Конспект занятия на тему: " Встреча с космическими жителями " в подготовительной группе ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Проводя работу с детьми с общим недоразвитием речи не добиться успеха без взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы. Только во взаимодействии педагогов можно успешно подготовить детей к успешному обучению в школе. Предлагаемое занятие предназначено детям подготовительной группы, где решаются задачи по речевому развитию и поисково-исследовательской деятельности, познавательной деятельности, объединенные одной темой «космос». Все дети любят мультфильмы, поэтому мы использовали мультипликационного героя Лунктика, который по ходу занятия общается с детьми. В конце занятия дети получают сюрприз от Лунтика - это фотография ребенка с Лунтиком, у детей был восторг от подарка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия 95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной организованной образовательной деятельности

на тему «Встреча с космическими жителями»

в подготовительной  группе (ОНР)

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в интегрированной образовательной деятельности.

Выполнили: Мусатова Татьяна Владимировна,  учитель-логопед  МБДОУ №59 г. Салавата;

Аралбаева Гульфия Хасановна,  воспитатель  МБДОУ №59 г. Салавата;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» городского округа город Салават Республики Башкортостан

     Аннотация:    Проводя работу с детьми с общим недоразвитием речи не добиться успеха без взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы. Только во взаимодействии педагогов можно успешно подготовить детей к успешному обучению в школе. Предлагаемое занятие предназначено детям подготовительной группы, где решаются задачи по речевому развитию и поисково-исследовательской деятельности, познавательной деятельности, объединенные одной темой «космос». Все дети любят мультфильмы, поэтому мы использовали мультипликационного героя Лунктика, который по ходу занятия общается с детьми. В конце занятия дети получают сюрприз от Лунтика - это фотография ребенка с Лунтиком, у детей был восторг от подарка.

Ключевые слова: космос, инопланетянин, планета, земля, луна, марс, венера, космический аппарат.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: учить детей правильной артикуляции звуков; учить звуковому анализу слов; учить навыку чтения слов; учить детей индивидуальному конструированию; строить по предложенным схемам; передавать особенности предметов средствами конструктора «Лего»; дать детям новые, уточнить и закрепить уже имеющиеся научные знания детей о космическом пространстве: при помощи опытов формировать умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно - развивающие: развивать фонематический слух с помощью логоритмики, фонематическое восприятие; пополнять словарный запас слов; формировать навык чтения; развивать мыслительные операции; способность сосредоточиться, память, логическое мышление.

 Коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность; инициативность; взаимопомощь. Доброжелательность друг к другу.

Оборудование: мультимедийная система; ширма; презентация; ракета; зеркала по количеству детей; кубики с буквами «К_О_С_М_О_С»; су – джок по количеству детей; для звукового анализа (синие, красные, зелёные символы звуков); для исследовательской деятельности (песок, стаканы, ложки), лупы на каждого ребенка, влажные салфетки, магниты, тарелочки для песка,  прозрачный стакан; конструктор «Лего»; фотографии для каждого ребёнка с Лунтиком.

Предварительная работа: изучение звуков; выполнение звукового и слогового анализа слов; обучение навыку чтения слов; конструирование на занятиях и в свободной деятельности; изучение свойств воды, воздуха; проведение опытов; рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах, создающие ракеты.

Словарная работа: иллюминатор, марс, инопланетянин.

Список используемой литературы: 

  1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «БАЛАСС», 2003.
  2. В. Н.Волчкова, Н. В. Степанова. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» -М., 2013.
  3. Марудова Е.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспереминтирование.- СПБ.: ООО «Издательство «Детство –Прес» ,2013.
  4. Развитие речи детей 5-7лет.3-е изд.,дополн.(Под редакцией О.С.Ушаковой.- М.: ТЦ Сфера,2014.г.

Звуковой ряд: Музыка Ю.Антонова «Земля в иллюминаторе».

I.Организационный момент.

Группа оформлена на космическую тему: на ламбрекенах и стенах звездочки, в углу группы ширма (за ширмой фотографии детей), перед ширмой макет ракеты, маленький столик с буквами( к-о-с-м-о-с), на магнитной доске картинки с созвездиями для проведения артикуляционной гимнастики, на столах зеркала, отдельно стоит стол для проведения опытов с песком.

Дети входят в группу и встают в круг с учителем-логопедом.

Логопед: Все мы встали по местам, никому не тесно.

По секрету скажу вам – будет интересно.

На занятии наши глазки смотрят – и всё видят.

Ушки внимательно слушают – и всё слышат.

Голова хорошо думает. (https://multiurok.ru/)

II.Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А куда узнаете, если правильно сложите слово из кубиков.

(Дети из кубиков выкладывают слово КОСМОС на столе).

