Картотека игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Куриганова Анастасия Андреевна

Картотека игр и упражнений для развития интонационной выразительности речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_vyrazitelnost.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

На изменение силы голоса

 «Гудок паровоза»

Изобразим гудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

«Сосчитай зайчат»

 Сосчитаем, сколько зайчат увидела Маша под кустиком.  Сделать вдох, а на выдохе ясно, четко, в одном темпе произнести без дополнительного добора воздуха с увеличением силы голоса: «Один зайчонок, Два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат».

Дети передают мяч по кругу и называют свои имена по очереди: один тихо, другой громко и т.д.

«Назови адрес»

Сделать вдох, а затем на одном выдохе громко назвать свою улицу.

Пример: Я живу на улице Стофато.

Я живу на улице Кирова.

«Кто кого?»

Педагог ставит двух детей друг против друга, и по сигналу воспитателя дети начинают сначала тихо, а затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Эхо».

Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Дети первой шеренги произносят слова громким голосом, дети второй шеренги — тихим. Затем группы меняются ролями.

В лесу кричу: «Ау! Ау!»

А мне в ответ: «Ау! Ау!»

Горе кричу: «Ау! Ау!»

Гора в ответ: «Ау! Ау!»

Прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости. В зависимости от того, какие слова в тексте – так и читайте:

Ночь. Уснули улицы.

Тише, туча, тише,

Гулкие дождинки

Не роняй на крыши.

Сны приходят к детям.

Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер,

В окна не стучись.

Л. Яхнин

***

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

С. Маршак

***

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

«Спуск с горы».

Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем педагог говорит детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.

Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса.

Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.

Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;

среда, четверг — шепот;

пятница, суббота — голосом средней силы;

воскресенье — громко;

суббота, пятница — голосом средней силы;

четверг, среда — шепот;

вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.

На изменение высоты голоса

«Кошка и котенок», «Медведица и медвежонок»

Дети приговаривают «мяу» или «топ-топ» низким или высoким голосом.

«Аня и Ваня поют песенки: а-а-а».

«Большая и маленькая дудочка: ду-ду-ду»

«Дирижер»

Педагог, а потом кто-то из детей с помощью руки показывает высоту звука (поднимает руку выше, опускает ниже). Дети тянут гласные ААаааАААааа, ОООооооОООоооОоо и т.д.

Игра «Поющие игрушки»

На картинке нарисована елка с игрушками, на которых изображены буквы, обозначающие гласные звуки.

Посмотри на елочку. Она украшена необычными игрушками. Прочитай буквы, написанные на игрушках. Давай попробуем спеть «Песенку елочки». Будем произносить все гласные на одном выдохе. Чем ниже на елочке расположена игрушка с буквой, тем ниже будет наш голос. Чем выше игрушка с буквой — тем выше звучит голос.

Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

Например: «Ёлочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).

На изменение тембровой окраски

«Три медведя»

Взрослый предлагает детям сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

 Кто же был в нашем доме?

Затем дети сами произносят одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. Другие угадывают.

«Измени звуки»

Педагог показывает, а затем просит детей воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет, кричит девочка

А – показывают горло врачу

А – поет певица

А – качаем малыша

А - девочка укололась иголкой

О – удивилась мама

О – стонет бабушка

О – поет певица

О – потягивается папа

О – кричит охотник в лесу

У – гудит пароход

У – звучит дудочка

«Позови свою маму»

Педагог читает стихи, постоянно изменяя названия диких животных: мышонок, лисенок, волчонок, зайчонок. Дети проговаривают две последние строки, изменяя и имитируя тембровую окраску голоса животных:

Сел мышонок на полянку

Заблудился спрозаранку

«ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ

мама, мама, выручай!»

«Угадай, кто позвал»

Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

«Улиточка»

Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

«Весело - грустно, медленно - быстро, громко - тихо»

В этой игре можно использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку, которую дети выучили наизусть. Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании. Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом - громко, с пальчиком около рта - тихо, ракетой - быстро, черепахой - медленно.

Педагог показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (рекомендуется менять на каждую строку).

Например:

Снежинки

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Но где же снежинка? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно, ладошки мои горячи.

Педагог меняет карточки в течение стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию.

Игровые упражнения на формирование высказываний

По мере увеличения речевых возможностей детей меняется и содержание игр. Теперь они включают в себя детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.

«Мимический кубик»

Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.

«Подслушанный разговор»

На картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»

«Разговор в корзинке»

Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

«Лесной переполох»

(Дети стоят вокруг педагога. Педагог читает стихи. Междометия произносят дети. Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой должна быть интонация.)

В весенний ясный, тёплый день

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх

– Ах, ах, ах:

– Страшный коршун в небесах

– Ах, ах, ах!

Убегайте все быстрей –

– Эй, эй, эй!

Берегитесь злых когтей

– Эй, эй, эй!

Там, где коршун, там беда

– Да, да, да!

Острый клюв – не ерунда

– Да, да, да!

Заяц лапой бьёт в чурбан

– Бан, бан, бан!

(Дети изображают игру на барабане. Увеличивают силу голоса)

Как в огромный барабан

– Бан, бан, бан!

Полетел сигнал тревоги над землёй

(Дети разбегаются по группе и прячутся)

Уноси скорее ноги

– Ой, ой, ой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Дошкольный возраст оптимален для ...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают пр...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ Игровые упражнения на развитие мимики и пантомимики!!!Игровые упражнения по развитию мимики«Съели кислый л...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИИгровые упражнения на развитие мимикии пантомимики!!!Игровые упражнения по развитию мимики&laq...

Картотека игр и игровых упражнений для развития интонационной выразительности речи.

Научить ребёнка говорить выразительно может только тот, кто сам владеет выразительной речью. Для педагога выразительная речь - это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитател...