, деньги...(Кошелек, банк) Электричество — выключатель, вода...(Кран) Одежда — голый, обувь...(Босой) Школа — обучение, больница...(Лечение) Человек — ребенок, собака...(Щенок) Птица — гнездо, человек...(Дом) Пальто — пуговица, ботинок...(Шнурок) Утро — ночь, зима...(Осень)

Слайд 9

Послушай слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных. Лиса, волк, собака, заяц. Лошадь, теленок, лось, медведь. Белка, кошка, петух. Осел, косуля, рысь, тигр. Сарай, корова, коза, овца. Кролик, выдра, щенок, попугай. Послушай слова. Какие из них обозначают транспорт? Грузовик, метро, самолет, скамейка. Автобус, дорога, вертолет, пассажир. Поезд, купе, пароход, якорь. Трамвай, водитель, троллейбус. Выбери правильный ответ. В году месяцев (7, 12, 16, 24). Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда). У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы). Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь). Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар). Игра «Назови части». Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению. называем слово, предлагаем представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. Грузовик — .., дом — .., дерево — .., часы — ... Отгадай предмет по названию его частей. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево). Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль). Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет). Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо). Рукава, воротник, манжеты (рубашка). Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова). Пол, стены, потолок (комната). Подоконник, рама, стекло (окно). Игры и задания для развития словаря детей

Слайд 10

Игры и задания для развития словаря детей Объясните, что общее у предметов. У 2 предметов: огурец, помидор (овощи); ромашка, тюльпан (цветы); слон, муравей (животные). У 3 предметов: мяч, солнце, шар — ... тарелка, ваза, чашка — ... лист, трава, крокодил — ... Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи). Растут на деревне в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы. Отгадать название предмета по описанию его признаков. Например: —Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный. —Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно смять. —Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди. —Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

Слайд 11

Игры и задания для развития словаря детей Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагаем несколько картинок, из которых надо выбрать нужные по следующим описаниям: —Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами, он на севере живет, вместо сена мох жует. —Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы. —Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки. —Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. —Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. —Он большой, серый и злой. Угадай кто это? Высокий, тонкий, пятнистый... Лохматый, косолапый... Голодный, серый, злой... Маленькая, быстрая, проворная... Хищный, сильный, полосатый... Яркое, теплое... Серый, колючий... Выбрать из 3 слов 2 слова «неприятеля». Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день. Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать. Белый, длинный, черный. Давать, продавать, брать. Тяжелый, длинный, легкий. Покупать, продавать, отдавать. Короткий, маленький, длинный . Говорить, идти, молчать. Хороший, светлый, плохой.

Слайд 12

Игры и задания для развития словаря детей Закончить предложение и назвать слова — «неприятели». Слон большой, а комар ... Камень тяжелый, а пушинка ... Золушка добрая, а мачеха ... Зимой погода холодная, а летом ... Сахар сладкий, а горчица ... Дерево высокое, а куст ... Дедушка старый, а внук ... Суп горячий, а компот ... Сажа черная, а снег ... Лев смелый, а заяц ... Молоко жидкое, а сметана ... Река широкая, а ручеек ... Работать трудно, а отдыхать ... Днем светло, а ночью ... Сегодня мне весело, а вчера было ... Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ... Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ... Кричат громко, а шепчут ... Я больна, но скоро буду ... Я живу близко от реки, а мой друг ... Продавец продает, а покупатель ... Друзья часто ссорятся, но легко ... Легко заболеть, но трудно ... Воспитатель спрашивает, а дети ... Утром дети приходят в детский сад, а вечером... Сначала гостей встречают, а потом ... При встрече здороваются, а при расставании ... Вечером ложатся в кровать, а утром ... «Сравни!» По вкусу: горчицу и мед. По цвету: снег и сажу. По высоте: дерево и цветок. По толщине: канат и нитку. По ширине: дорогу и тропинку. По возрасту: юношу и старика. По весу: гирю и пушинку. По размеру: дом и шалаш. Игра «Сравни наоборот». Используются слова: больше — меньше, тяжелее легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др. Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше? Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже? Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

Слайд 13

1. К существительным. День — утро — восход — весна — зима — добро — друг — грязь — жара — мир — правда — радость — вдох — выдох — юг — польза — великан— богач — трусость — 2. К глаголам. войти — говорить — взял — нашел — забыл — уронил — насорил — , ложиться — одеваться — мириться — опускать — помогать — смеяться — залетать — закрывать — Включить— входить — хвалить — заснуть — разрешить — 3. К прилагательным. Большой — белый — высокий — веселый — темный — горький — добрый — здоровый — новый — молодой — острый — толстый — широкий — сухой — смелый — твердый — чистый — яркий — красивый — хороший — 4. К наречиям. Близко — редко — медленно — рано — темно — низко — легко — можно — трудно — радостно — много — плохо — сухо — широко — ярко — высоко — чисто — мокро — светло — быстро — Игры и задания для развития словаря детей К данным словам придумать слова-«неприятели».

