Картотека игр и упражнений на развитие интонационной выразительности речи
картотека по развитию речи на тему

Подборка игр по развитию интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx46.1 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые упражнения на развитие мимики

Мимический кубик; Зеркало


Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.

Какой овощ/фрукт едят дети?


Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)». Один ребенок показывает, а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?»

 

Кто это сказал?


По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.


Облака


Прослушав стихотворение, дети находят облачко с соответствующим мимическим выражением.

Ребенок рисует мимическое выражение на облаке после прослушивания.

Вот облачко веселое смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним: «Мне весело с тобой!» 

И долго-долго облачку махал.



 
Выбери ребенка


Взрослый читает стихотворения А. Барто «Зайка», «Бычок», «Мишка», «Лошадка» и задает детям вопросы. Они выбирают нужную картинку среди изображений веселого, грустного, испуганного, злого ребенка.

 

Кто из ребят бросил зайку?

Кто из ребят испугался за бычка?

Кто из ребят пожалел мишку?

Кто из ребят любит свою лошадку?

 

Гномик


Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям.

«Гномик гулял по лужайке и увидел зайчика.

— Какие длинные у тебя ушки! — воскликнул гномик».

 «Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

— Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

— Вот еще, буду я с каждым разговаривать,  — буркнул мальчик и пошел дальше».

Мимический диктант


Взрослый читает эмоционально окрашенный текст, по ходу которого дети последовательно выставляют карточки-пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями и сами воспроизводят их.

"Оля пошла гулять.

— Как ласково светит солнышко!

 Мне тепло и приятно.

 Оля увидела цветочек:

— Ах! Какой красивый цветочек!

Как приятно он пахнет!

На цветок села пчела.

— Ой, а вдруг она меня ужалит?!

И Оля махнула рукой, чтобы прогнать пчелу.

— Мама, мама! Меня ужалила пчела, как больно!»

 

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

Эти упражнения проводятся с детьми уже в период режима молчания, когда активное речевое общение ограничивается. Формируя у детей длительный плавный озвученный выдох, нужно начинать работу по развитию интонационной выразительности. Детям предлагаются упражнения:

— на изменение силы голоса («Тихо — громко», «Далеко — близко»);

— его высоты («Кошка и котенок», «Медведица и медвежонок»:

дети приговаривают «мяу» или «топ-топ» низким или высоким голосом;

«Аня и Ваня поют песенки: а-а-а»; «Большая и маленькая дудочка: ду-ду-ду» и т.д.);

— тембровой окраски («Три медведя», «Теремок» и т.д.).

На этом же этапе детей учат интонациям вопроса, удивления, радости, гнева. Так, ребенок может удивиться: «Ах!»; испугаться: «Ох!»; рассердиться: «Ух!»; огорчиться: «Эх!».

 

Дождевые капли переговариваются, спрашивая друг у друга и отвечая: «Кап-кап-кап»; колокольчики изумляются: «Динь-динь-динь»; барабан сердится: «Бом-бом-бом».

Игровые упражнения на формирование высказываний


По мере увеличения речевых возможностей детей меняется и содержание игр. Теперь они включают в себя детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.

Мимический кубик; Повтори фразу


Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.

Листья; Снежинки; Разговор из гаража; Подслушанный разговор


На картинках изображены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например, грустная машина в гараже: «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»

Разговор в корзинке; Конкурс на грядке


Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

   

Сломанный телевизор


Дети составляют предложение или рассказ по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.

 Прочитай письмо; Составь рассказ

Дети составляют рассказ (письмо) по двум-трем эмоциональным состояниям, изображенным на карточках-пиктограммах.

 Маски

Задавая вопросы типа: «Я веселый? Я грустный?», ребенок узнает свою маску и затем повторяет фразу (отвечает на вопрос, рассказывает стихотворение) с соответствующей интонацией.

