Речь развиваем - интеллект повышаем.
материал по логопедии

Еникеева Гузель Рафаиловна

 "Речь развиваем-интеллект повышаем" 

Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей, систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в дошкольном образовательном учреждении, активизировать деятельность педагогов.

В. А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_razvivam_intellekt_povyshaem.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Ильинская СОШ (детский сад №16)

Выступление на педагогическом совете

 по теме:

 «Речь развиваем - интеллект повышаем»

                                                                                                                     

Учитель-логопед: Еникеева Г.Р

2022г

Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей, систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в дошкольном образовательном учреждении, активизировать деятельность педагогов.

В. А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Уважаемые педагоги, проблема речевого развития и воспитания дошкольников в сфере новых требований в системе дошкольного образования достаточно актуальна на сегодняшний день, что и определило тему.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление; воображение; память; эмоции.

Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Интеллект играет решающую роль в развитии ребенка дошкольного возраста, в его познании окружающего мира, поэтому развивать интеллект у ребенка крайне важно. Зачастую именно интеллектуальный уровень ребенка определяет его готовность к обучению в школе.

Что же такое интеллект?

Интеллект – это мыслительная (умственная) способность человека; может отождествляться с рассудком, разумом и интуицией.

Развивая речь дошкольника мы безусловно повышаем его интеллект.

Поэтому важно и необходимо использовать в работе с детьми современные образовательные технологии.

Здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержание хорошего самочувствия детей.

Какие вы знаете? (Физминутки, подвижные игры, динамические паузы, минутки настроения; пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика; некоторые приемы самомассажа ( точечный массаж) и др.)

Игровые технологии решают конкретную обучающую задачу посредством игровой деятельности.

Какие вы знаете? ( Настольно печатные игры, сюжетно-дидактические игры, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

Элементы ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) - технологии в развитии речи дошкольников.

ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход.

Поиск сути- перед детьми ставится проблема(вопрос, который надо решить). Все ищут разные варианты решения.;

Выявление противоречий(хорошо-плохо) пример: Огонь- это хорошо или плохо. Хорошо -греет, плохо -может сжечь.;

Разрешение противоречий(при помощи игр и сказок) Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить в сумке. Решение складной зонт.

Метод наглядного моделирования: опорные картинки ( предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. ) Их используют для ознакомления с предметами, составления рассказа, рассказа описания) схемы мнемотаблицы, карточки – символы, реальные предметы.

К методам наглядного моделирования так же относится мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Данный метод помогает развивать:  ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание;  воображение.

Примером может служит фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей. Еще, К.Д. Ушинский – известный русский педагог, в свое время сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Я  так же использую в своей работе мнемотехнику для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подготавливаю речевой материал, подбираю картинки и составляю мнемотаблицы.

Наибольший эффект работы по развитию речи и интеллекта дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.

И так: игровая деятельность - является самым интересным и доступным занятием для детей. Через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи. Именно в игре развивается речь и при этом повышается интеллект ребенка, что способствует развитию и воспитанию гармонической личностью.

Тренинг «Формула успеха»

Цель: создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, способствовать осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Педагогам предлагается выбрать понравившийся ответ.

  1. Выберете геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
  2. Какого цвета? (красная, желтая, зеленая, синяя, белая, коричневая, черная).

ФОРМА

Круг – символ гармоничности, стремления к благополучию.
Квадрат – труженик, упорство, терпение, но не любит неожиданностей.
Овал – клей в коллективе, может и умеет сочувствовать, сопереживать.
Треугольник – лидерство упорство, уверенность, карьера.
Прямоугольник – в постоянном поиске, любознателен, переходящий от одной формы к другой.

ЦВЕТ

Красная – лидерство, радость, общение.
Желтая – работа по настроению, зависть, ревность.
Зеленая – спокойствие, благополучие, забота о родных.
Синяя – доброта, верность, постоянство, взгляд вперед (будущее).
Белая – чистота, холодность по отношению к другим, жить по правилам.
Коричневая – твердо уверенные люди, переживают по мелочам.
Черная – тайность и неизвестность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Небылицы и нелепицы - развиваем интеллект ребенка""

В консультации для родителей детей старшего-среднего возраста в доступной форме  даны рекомандации по использованию в процессе интеллектуального развития дошкольников такого жанра, как поэзия абс...

Консультация для родителей "Музыка развивает интеллект"

Консультация для родителей"Музыка развивает интеллект"     Младенец блаженно прислушивается к колыбельной, которую напевает мама. Трехгодовалый карапуз восторженно подпрыгива...

Как дидактические игры развивают интеллект ребенка

Словесные игры развивают связную речь, заставляют детей употреблять знакомые им слова. Детям надо назвать как можно больше ассоциаций, связанных с предметом или описать сам предмет Печатные игры...

Развиваем интеллект через движение. Кинезиология.

Методический материал для педагогов. Данные кинезиологические упраженения можно использовать в качестве динамических пауз....

Как развивать интеллект современного ребенка?

Вряд ли найдется много родителей, которые могут похвастаться тем, что их чада усидчивые, могут долго и внимательно слушать книги и любят читать сами. Большинство современных детей привыкли получать ин...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов «Речь развиваем – интеллект повышаем!»

Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и трет...