Слайд 14

Игры и задания для развития словаря детей «Объясни, чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами». Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать. Игра с мячом «Скажи наоборот». Называем слово и бросаем мяч ребенку. Ребенок придумывает слово, противоположное по значению, говорит это слово и бросает мяч обратно. Одеть — (раздеть), поднять — (опустить), бросить — (поймать), спрятать — (найти), положить — (убрать), дать — (взять), купить — (продать), налить — (вылить).

Слайд 15

Игры и задания для развития словаря детей Придумай слова-«приятели» к данным словам: здание— (дом), хворостина — (прут), печаль — (грусть), конь — (лошадь), солдат — (боец), Отчизна — (Родина), приятель — (друг), идти — (шагать), льется — (течет), глядеть — (смотреть), торопиться — (спешить), крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прежде — (раньше). Придумай предложение с каждым из слов-«приятелей». Пища — корм — еда; Груз — ноша — багаж; Человек— незнакомец — гость; Большой — громадный — огромный; Быстрый — скорый — стремительный; Неловкий — неуклюжий — нескладный. Игра «На что похоже?» Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения). Белый снег похож на ... (что?) Синий лед похож на ... Густой туман похож на ... Чистый дождь похож на ... Блестящая на солнце паутина похожа на ... Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

Слайд 16

Игры и задания для развития словаря дете й Игра «Закончи предложение» или «Подбери сравнение» Земля покрыта снегом, как ... Лед блестит у берега, как ... Туман стелется над озером, как ... Дождинки текут по лицу, как ... Уточнение значения слов-существительных. Называем слово и просим ребенка рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется). Например: лопата — чтобы копать землю; она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная... Ребенку предлагается вспомнить случаи из жизни, когда он пользовались этим предметом. Объяснить значение слов-глаголов. Называем глагол (действие) и просим ребенка объяснить, что означает это слово: а)показать действие с помощью движений, мимики, пантомимики; б)припомнить случаи из собственного опыта, когда он выполнял эти действия, например, шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника; в)с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспомнить мысленно (про себя), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком. Назвать другие действия, которые «помогают» этому действию (входят в состав исходного) . Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть. Прыгать — желать, разгоняться, толкнуться, вытяги­вать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать и т.д.

Слайд 17

Игры с предметами для активизации словаря детей «Угадай, что изменилось?». Существует несколько вариантов этой игры (в зависимости от сложности заданий). Самый легкий вариант, применяемый в с детьми раннего возраста, заключается в том, что к нескольким стоящим перед ребенком предметам добавляют новый. Следующий вариант: один из предметов убирают; более сложный вариант: один из предметов заменяют новым или меняют их местами. В этой игре удачно активизируются существительные, числительные, прилагательные, наречия, предлоги, например; карандаши были в коробке, теперь на коробке, были две длинные ленты, теперь одна длинная, одна короткая; справа сидел зайчик, а теперь справа матрешка; кукла была в шапке, а теперь она в платочке. Основная задача этих игр – подбор детьми точных слов для ответа. Поэтому взрослый может использовать ограниченное количество предметов (от двух до пяти) и производить немного изменений и перемещений (1–2). «Чудесный мешочек». Методика игры «Чудесный мешочек» подробно разработана в дошкольной педагогике. Предварительно ребенку предлагается внимательно рассмотреть предметы или игрушки, выделить их качества. И в начале игры, до вкладывания игрушек в мешочек, следует еще раз назвать их, привлечь к ним внимание. В старших группах ребенок может добавить к своему ответу рассказ-описание этого предмета, загадку или стихотворение о нем. Эта распространенная игра может служить прекрасным методом активизации словаря, особенно у детей младших групп или плохо говорящих. В некоторых вариантах этой игры ребенок молча достает из мешочка предмет, показывает его, и называет его. В этом случае мешочек служит просто атрибутом игры. Хорошо, если мешочек обыгрывается, он должен быть по-настоящему «чудесным» . Основное правило: мешочек не откроется до тех пор, пока не назовешь то, что нащупал рукой. Старший дошкольник может не только назвать предмет прежде, чем достать его из мешочка, но и определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого он сделан (резиновый, деревянный, металлический, матерчатый), качество его поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный и др.).

Слайд 18

Игры с предметами для активизации словаря детей Игры с куклой . Эти игры широко распространены в практике детских садов, особенно в младших группах. Они проводятся в виде представления по определенному заранее составленному сценарию. В то же время это не только зрелище, развлечение, но и серьезная умственная деятельность детей, способствующая развитию речевой активности. Основное дидактическое правило этих игр – закрепление последовательности бытовых процессов, которые сами дети совершают в жизни. Поэтому лучше всего выбирать для каждой игры узкое, конкретное содержание, но раскрывать его достаточно полно и глубоко. Игра «Встреча новой куклы» закрепляет правила культуры общения: встречать нового человека, гостя, знакомиться с ним (ребенок приглашает гостя войти в комнату, здоровается с ним, знакомится, приглашает раздеться, предлагает стул, развлекает, читает стихи и пр.). В игре «Угощение куклы» закрепляется навык культурной еды: ребенок называет посуду, блюда, действия. В этой игре куклу вносят в комнатной одежде и все внимание ребенка должно быть сосредоточено на теме игры (называние действий во время мытья рук, предметов сервировки стола и т. д.). Последовательность и правильность игровых действий определяют вопросы взрослого: «А что ты делаешь перед едой? Чем ты моешь руки? Покажите, как ты намыливаешь руки!». Взрослому следует добиваться , чтобы ребенок не ограничивался выполнением действий и односложными ответами, а правильно отвечал на вопросы.

Слайд 19

Игры и задания для развития словаря детей Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов. а)Не хочет косой косить косой. Говорит: «Коса, коса!» б)Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. в)Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка. Определить, применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?». Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба. Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. а)В чужой стране, в чудной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок черным язычком С утра лакает молочко. И целый день в окошко Глядит глазком картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает. И стул на гнутых ножках Танцует под гармошку. (И. Токмакова ) б)Много есть ключей: Ключ — родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. (Д. Лукич) в)Шел я с сумкой за плечом. Вижу: бьет в овраге ключ . Наклонившись над ключом . Уронил я в воду ключ . (В. Лившиц)

Слайд 20

Игры и задания для развития словаря детей Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу ). Бежит: кто? (человек, собака...); Бежит что? что? (река, ручей, моло­ко, время). Идет: кто? (девочка, кошка...); Идет что? (время, дождь, снег, град). Растет: кто? (ребенок, щенок...); Растет что? (дерево, цветок). Игра «Кто как передвигается?» Показываем картинки, изображающие животных, ребенок определяет их и называет, как они передвигаются. Лошадь — скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба — плавает, лягушка — прыгает. Добавить одно общее слово к двум словам. Дерево, цветы — что делают? Сидит, стоит — кто? Кошка, собака — что делают? Льется, журчит — что Тарелка, кружка — что делают? Шумит, дует — что? Дождь, снег — что делают? Растет, зеленеет — что? Фрукты, овощи — что делают? Круглое, сочное — что? Мяч, яблоко — какие? Желтый, кислый — что? Сахар, мед — какие? Высокое, зеленое — что? Снег, лед — какие? Длинный, деревянный — что? Вода, молоко — какие? Яркое, теплое — что?

Слайд 21

Игры и задания для развития словаря детей «Кто как ест?» Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно. «Кто как голос подает?» Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает. «Когда человек ест?» Что делает человек, если он ест утром? (Завтракает). А если он ест днем? (Обедает). А если он ест вечером? (Ужинает). «Кто что умеет делать?» Что делает учитель — учит, доктор — лечит, повар — варит (готовит), уборщица — убирает, дворник — подметает, маляр — красит, художник — рисует, парикмахер — стрижет, чертежник — чертит, плотник — пилит, стругает, строитель — строит дома, шофер — водит машину, продавец — продает, покупатель — покупает, портной — шьет.

Слайд 22

Игры и задания для развития словаря детей «Что какие звуки издает?» Дверь — скрипит, ветер — свистит, машина — гудит, дождь — шумит, листья — шелестят, ручеек — журчит, гром — грохочет, бумага — шуршит, град - стучит. «Кто или что может это делать?» Бегать — ...скакать — ... летать — ...плавать — ... ползать — ... катиться — ... стоять — ... лежать — ... прыгать — ... сидеть — ... Игра в лото «Кто что делает?» На карточках лото, либо на картинках изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Взрослый называет действие, ребенок находит соответствующую картинку и называет предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой. Например, называем слово скачет, ребенок находит изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывает картинки фишками после воспроизведения предложений. Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, кача­ется и др. «Отгадать названия животных» Мычит (кто?) ... Хрюкает ... Лает ... Ржет ... Мяукает ... Блеет ...

Слайд 23

Игры и задания для развития словаря детей Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?». — Взошло (какое?) солнце... Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее). Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?». Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит(как?) ярко. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Осень»…. («Весна»,»Лето», «Зима») Солнце (какое?) ..,дождь.., небо..., ветер..., облака..., листья..., земля..., день..., трава... При этом предлагается картинка «Осень». Игра с мячом «Расскажи про зайчика». Предлагается картинка «Заяц». Ребенку нужно придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Бросаем мяч ребенку. Ребенок говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно. В процессе игры изменяем вопросы: «Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый). «Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая). «Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое). «Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

Слайд 24

Игры и задания для развития словаря детей Игра «Придумай, о чем может идти речь» Предлагаем ребенку сказать, о чем может идти речь, если в нашем маленьком рассказе, например, есть слова кот и лист. Ребенок может ответить: а)о том, как кот играл с листом; б)о том, как лист упал на кота; в)о том, как кота засыпали листьями; г)о том, как кота щекотали листом; д )о том, как игрушечного кота завернули в лист бумаги; е)о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота и т.д. Можно предложить следующие пары слов: рак и мост, таз и коса, мак и стакан, школа и сухари, сок и тетрадь, нос и бусы, мышь и трава, мох и белка, стол и дерево и др.

Слайд 25

Игры и задания для развития словаря детей Подбор эпитетов к предмету. Называем предмет, допустим, собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5 – 6 л е т : большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления взрослого: пастушьи, пожарные. Узнавание предмета по эпитетам. Предлагаем детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают – береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное называние слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

Слайд 26

Игры и задания для развития словаря детей Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п. Подбор к действиям объектов. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? – Солнце. Подбор к действию предмета. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? и т. п. Высказывания детей 6–7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка, воздушный шар, листики желтые летят с дерева». Подбор обстоятельств . Учиться можно как? – Хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п. Нюансы смысла слов: домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой огромный, громадный. Предлагаем детям составить с этими словами фразы. Высказывания детей 6–7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля – еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький. Дивногорск небольшой город.

Слайд 27

Игры и задания для развития словаря детей Дети вставляют пропущенные слова. Читаем предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала ... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно ... (что делала?). Кошка поймала в саду ... (кого?). Шерсть у кошки ...(какая?), когти ... (какие?). Кошка лежала с котятами ...(где?). Котята играли мячиком ... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет ... . Пришел почтальон: он принес ... . Надо распилить дрова; где наша ...? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне ...». Затем предложения составляют сами дети, а заканчивает взрослый. «Мы сейчас будем лепить, надо принести ... . Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша ...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой ...». Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно должно быть не слишком элементарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в таких занятиях могут принимать участие и маленькие дети.

Слайд 28

Игры и задания для развития словаря детей Распространение предложений . Говорим детям: «Садовник поливает ... (что? где? когда? зачем?). Дети идут ... (куда? зачем?) и т. д. Нужно обращать внимание на правильность построения предложений. Добавление придаточных предложений. (подведение к будущим упражнениям по грамматике) Говорим главное предложение, а дети добавляют придаточное. Предложения детей 5–6 лет: «Сегодня надо одеться теплее, потому что очень холодно, сильный мороз. Саша не пошел сегодня в детский сад, потому что он болен. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая погода. Город украшают гирляндами, потому что скоро ... Мама пошла в магазин, чтобы купить... Составные части целого . Называется предмет, определяются его составные части, например: дерево – ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: По частям определить целое, например : циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это? Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их во фразы. Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы —голоса.

Слайд 29

Игры и задания для развития словаря детей Составление предложений с определенным словом. Называем слово, ребенку нужно составить предложение и включить в него это слово. С этим справляются самые маленькие дети. Высказывания детей: «Кошка. Серенькая кошка села у окошка. Собака. Собачка лаяла. Коза. Коза гуляла. Петух. Петушок, петушок, золотой гребешок! Курочка. Петух и курочка, кот и кошка, и мы немножко. Ворона. Ворона прыг-скок, кости собирает. Аэроплан. Аэроплан летает. Доктор. Доктор, доктор, помогите, моя куколка больна, дайте ложечку варенья и стаканчик молочка. Мячик. Мячик, мячик, мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Кукла. Кукла спит, кукла Ляля. Конфета. Я конфеты кушала вкусные. Яблоко. Я яблоко кушала, оно кислое». Составление предложения с несколькими словами. Упражнение, рекомендуемое Л.Н. Толстым: даются три-четыре слова, например собака, человек, испугаться. Детям нужно вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, человек испугался»; «Человек замахнулся палкой, собака испугалась и убежала». Следует стремиться к тому, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их.

Слайд 30

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Слайд 31

Источники информации : Тихеева Е.И. Развитие речи детей Развитие словаря детей дошкольного возраста : хрестоматия / авт.-сост. О. А. Бизикова . Р . И. Лалаева , Н. В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя)

Слайд 32

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом (усредненный показатель):

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста»

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря, мышления, памяти, внимания и быстроту движений у детей дошкольного возраста....

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Пед...

Картотека игр на развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста.

Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе ...

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...

Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста, направленные на обогащение словарного запаса....