 Упражнения на внешнее проявление эмоций и интонирование фраз можно проводить как на занятии, так и в свободное время. Можно восхититься новым платьем Ани, огорчиться из-за отсутствия Марины, обрадоваться появлению Иры после болезни. На прогулке рассмотреть снежинку и удивиться ее необычной форме, а потом расстроиться, что она растаяла.

Именно от систематичной и кропотливой работы педагога-логопеда, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладеют ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.

Упражнение "Разговор через стекло" (разработано В.Б. Березкиной-Орловой, М.А. Баскаковой)


Участники разбиваются на пары. Тренер: "Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте". Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное. 

Возможно усложнение упражнения. Говорящему сначала надо привлечь к себе внимание партнера. 

Упражнение «Отражение» (разработано В.Б. Березкиной-Орловой, М.А. Баскаковой)


Участники группы стоят по кругу.

«Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, a мы все будем повторять это движение 3—4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, по пять это состояние».

После завершения упражнения можно задать группе вопрос «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?». После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

Упражнение «Мое сильное переживание» (разработано Н.Ю.  Хрящевой)


Упражнение направлено на развитие навыков вербализации состояний, дает возможность получать дополнительные представления о субъективных особенностях их переживаний, способствует сплочению участников и улучшению групповой атмосферы.

Упражнение проводится в тройках (четверках). Состав троек определяют сами участники по критерию наилучшего знания партнеров.

"В опыте каждого из нас есть ситуации, которые сопровождались глубокими эмоциональными переживаниями. Вспомните одну из таких ситуаций и расскажите о ней в группе. Постарайтесь описать свое состояние в тот момент как можно детальнее, чтобы слушатели смогли „вчувствоваться" в него».

Упражнение «Мое внутренне состояние – какого я цвета?» (Н.Ю.Хрящева)


Это упражнение направлено на развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения. Говорят, что японские дети различают несколько десятков оттенков черного цвета и около трехсот красного, так как знают их названия. Аналогично: расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности идентификации этих состояний.

Участники группы сидят по кругу.

Тренер: «Каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Упражнение «Говорю, что вижу»


Описание поведения и то, что, возможно, чувствует человек, означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт (безусловно принимаем человека). Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Описательные высказывания, в отличие от оценочных высказываний, вызывают у партнера общения большее желание понять и изменить свое поведение. К примеру : «Лена – ты неряха» – это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» – описание поведения. 

Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру : «Коля сидит, положив ногу на ногу, он чувствует умиротворение», «Катя улыбается, наверное, у него хорошее настроение». 

Информация для тренера: 

Тренер следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. 

Разминка «Шурум-бурум»


Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное им чувство. 

Упражнение «Ярмарка обмена» (упражнение с элементами коучинга)


По очереди рассказываем о приемах саморегуляции, которые вы используете. И о том, как вы управляете своими эмоциями? (Записываем на флип-чарт).

Теперь приступим к самостоятельной работе. Участники записывают ответы в рабочие тетради.

1. Кто-нибудь из вас задумывался о том, что нужно управлять своими эмоциями, но до сих пор так и не взялся за это? По какой причине?

2. Пожалуйста, сейчас молча, каждый про себя ответьте на вопрос: «Когда лично я намерен начать управлением своими эмоциями?»

Желательно ответы записывать в рабочую тетрадь.

Ключ к использованию эмоциональной компетентности при общении с другими такой же, как и при использовании ее для себя, — стать объективным наблюдателем. Тогда вы увидите множество всевозможных ответов на следующие вопросы (записываем ответы в рабочую тетрадь):

1. Что заставляет их вести себя таким образом?

2. Что защищает их мозг?

3. Они боятся того, что их не услышат или не признают, обвинят в неправоте? Боятся ли они неудач?

4. Чувствуют ли они, что я не уважаю их или что я недооценил их идеи?

Оправдал ли я их ожидания?

5. Не смущаю ли я их, не боятся ли они того, что не понравятся мне?

Переживают ли они из-за того, что другие могут считать их идеи и работу недостойными доверия и уважения?