Логопед: Предлагаю всем вместе прочитать слово, которое вы выложили.

Дети: Космос.

2. Отправка в космос.

Логопед: Молодцы! Правильно сложили слово. Нам пора отправляться в космос. Но для того, чтобы отправиться в космос, и стать космонавтом встанем в круг. (Е.Авдиенко).

Учитель-логопед читает стихотворение показывает движение, дети повторяют движения проговаривая слова.

Всё готово для полёта

Ждут ракеты всех ребят.

Поднимают руки вверх и соединяют над головой.

Мало времени до взлёта

Опускают руки.

Космонавты встали в ряд.

Руки по швам.

Поклонились вправо – влево,

Кланяются вправо, влево.

Поклонились до земли.

Кланяются вперёд.

Вот ракета и готова.

Прыжок вверх.

Логопед:   Космонавты размялись, теперь садимся в ракету, пристёгиваемся. Начинаем отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 .1…пуск.

( Дети  подходят к макету ракеты, за которой стоят стулья в ряд, занимают места.  Включается звук взлёта ракеты.)

3. Гимнастика для глаз.

Логопед: Вот мы с вами в космосе. Чего много в космосе?

(1 слайд – звёздное небо).

Дети: В космосе много звёзд.

Логопед: В космосе много звёзд и много интересного, чтобы лучше всё разглядеть сделаем гимнастику для глаз.

(У логопеда в руках звезда. Выполняет движения, а дети следят глазами за звездой: вверх, вниз, вправо, влево и т.д.).

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Наш полёт продолжается. Предлагаю вам пройти за космические столы для продолжения полета. ( Дети проходят за столы и садятся на стульчики). Мы пролетаем мимо созвездия «Улыбка», покажем упражнение перед зеркалом «Улыбочка».  Посмотрите, сейчас мы пролетаем мимо созвездий. 

Логопед: На что они похожи?

Дети: Они похожи на улыбочку, на трубочку, на качели, на лопаточку и на лошадку.

Логопед: Правильно, давайте выполним эти упражнения.

Выполняют артикуляционную гимнастику. На экране появляются изображения из звёзд: улыбочка, трубочка, лопаточка, качели, лошадка.

Учитель-логопед проверяет правильность выполнения упражнений.

5.Развитие мелкой моторики.

Логопед:  На пути у нас появились планеты. Сколько планет в нашей солнечной системе?

Дети:   В нашей солнечной системе 9 планет.

Логопед: Покажите, как планеты движутся вокруг солнца?

Дети выполняют круговые движения шариком Су – Джок по ладошке повторяя движения за учителем-логопедом.

Логопед: -А теперь откройте шарики и достаньте кольца.

(Далее дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су – Джок).

Раз – Меркурий,

Кольцо  надевают на большой палец левой руки и массируют его.

Два – Венера,

Кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его.

Три – Земля,

Кольцо  надевают на средний палец левой руки и массируют его.

Четыре – Марс,

Кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его.

Пять – Юпитер,

Кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его.

Шесть – Сатурн,

кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его

Семь – Уран,

Кольцо  надевают на указательный палец правой руки и массируют его.

За ним Нептун

Он восьмым идёт по счёту.

Кольцо  надевают на средний палец правой руки, и массирую его.

А за ним уже потом

И девятая планета под названием Плутон.

Кольцо надевают на безымянный палец правой руки и массируют его.

 (А.Хайт)

6.Звуковой анализ.

Звучит песня Ю. Антонова «Земля в иллюминаторе».

Воспитатель: И вот наша ракета оказалась в открытом космосе! Посмотрите в иллюминаторы. Что мы видим в космосе. Это наша планета – Земля.

(На экране 7 слайд вид из иллюминатора с изображение Земли).

Посмотрите, какой она формы.

Дети: Земля круглая.

Воспитатель: Наша планета очень большая, поэтому мы и не замечаем, что она похожа на шар.  (На экране 8 слайд – вид из космоса с изображением Земли). Но если подняться высоко над землёй, то из космоса мы увидим её такой, как на экране. Посмотрите, синие пятна на нашей планете – это вода: моря и океаны. Зелёные пятнышки – это леса и луга. Белые пятна – облака. Коричневые пятна – это горы. Какой красивый вид открывается из космоса.

Логопед: дети посмотрите, что мы сейчас видим? (9 слайд – Земля с луной).

Дети: Это Луна.

(10 слайд на экране появляется фото луны).

Логопед: Мы прилетели на луну. Предлагаю вам выйти в открытый космос. Одеваем скафандры. (Дети вместе с учителем-логопедом имитируют движения одевания скафандра. Дети за учителем-логопедом проходят к магнитной доске).

Логопед: А что вы знаете про Луну?

Данил:  Луна – это спутник Земли. Она вращается вокруг нашей планеты. В 4 раза меньше Земли. На Луне то невыносимо холодно, то очень – очень жарко.

Логопед: Кто же живет на луне? Нам нужно выполнить задание, тогда мы узнаем, кто здесь живёт.

 (Дети на мольберте выполняют звуковой анализ слова ЛУНА).

(11 слайд на экране Лунтик).

Логопед: Молодцы, вы всё сделали правильно. И кто здесь живёт?

Дети: На Луне живёт Лунтик.

Логопед: Лунтик предлагает вам сфотографироваться на память.

(Дети встают напротив экрана. Включается звук фотоаппарата. Затем дети с учителем-логопедом и воспитателем садятся в ракету).

7. Игра «Запомни и повтори».

Логопед:   Дети, а мы с вами отправляемся дальше. Давайте произнесём позывные, и мы узнаем, где мы оказались.

Ты-ды, ты-ды – я нашёл твои следы.

Ту-ду, ту-ду – я в скафандрике иду.

Ти-ди, ти-ди – друг скорее приходи.

Се – се, се-се – ну конечно на Марсе.

8. Исследовательская деятельность.

 Воспитатель:  Ракета совершила посадку на Марс. (12 слайд - фото Марса).

Воспитатель: Мы не просто сюда прилетели, а мы будем с вами исследователями на этой планете, предлагаю пройти в исследовательское помещение. (Детям надевают фартуки).

 (Звучит космическая музыка по выбору воспитателя и из-за ширмы выходит воспитатель в костюме инопланетянина).

Воспитатель: Дети, смотрите, Инопланетянин.

Инопланетянин: Здравствуйте, вы откуда прилетели?

Дети: Мы прилетели с Земли.

Инопланетянин: Я прилетел с Венеры, чтобы исследовать планету Марс.

(Инопланетянин рассказывает про Венеру. Приложение №2).

Инопланетянин:  А что вы знаете про планету Марс?

Ильназ:  Марс в 2 раза меньше Земли. Она красно – коричневого цвета. На ней очень холодно. На Марсе есть вода в виде льда.

Инопланетянин:  Я рад, что вы прилетели.  Дети  помогите мне исследовать образец грунта планеты Марс.

Воспитатель:  Хорошо, мы, конечно же, поможем тебе. (Воспитатель берет грунт с марса из рук Инопланетянина).

 Воспитатель: Мы приглашаем тебя вместе с нами пройти в нашу лабораторию.

(Воспитатель предлагает детям сесть за столы, где всё приготовлено для исследования (стаканчики, песок, смешанный со стружкой металла, стаканчики с водой, лупы, ложки тарелочки, магниты на каждого ребенка.) 

Опыт №1. Состав грунта марса.

Воспитатель: Дети будет исследовать грунт с планеты марс, мы не знаем,  из чего состоит грунт марса, поэтому руками грунт  не трогаем, а наблюдаем и исследуем. Для начала рассмотрим грунт, возьмите лупы и рассмотрим его.

-Из чего состоит грунт? (Рассматриваем грунт через лупу).

Дети: Из песчинок,  из крупинок, и неизвестные частицы.

Воспитатель: Грунт мы рассмотрели, а теперь проверим на сыпучесть, (Предлагаем детям с помощью разовой ложки с одного стакана переложить грунт в другой. Инопланетянин помогает воспитателю и детям).

Воспитатель: Если грунт пересыпается, значит, он какой?

Дети:  Сыпучий.

Воспитатель: Правильно, грунт сыпучий.

Опыт №2. Растворимость грунта.

Воспитатель:  Теперь проверим растворимость грунта в воде. (В стакан с водой воспитатель пересыпает грунт и  размешивает ложкой, и предлагает детям понаблюдать, как смесь  оседает на дно стакана). Воспитатель: Изменилась ли прозрачность воды? 

Дети:  Вода стала мутной.

Воспитатель: Исчезли ли песчинки? 

Дети:  Нет, они опустились на дно.

Вывод: Грунт-песок не растворился, и какие - то частички всплыли на поверхности воды.

 Опыт №3. Наличие металлических частичек в грунте.

Воспитатель:  Предлагаю магнитом проверить, что  это за частицы всплыли.

Для этого возьмите магниты и исследуем наш грунт.

(Дети берут магниты и проводят по грунту, наблюдают, как частички металла присоединяются к магниту).

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Частички прилипли к магниту, значит эти частички металлические, а мы знаем, что магнит притягивает железо.

Вывод: Мы узнали, что в грунте Марса содержится железо, поэтому планета марс красного цвета.

Инопланетянин: Спасибо дети, вы помогли мне исследовать  планету Марс.

9. Конструирование.

Инопланетян: Вы молодцы! А мне пора на свою планету Венера. Но я не могу вернуться на свою планету. При посадке на планету марс у меня развалился летательный аппарат.  Помогите мне его собрать? У меня еще сохранилась его фотография. (13 слайд – летательный аппарат).

Воспитатель: Дети посмотрите схему летательного аппарата, а теперь давайте начнем строительство.

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Молодцы,  наш летательный аппарат собран, вы настоящие конструкторы!  

Инопланетянин:   Спасибо! До свидания! Прилетайте ко мне на Венеру.

Воспитатель:  У нас дети еще осталась не разгаданная тайна. Перед вами лист бумаги, нам надо с помощью кисточек и красок узнать,  что же там нарисовано. Возьмите кисточки начинаем работать.

(Перед детьми лист ватмана, на нем воспитатель заранее восковым мелком изображено звездное небо).

Воспитатель:   Что же у нас получилось?  

Дети: Звездное небо.

Воспитатель: Мы проявили звездное небо, у каждого из вас получились звезды. Давайте каждый из вас придумает название своей звезде. (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, дети!

III. Итог занятия.

 Воспитатель: Дети, нам  пора возвращаться домой.

Садитесь в ракету, пристегнитесь и полетели…10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1   пуск…

 Логопед: Дети, мы вернулись на планету Земля. (14 слайд – Земля). Выходим. Снимаем скафандры. Какой воздух на нашей планете.

     Дыхательная гимнастика.

«Чистый носик». МП – ОС. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.

     (Звучит музыка «В мире животных).

Воспитатель: Мы жители Земли, значит, мы кто?

Дети: Мы – Земляне.

Воспитатель: Наша планета обитаема, живая. На ней есть всё необходимое для жизни растений, животных, людей. Давайте сохраним нашу планету для будущего поколения. А что мы можем для этого сделать?

Дети: Чтобы сохранить нашу планету, нужно убирать мусор за собой, высаживать деревья, чистить озёра, родники.

Воспитатель: Вы всё правильно сказали.

IV.Сюрпризный момент.

Логопед: Посмотрите, дети, здесь конверт. ( Достает из-за ширмы конверт). Это от Лунтика фотографии. ( В конверте фотографии детей и Лунтика).

Приложение № 1

Артикуляционная гимнастика.

1.«Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

4.«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

5. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

https://infourok.ru/

Приложение №2.

      Венера занимает вторую позицию от Солнца в Солнечной системе.  Назвали  ее в честь римской богини красоты и любви. Это единственная планета, получившая название в честь женщины. Возможно, так произошло, потому что богиня отличалась неземной красотой, а Венера тогда была одной из пяти известных планет и сияла ярче всех.

Венеру и Землю часто принимают за близнецов. Все дело в схожести масс, размеров, состава, плотности и гравитации. Но на этом сходство заканчивается.

Это самая горячая планета во всей системе. Венера - это вторая по удаленности от Солнца планета.  Плотная  атмосфера не позволяет теплу выделяться в космос. Это напоминает парниковый эффект, который угрожает нашей планете. Именно поэтому зонды, которым удалось приземлиться, смогли просуществовать там всего несколько часов. Поверхность невероятно засушливая. В процессе развития солнечные ультрафиолетовые лучи стремительно испаряли воду, сохранив ее в виде пара. Сегодня на поверхности не найти жидкой воды, потому что температура довела бы ее до кипения.   2/3 поверхности представляют собою равнины, наполненные тысячами вулканов. Причем некоторые до сих пор активны. Их величина достигает 0.8-240 км, а лавовые потоки создают каналы длиною в 5000 км. Это намного длиннее, чем на других планетах.

На один оборот вокруг оси у нее тратится 243 земных дня. Сейчас это самая медленная планета, металлическое ядро которой не может воспроизводить магнитное поле, как у Земли. (http://v-kosmose.com/kosmos-dlya-detei/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме – Школа. Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе.

Конспект занятия  по теме – Школа.   Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе....

КОНСПЕКТ комплексного занятия на тему «Встреча с Осенью» для детей средней группы

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативно...

Конспект занятия на тему:"Встречаем гостей" в первой младшей группе.

Развивать умение формировать группы однородных предметов....

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж

Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ВСТРЕЧА С ИНСПЕКТОРОМ ГИБДД»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения – правилах безопасного поведения на улице, правилах для пешеходов и пассажиров. В игровой форме выяснить знания детей о доро...

Конспект занятия на тему Встречаем зиму

Конспект занятия на тему Встречаем зиму...

Конспект занятия экология. Тема: Встречаем перелетных птиц

Конспект занятияпо окружающему мируТема: Встречаем перелетных птицПодготовительная группа...