«Использование интерактивных технологий в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития»
методическая разработка по логопедии

Чумакова Марина Васильевна

Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс ДОУ ИКТ для эффективной работы  с детьми, имеющими особенности речевого развития.

Введение.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои

требования к молодому поколению. Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование»

нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование  всесторонне развитого выпускника ДОУ. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком,

которое способно помочь его развитию. Сейчас у насоно еще не достаточно

развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые

технологии и методы использования компьютеров, в каждой школе есть

компьютерные классы и интерактивные доски, то в дошкольных учреждениях эта работа еще только начинается.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками

позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с

привлечением большого иллюстративного материала, с использованием

звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два

главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность.

Статистика ЮНЕСКО о современных детях констатирует нерадостные факты:

  • 40-45% детей в мире с задержкой развития
  • 800 тыс. дошкольников в стране безграмотны
  • 55-75% детей соматически и психологически незрелы
  • Менее 25% детей идут в 1-й класс относительно здоровыми
  • 55% детей относительноусваивают знания в школе
  • Менее 5 % выпускников школ относительно здоровы
  • За последние 20 лет  на 5 млн. человек сократилось число  воспитанников и учащихся
  • 25% дошкольников вообще не хотят идти в школу
  • Взрослый  тратит на ребенка в среднем 15-17 минут в день

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:

  • Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  • Темп выполнения заданий очень низкий;
  • Нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • Низкий уровень развития речи, мышления;
  • Трудности в понимании инструкций;
  • Инфантилизм;
  • Нарушение координации движений;
  • Низкая самооценка;
  • Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
  • Высокий уровень психомышечного напряжения;
  • Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  • Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
  • У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 комбинированного вида

«Ромашка» г. Химки»C:\Users\Света\Desktop\DSCN3041.JPG

Мастер класс для воспитателей

«Использование интерактивных технологий в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития»

Подготовлено и проведено

учителем-логопедом

Чумаковой М.В  

2022г.

Цель: способствовать внедрению в образовательный процесс ДОУ ИКТ для эффективной работы  с детьми, имеющими особенности речевого развития.

Введение.

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои

требования к молодому поколению. Исходя из этого, одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование»

нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование  всесторонне развитого выпускника ДОУ. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии.

Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком,

которое способно помочь его развитию. Сейчас у насоно еще не достаточно

развито. Если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые

технологии и методы использования компьютеров, в каждой школе есть

компьютерные классы и интерактивные доски, то в дошкольных учреждениях эта работа еще только начинается.

Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками

позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с

привлечением большого иллюстративного материала, с использованием

звуковых эффектов и видеозаписей. Таким образом, можно выделить два

главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность.

Статистика ЮНЕСКО о современных детях констатирует нерадостные факты:

  • 40-45% детей в мире с задержкой развития
  • 800 тыс. дошкольников в стране безграмотны
  • 55-75% детей соматически и психологически незрелы
  • Менее 25% детей идут в 1-й класс относительно здоровыми
  • 55% детей относительноусваивают знания в школе
  • Менее 5 % выпускников школ относительно здоровы
  • За последние 20 лет  на 5 млн. человек сократилось число  воспитанников и учащихся
  • 25% дошкольников вообще не хотят идти в школу
  • Взрослый  тратит на ребенка в среднем 15-17 минут в день

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:

  • Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  • Темп выполнения заданий очень низкий;
  • Нуждается в постоянной помощи взрослого;
  • Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • Низкий уровень развития речи, мышления;
  • Трудности в понимании инструкций;
  • Инфантилизм;
  • Нарушение координации движений;
  • Низкая самооценка;
  • Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
  • Высокий уровень психомышечного напряжения;
  • Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  • Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
  • У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Опыт  работы  нашего учреждения по теме «Использование интерактивных технологий в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития»  формировался не один год.

В нашем саду на логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы (Варченко В.И. и др. «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе»), развивающие и обучающие игры («Игры с тигрой», «Баба Яга учится читать», «Учимся говорить правильно» и др.), авторские практические мультимедийные презентации.

В нашем детском саду создана медиатека по основным областям образовательно-воспитательного процесса по актуальным разделам логопедической работы:

  • Обследование речи
  • Активизация словаря
  • Формирование лексико-грамматических навыков
  • Коррекция звукопроизношения
  • Обучение детей звуко-буквенному анализу и синтезу
  • Формирование навыков правильного употребления предлогов

Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:

Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи.

Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие мелкой  и общей моторики.

Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей детей с речевыми нарушениями.

Мной были разработаны различные авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию звукового анализа и синтеза («Впиши букву», «Где живут картинки?», «Где моя пара?», «Где спрятались лягушата?», «Добавь звук в конце слова», «Добавь звук в начале слова», «Задумала предмет»), а также  авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонематического анализа и синтеза («Зонтики», «Задумала предмет», «Капельки», «Кто в домике живет?», «Кто на болоте живет?, «Куклы подружки», «Найди картинки», «Найди недостающий предмет», «Общий звук», «определи последующий и предыдущий звуки», «Первый  звук», «Подарки», «Помоги гномикам», «Раз картинка, два картинка», «Слово наоборот», «Собери слово», «У Карлсона на чердаке».

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.

Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов или символов, исключающих субъективную оценку. Ребенок видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.

Использование на логопедических занятиях интерактивной доски позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Литература:

  1. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.
  2. П.Д.Рабинович, Э.Р. Баграмян «Практикум по интерактивным технологиям» Методическое пособие, Москва, 2011.
  3. Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда - http://festival.1september.ru
  4. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г. - http://nsportal.ru/node/89365


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психо-речевые нарушения в развитии.

Компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими: выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении; трансформирова...

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Презентация

Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ...

Статья "Эффективные методы и виды деятельности в работе с детьми, имеющими особенности речевого развития"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14357262","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"50","width":"350"}}]]В статье рассмотрены наиболее эффективные методы и виды деятель...

Тренинг: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".

Тренинг:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".(для педагогов)...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные здоровьесберегающие технологии. К ним относятся: пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, релаксация, песочная терапия, ...