6. Создал ли я атмосферу, в которой они чувствовали бы себя безопасно и говорили бы то, что думают? Вы хотите, чтобы они чувствовали себя достаточно безопасно, чтобы рассказывать, что они думают?

Ответьте на эти вопросы самостоятельно. По желанию участников проводим рефлексию.

Упражнение «Утешь друга»


Все участники садятся по кругу.

Вариант 1

Работа  в парах. (Тренер называет состав пар, подобранных с учетом субъективных предпочтений участников и их психологических особенностей.) Сядьте так, чтобы каждой паре было удобно работать. Решите сами, кто из вас начнет выполнять упражнение. (Тренер убеждается, что в каждой паре определен участник, который будет начинать упражнение.) Начинающий примет вид грустного, чем-то расстроенного, вялого человека. Попытайтесь найти средства для того, чтобы войти в это состояние. Напарник должен, используя различные средства, изменить состояние грустного участника в позитивную сторону, вызвать у него улыбку, смех, активизировать его, не прибегая к физическому контакту. Когда вы справитесь с задачей, поменяйтесь ролями».

Вариант 2

Все участники садятся по кругу.

«Сейчас нам нужно решить такую задачу: изменить состояние N, которому грустно Он расстроен и не расположен с нами разговаривать. (Тренер заранее договаривается с N о его участии в упражнении.) Мы можем рассказывать N истории, говорить что-либо приятное и т. д.»

Так как в этом случае усилия всей группы концентрируются на одном участнике, то его состояние меняется быстро. В ходе обсуждения обращается внимание на действия, фразы, которые в наибольшей степени влияли на изменение состояния N, а также на то, что было для него безразличным или неприятным.

«Меняющаяся комната»


Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые… 

Упражнение Скажи «Да»


Цель:

- совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.

Группа разбивается на пары Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".

"Передача движения по кругу" (разработано В.Б. Березкиной-Орловой, М.А. Баскаковой)


Цель:

- совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне;

- развитие воображения и эмпатии.

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

Ролевая игра «Официант, в моем супе муха»


Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах. 

Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться. 

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения. 

Попросите двух исполнителей выйти и австать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру. 

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками. 

РОЛЬ А 

Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управляющий подходит к вашему столику. 

РОЛЬ Б 

Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностранцев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и официант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику. 

Вопросы: 

1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп? 

2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторонами друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли вежливые извинения? 

3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению? 

Упражнение «Будь готов» (разработано М.Рейнольдс)


Вам понадобятся ручка, бумага и часы. Вы можете выполнять упражнение самостоятельно или с партнером.

1. Перечислите три убеждения, которые важны для вас, но почти ничего не значат для остального мира.

Например, вас раздражает, когда рулон туалетной бумаги кладут так, что он разматывается в «неправильную» сторону? Тарелки нужно мыть сразу после еды или они могут какое-то время полежать в раковине? Нужно ли класть все на свое место? Должна ли одежда быть уложена определенным образом? Всегда ли необходимо приходить вовремя? Сиденье туалета должно быть поднято или опущено? Нужно ли подробно анализировать все возможности, перед тем как сделать большую покупку? Начните с трех своих больных мест. Убедитесь, что они незначительны по сравнению с глобальным порядком вещей.

2.  Раскритикуйте одно из своих убеждений.

Засеките одну минуту. Все 60 секунд проведите в поисках максимального количества доказательств того, что ваше убеждение неверно. Спорьте с собой. Подойдите к задаче творчески, не бойтесь быть глупым. Вы сможете вернуться к своему убеждению уже через 60 секунд. Если вы выполняете упражнение с партнером, пусть он отстаивает ваше убеждение, в то время как вы будете выступать против него. Это более сложно, но и более эффективно.

3. Задайте себе следующие вопросы:

Что вы узнали о своей привязанности к убеждению? Насколько трудной была попытка избавиться от него? Если упражнение показалось вам сложным, повторите пункты 1—3, применяя их к другому вашему убеждению.

4. Примените то, что вы узнали из упражнения, на работе.

Представьте, что вы работаете над проектом и убеждены, что выполнять его надо совсем не так, как это делается в настоящий момент. Вы можете избавиться от вашего убеждения по поводу того, как все должно происходить? Теперь вообразите, что это относится к изменению приоритетов на работе или заведенного порядка действий. Если раньше вы жаловались на перемены или боялись их, можете ли вы сейчас найти веские причины, чтобы принять предписания, данные вам?

Ответьте на вопросы:

Когда ваши убеждения подводили вас на работе? 

Когда вы становились настолько привязаны к определенному образу действий, что не могли представить другой способ поведения в данной ситуации или другую модель взаимодействия с людьми?

Вы умеете спорить с собой, ломать свои стереотипы для того, чтобы меняться и расти?

Как только вы научитесь преодолевать свои блокировки, вы начнете узнавать, когда другие люди настолько привержены своим убеждениям, что не видят возможностей.

Как вы можете помочь им увидеть новые пути развития?

Попробуйте поупражняться в этой игре с другими, используя ее как технику, вдохновляющую на творчество и внезапные плодотворные идеи — альтернативы старым решениям. Сначала признавайте, что предложение другого не лишено оснований, затем спрашивайте, готов ли ваш собеседник увидеть ситуацию под другим углом. Запомните: ваши партнеры не должны чувствовать, что вы берете все под контроль или пытаетесь доказать им их неправоту. Пусть они почувствуют, что правы, а вы же посмотрите, как можете помочь им увидеть несколько верных ответов на один вопрос.

 Игра «Праздник вежливости» (разработано Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой).   


 Цель. Стимулировать желание радовать и поддерживать друг друга с помощью слов.

  Ход игры

 «Сейчас в нашей группе, объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других за что-нибудь. Вы можете подойти к любому и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем»

Упражнение «Это я, узнай меня»


Цель: Развитие эмпатии, снятие агрессивности.

Проведение: Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

Упражнение «Апельсин (или Лимон)»


Цель: направлено на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

Упражнение «Эмоции»


Цель: обучение ребенка выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих.

Возраст: дошкольный, младший школьный.

Малыши становятся в круг, ведущий просит показать их какую-либо эмоцию (радость, печаль, тоску, грусть и так далее). Помимо основного психотерапевтического эффекта упражнение также развивает подвижность лицевой мимики ребенка.

Игровые упражнения по развитию мимики


Возраст: дошкольный, младший школьный.

«Съели кислый лимон» (дети морщатся). 


  • «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови). 

  • «Встретили знакомую девочку» (улыбаются). 

  • «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот). 

  • «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза). 

  • «Обиделись» (опускают уголки губ). 

  • «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым). 

Игровые упражнения по развитию пантомимики


  • «Расцвели, как цветы» 

  • «Завяли, как травка» 

  • «Полетим, как птицы» 

  • «Идет медведь по лесу» 

  • «Крадется волк за зайцем» 

  • «Плывут уточки» 

  • «Идут пингвины» 

  • «Жук перевернулся на спину» 

  • «Скачут лошадки» («рысью», «галопом»). 

  • «Мчатся олени» 


Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость

Игра «Живые картинки»


Цели: И маленькие, и большие дети любят эту игру, которая опирается на повседневный опыт и дает возможность участникам двигательно и эмоционально разрядиться и «повалять дурака». Вы можете ее проводить в любое время в качестве творческой паузы, при этом Вы научите детей невербальным способам общения.

Возраст: с 6 лет.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Сейчас я скажу вам, кем вы будете (к примеру – детьми, которые увлеченно наблюдают в цирке за артистами). Ничего, не говоря, вы должны показать, кто вы и что вы делаете. Вы можете двигаться и издавать различные звуки, но, пожалуйста, ничего не говорите при этом. Изображать звуки вы можете голосом, телом (когда вы, например, хлопаете в ладоши) или какими-нибудь предметами из класса. Заметьте при этом – надо сохранить в тайне то, что вы изображаете, чтобы другие дети сами догадались об этом. У вас есть пять минут, чтобы потихоньку посовещаться, друг с другом о том, как вы будете обыгрывать отведенные вам роли.

Потихоньку расскажите каждой группе их сценку:


  • Мама или папа будят тебя утром, а ты ужасно не выспался. 

  • Ты встречаешь подругу, и вы начинаете ссориться. 

  • Ты ругаешься с мамой (папой). 

  • Ты утешаешь своего грустного друга (свою подругу). 

  • Ты стоишь со своей подругой (другом) перед дверью помещения, в которое вам ни в коем случае нельзя заходить. 

  • Милиционер делает тебе предупреждение, потому что ты едешь по проезжей части улицы, а не по специальной велосипедной дорожке. 


Проследите за тем, чтобы пары смогли подготовиться, не мешая друг другу. Пройдитесь по классу и при необходимости помогите группам. Затем пары демонстрируют свои сценки. Иногда сцену бывает необходимо повторить, чтобы все дети могли понять замысел.

Если Вы повторяете эту игру, то воспользуйтесь сценками, которые охотно придумают сами дети. Позже могут быть разыграны сцены, требующие трех или более актеров

Игра «Необычный рассказ»


Цели: Если Ваши дети с удовольствием фантазируют и любят импровизацию, то эта игра им понравится. Дети должны доверять друг другу и не бояться показаться смешными, если им надо сказать или спеть что-то, сочиненное ими самими. Возможно, для этого необходимо предварительно подготовить их. Подготовка может быть такая: можно, например, дать детям два гласных и три согласных звука и предложить подумать, как из этих звуков можно составить множество слов разной длины. Потом дети могут начать составлять из придуманных ими самими слов предложения и читать их вслух.

Это по-настоящему творческая и увлекательная игра.

Возраст: : дошкольный, младший школьный.

Материалы: Для каждого ребенка понадобится маленькая карточка с описанием любой обыденной ситуации, например: «На твоем велосипеде появилась вмятина»; «У тебя болит ухо»; «Ты покупаешь себе пирожное»; «Тебе сделали прививку»; «Ты сидишь за домашним заданием»; «Ты смотришь футбольный матч» и т.д.

Инструкция: Я хочу предложить вам одну остроумную игру. Садитесь все вместе в круг, и пусть каждый возьмет из коробочки карточку. На карточках написаны разные ситуации, которые случаются в жизни. Прочтите, что написано на вашей карточке. Затем кто-то из вас выходит на середину и показывает нам, что написано на его карточке. Для этого можно делать разные движения, «говорить» ногами и руками, но нельзя пользоваться нашим нормальным языком. Можно и нужно использовать какие-нибудь придуманные слова, половину из них говорить, половину – петь. Другие должны угадать, что показывает этот ребенок. Как только ситуация будет разгадана верно, в круг выходит следующий и т.д.

Упражнение «Чувства и интонации»


Цели: Наши голоса несут собеседнику информацию о наших чувствах. Иногда мы можем узнать о других по звуку их голоса больше, чем по содержанию их речи. Голосом часто выражаются вещи, которые нельзя передать словами. Поэтому очень хорошо, если дети научатся слышать все, что передает собеседник, замечая все нюансы и оттенки чувств по изменению его голоса. Они смогут тогда лучше настраиваться на других и станут более чуткими. В этой игре детям предоставляется возможность попытаться выразить свои чувства с помощью интонации. В конце игры можно провести дискуссию о невербальных аспектах речи.

Возраст: с 10 лет.

Инструкция: Представьте себе, что весь класс перенесся на машине времени в другой мир, где разговаривают только длинными гласными, например: Аааааа, Ееееее, Ииииии... Люди, разговаривающие на этом языке, могут выражать все свои чувства только разным произнесением этих звуков.

Попробуйте показать, как люди этой страны говорят, что они счастливы? Скажите мне все радостное Аааа, радостные Еееее, Иииии, Ооооо, Ууууу...

Проследите при этом, чтобы дети действительно вкладывали чувства в произносимые звуки. Дайте детям выразить интонацией страх. Выразите так другие чувства: гнев, печаль, любовь, волнение, гордость, любопытство и др. Помогите детям обратить внимание, как изменяется их мимика и поза, их ощущения при выражении разных чувств.

Меняется ли ваша осанка, когда вы выражаете новое чувство? А выражение лица? Как вы дышите при разных эмоциях?

В завершение Вы можете сами произнести поочередно все гласные, демонстрируя оттенки разных чувств: радостное Ааааа, потом грустное Еееее...

Теперь сядьте по двое. Я хотела бы, чтобы вы поговорили друг с другом, используя только гласные звуки, но они должны выражать те чувства, которые вы сейчас испытываете. Обращайте внимание не только на голос, но и на позу и выражение лица вашего партнера. (3 минуты.) Давайте вместе обсудим то, что вы при этом переживали.

Упражнение «Котенок веселый – грустный»


Возраст: : дошкольный, младший школьный

Психолог, педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.

Упражнение «Изобрази людей»


Цель: развлечение, развитие экспрессии, воображения.

Ребятам предлагается изобразить походку человека:


  • хорошо пообедавшего, 

  • у которого жмут ботинки, 

  • неудачно пнувшего кирпич, 

  • с острым приступом радикулита, 

  • одного оставшегося ночью в лесу. 

Упражнение «Пантомима пословицы»


Возраст: : дошкольный, младший школьный.

Ребятам предлагают изобразить пантомимой пословицу:


  • «На чужой каравай рот не разевай», 

  • «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь», 

  • «Дареному коню зубы не смотрят», 

  • «Доброе слово и кошке приятно». 

Игра «Эстафета чувств»


Количество игроков: 10-25

Дополнительно: карточки с названиями чувств.

Игроки садятся в круг или шеренгу. Все участники, кроме первого, закрывают глаза. Первый (крайний в ряду) участник вытаскивает карточку с названием чувства (можно играть без карточек, в этом случае первый игрок сам придумывает, какое чувство он будет передавать). Он передает это чувство соседу, прикасаясь определенным образом (гладя, пожимая, щипая зависимости от чувства и его интерпретации) к руке соседа. Человек, «получивший» чувство, пытается осмыслить, что же он получил, а затем передать по-своему этот сигнал дальше. После этого он может открыть глаза. Когда последний участник получает тактильный сигнал, он открывает глаза и называет чувство, которое получил. Затем все игроки в обратном порядке сообщают, какое чувство они получили, и обсуждаются причины возникших искажений.

Примеры чувств: любовь, дружба, отвращение, пренебрежение, сочувствие, злость, страх, радость, восхищение, уважение, равнодушие.

После каждой передачи чувств желательно, чтобы игроки менялись местами.

Упражнение «Идет бычок, качается...»


Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения.

Ребятам предлагается прочитать стихотворение «Идет бычок, качается...» словно:


  • оправдываясь перед товарищем, 

  • обиделись на бабушку, 

  • хвастаетесь перед ребятами, 

  • рассердились на младшего брата, 

  • испугались собаки. 

Упражнение «Исполни песню по-разному»


Песню «Во поле березка стояла» исполняют:


  • хор Красной Армии, 

  • хор ветеранов труда, 

  • хор детского сада, 

  • казачий кубанский хор, 

  • хор духовной семинарии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации и упражнения на развитие интонационной выразительности речи"

Методические рекомендации и упражнения на развитие вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации....

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Дошкольный возраст оптимален для ...

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают пр...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ Игровые упражнения на развитие мимики и пантомимики!!!Игровые упражнения по развитию мимики«Съели кислый л...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИИгровые упражнения на развитие мимикии пантомимики!!!Игровые упражнения по развитию мимики&laq...

Картотека игр и игровых упражнений для развития интонационной выразительности речи.

Научить ребёнка говорить выразительно может только тот, кто сам владеет выразительной речью. Для педагога выразительная речь - это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитател...