Конспект занятия на тему: " Встреча с космическими жителями " в подготовительной группе ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Проводя работу с детьми с общим недоразвитием речи не добиться успеха без взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы. Только во взаимодействии педагогов можно успешно подготовить детей к успешному обучению в школе. Предлагаемое занятие предназначено детям подготовительной группы, где решаются задачи по речевому развитию и поисково-исследовательской деятельности, познавательной деятельности, объединенные одной темой «космос». Все дети любят мультфильмы, поэтому мы использовали мультипликационного героя Лунктика, который по ходу занятия общается с детьми. В конце занятия дети получают сюрприз от Лунтика - это фотография ребенка с Лунтиком, у детей был восторг от подарка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированной организованной образовательной деятельности
на тему «Встреча с космическими жителями»
в подготовительной группе (ОНР)
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в интегрированной образовательной деятельности.
Выполнили: Мусатова Татьяна Владимировна, учитель-логопед МБДОУ №59 г. Салавата;
Аралбаева Гульфия Хасановна, воспитатель МБДОУ №59 г. Салавата;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Аннотация: Проводя работу с детьми с общим недоразвитием речи не добиться успеха без взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы. Только во взаимодействии педагогов можно успешно подготовить детей к успешному обучению в школе. Предлагаемое занятие предназначено детям подготовительной группы, где решаются задачи по речевому развитию и поисково-исследовательской деятельности, познавательной деятельности, объединенные одной темой «космос». Все дети любят мультфильмы, поэтому мы использовали мультипликационного героя Лунктика, который по ходу занятия общается с детьми. В конце занятия дети получают сюрприз от Лунтика - это фотография ребенка с Лунтиком, у детей был восторг от подарка.
Ключевые слова: космос, инопланетянин, планета, земля, луна, марс, венера, космический аппарат.
Задачи:
Коррекционно - образовательные: учить детей правильной артикуляции звуков; учить звуковому анализу слов; учить навыку чтения слов; учить детей индивидуальному конструированию; строить по предложенным схемам; передавать особенности предметов средствами конструктора «Лего»; дать детям новые, уточнить и закрепить уже имеющиеся научные знания детей о космическом пространстве: при помощи опытов формировать умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.
Коррекционно - развивающие: развивать фонематический слух с помощью логоритмики, фонематическое восприятие; пополнять словарный запас слов; формировать навык чтения; развивать мыслительные операции; способность сосредоточиться, память, логическое мышление.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность; инициативность; взаимопомощь. Доброжелательность друг к другу.
Оборудование: мультимедийная система; ширма; презентация; ракета; зеркала по количеству детей; кубики с буквами «К_О_С_М_О_С»; су – джок по количеству детей; для звукового анализа (синие, красные, зелёные символы звуков); для исследовательской деятельности (песок, стаканы, ложки), лупы на каждого ребенка, влажные салфетки, магниты, тарелочки для песка, прозрачный стакан; конструктор «Лего»; фотографии для каждого ребёнка с Лунтиком.
Предварительная работа: изучение звуков; выполнение звукового и слогового анализа слов; обучение навыку чтения слов; конструирование на занятиях и в свободной деятельности; изучение свойств воды, воздуха; проведение опытов; рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах, создающие ракеты.
Словарная работа: иллюминатор, марс, инопланетянин.
Список используемой литературы:
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «БАЛАСС», 2003.
- В. Н.Волчкова, Н. В. Степанова. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» -М., 2013.
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспереминтирование.- СПБ.: ООО «Издательство «Детство –Прес» ,2013.
- Развитие речи детей 5-7лет.3-е изд.,дополн.(Под редакцией О.С.Ушаковой.- М.: ТЦ Сфера,2014.г.
Звуковой ряд: Музыка Ю.Антонова «Земля в иллюминаторе».
I.Организационный момент.
Группа оформлена на космическую тему: на ламбрекенах и стенах звездочки, в углу группы ширма (за ширмой фотографии детей), перед ширмой макет ракеты, маленький столик с буквами( к-о-с-м-о-с), на магнитной доске картинки с созвездиями для проведения артикуляционной гимнастики, на столах зеркала, отдельно стоит стол для проведения опытов с песком.
Дети входят в группу и встают в круг с учителем-логопедом.
Логопед: Все мы встали по местам, никому не тесно.
По секрету скажу вам – будет интересно.
На занятии наши глазки смотрят – и всё видят.
Ушки внимательно слушают – и всё слышат.
Голова хорошо думает. (https://multiurok.ru/)
II.Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
Логопед: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А куда узнаете, если правильно сложите слово из кубиков.
(Дети из кубиков выкладывают слово КОСМОС на столе).
Логопед: Предлагаю всем вместе прочитать слово, которое вы выложили.
Дети: Космос.
2. Отправка в космос.
Логопед: Молодцы! Правильно сложили слово. Нам пора отправляться в космос. Но для того, чтобы отправиться в космос, и стать космонавтом встанем в круг. (Е.Авдиенко).
Учитель-логопед читает стихотворение показывает движение, дети повторяют движения проговаривая слова.
Всё готово для полёта Ждут ракеты всех ребят. | Поднимают руки вверх и соединяют над головой. |
Мало времени до взлёта | Опускают руки. |
Космонавты встали в ряд. | Руки по швам. |
Поклонились вправо – влево, | Кланяются вправо, влево. |
Поклонились до земли. | Кланяются вперёд. |
Вот ракета и готова. | Прыжок вверх. |
Логопед: Космонавты размялись, теперь садимся в ракету, пристёгиваемся. Начинаем отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 .1…пуск.
( Дети подходят к макету ракеты, за которой стоят стулья в ряд, занимают места. Включается звук взлёта ракеты.)
3. Гимнастика для глаз.
Логопед: Вот мы с вами в космосе. Чего много в космосе?
(1 слайд – звёздное небо).
Дети: В космосе много звёзд.
Логопед: В космосе много звёзд и много интересного, чтобы лучше всё разглядеть сделаем гимнастику для глаз.
(У логопеда в руках звезда. Выполняет движения, а дети следят глазами за звездой: вверх, вниз, вправо, влево и т.д.).
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Наш полёт продолжается. Предлагаю вам пройти за космические столы для продолжения полета. ( Дети проходят за столы и садятся на стульчики). Мы пролетаем мимо созвездия «Улыбка», покажем упражнение перед зеркалом «Улыбочка». Посмотрите, сейчас мы пролетаем мимо созвездий.
Логопед: На что они похожи?
Дети: Они похожи на улыбочку, на трубочку, на качели, на лопаточку и на лошадку.
Логопед: Правильно, давайте выполним эти упражнения.
Выполняют артикуляционную гимнастику. На экране появляются изображения из звёзд: улыбочка, трубочка, лопаточка, качели, лошадка.
Учитель-логопед проверяет правильность выполнения упражнений.
5.Развитие мелкой моторики.
Логопед: На пути у нас появились планеты. Сколько планет в нашей солнечной системе?
Дети: В нашей солнечной системе 9 планет.
Логопед: Покажите, как планеты движутся вокруг солнца?
Дети выполняют круговые движения шариком Су – Джок по ладошке повторяя движения за учителем-логопедом.
Логопед: -А теперь откройте шарики и достаньте кольца.
(Далее дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су – Джок).
Раз – Меркурий, | Кольцо надевают на большой палец левой руки и массируют его. |
Два – Венера, | Кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его. |
Три – Земля, | Кольцо надевают на средний палец левой руки и массируют его. |
Четыре – Марс, | Кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его. |
Пять – Юпитер, | Кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его. |
Шесть – Сатурн, | кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его |
Семь – Уран, | Кольцо надевают на указательный палец правой руки и массируют его. |
За ним Нептун Он восьмым идёт по счёту. | Кольцо надевают на средний палец правой руки, и массирую его. |
А за ним уже потом И девятая планета под названием Плутон. | Кольцо надевают на безымянный палец правой руки и массируют его. |
(А.Хайт)
6.Звуковой анализ.
Звучит песня Ю. Антонова «Земля в иллюминаторе».
Воспитатель: И вот наша ракета оказалась в открытом космосе! Посмотрите в иллюминаторы. Что мы видим в космосе. Это наша планета – Земля.
(На экране 7 слайд вид из иллюминатора с изображение Земли).
Посмотрите, какой она формы.
Дети: Земля круглая.
Воспитатель: Наша планета очень большая, поэтому мы и не замечаем, что она похожа на шар. (На экране 8 слайд – вид из космоса с изображением Земли). Но если подняться высоко над землёй, то из космоса мы увидим её такой, как на экране. Посмотрите, синие пятна на нашей планете – это вода: моря и океаны. Зелёные пятнышки – это леса и луга. Белые пятна – облака. Коричневые пятна – это горы. Какой красивый вид открывается из космоса.
Логопед: дети посмотрите, что мы сейчас видим? (9 слайд – Земля с луной).
Дети: Это Луна.
(10 слайд на экране появляется фото луны).
Логопед: Мы прилетели на луну. Предлагаю вам выйти в открытый космос. Одеваем скафандры. (Дети вместе с учителем-логопедом имитируют движения одевания скафандра. Дети за учителем-логопедом проходят к магнитной доске).
Логопед: А что вы знаете про Луну?
Данил: Луна – это спутник Земли. Она вращается вокруг нашей планеты. В 4 раза меньше Земли. На Луне то невыносимо холодно, то очень – очень жарко.
Логопед: Кто же живет на луне? Нам нужно выполнить задание, тогда мы узнаем, кто здесь живёт.
(Дети на мольберте выполняют звуковой анализ слова ЛУНА).
(11 слайд на экране Лунтик).
Логопед: Молодцы, вы всё сделали правильно. И кто здесь живёт?
Дети: На Луне живёт Лунтик.
Логопед: Лунтик предлагает вам сфотографироваться на память.
(Дети встают напротив экрана. Включается звук фотоаппарата. Затем дети с учителем-логопедом и воспитателем садятся в ракету).
7. Игра «Запомни и повтори».
Логопед: Дети, а мы с вами отправляемся дальше. Давайте произнесём позывные, и мы узнаем, где мы оказались.
Ты-ды, ты-ды – я нашёл твои следы.
Ту-ду, ту-ду – я в скафандрике иду.
Ти-ди, ти-ди – друг скорее приходи.
Се – се, се-се – ну конечно на Марсе.
8. Исследовательская деятельность.
Воспитатель: Ракета совершила посадку на Марс. (12 слайд - фото Марса).
Воспитатель: Мы не просто сюда прилетели, а мы будем с вами исследователями на этой планете, предлагаю пройти в исследовательское помещение. (Детям надевают фартуки).
(Звучит космическая музыка по выбору воспитателя и из-за ширмы выходит воспитатель в костюме инопланетянина).
Воспитатель: Дети, смотрите, Инопланетянин.
Инопланетянин: Здравствуйте, вы откуда прилетели?
Дети: Мы прилетели с Земли.
Инопланетянин: Я прилетел с Венеры, чтобы исследовать планету Марс.
(Инопланетянин рассказывает про Венеру. Приложение №2).
Инопланетянин: А что вы знаете про планету Марс?
Ильназ: Марс в 2 раза меньше Земли. Она красно – коричневого цвета. На ней очень холодно. На Марсе есть вода в виде льда.
Инопланетянин: Я рад, что вы прилетели. Дети помогите мне исследовать образец грунта планеты Марс.
Воспитатель: Хорошо, мы, конечно же, поможем тебе. (Воспитатель берет грунт с марса из рук Инопланетянина).
Воспитатель: Мы приглашаем тебя вместе с нами пройти в нашу лабораторию.
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы, где всё приготовлено для исследования (стаканчики, песок, смешанный со стружкой металла, стаканчики с водой, лупы, ложки тарелочки, магниты на каждого ребенка.)
Опыт №1. Состав грунта марса.
Воспитатель: Дети будет исследовать грунт с планеты марс, мы не знаем, из чего состоит грунт марса, поэтому руками грунт не трогаем, а наблюдаем и исследуем. Для начала рассмотрим грунт, возьмите лупы и рассмотрим его.
-Из чего состоит грунт? (Рассматриваем грунт через лупу).
Дети: Из песчинок, из крупинок, и неизвестные частицы.
Воспитатель: Грунт мы рассмотрели, а теперь проверим на сыпучесть, (Предлагаем детям с помощью разовой ложки с одного стакана переложить грунт в другой. Инопланетянин помогает воспитателю и детям).
Воспитатель: Если грунт пересыпается, значит, он какой?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: Правильно, грунт сыпучий.
Опыт №2. Растворимость грунта.
Воспитатель: Теперь проверим растворимость грунта в воде. (В стакан с водой воспитатель пересыпает грунт и размешивает ложкой, и предлагает детям понаблюдать, как смесь оседает на дно стакана). Воспитатель: Изменилась ли прозрачность воды?
Дети: Вода стала мутной.
Воспитатель: Исчезли ли песчинки?
Дети: Нет, они опустились на дно.
Вывод: Грунт-песок не растворился, и какие - то частички всплыли на поверхности воды.
Опыт №3. Наличие металлических частичек в грунте.
Воспитатель: Предлагаю магнитом проверить, что это за частицы всплыли.
Для этого возьмите магниты и исследуем наш грунт.
(Дети берут магниты и проводят по грунту, наблюдают, как частички металла присоединяются к магниту).
Воспитатель: Что произошло?
Дети: Частички прилипли к магниту, значит эти частички металлические, а мы знаем, что магнит притягивает железо.
Вывод: Мы узнали, что в грунте Марса содержится железо, поэтому планета марс красного цвета.
Инопланетянин: Спасибо дети, вы помогли мне исследовать планету Марс.
9. Конструирование.
Инопланетян: Вы молодцы! А мне пора на свою планету Венера. Но я не могу вернуться на свою планету. При посадке на планету марс у меня развалился летательный аппарат. Помогите мне его собрать? У меня еще сохранилась его фотография. (13 слайд – летательный аппарат).
Воспитатель: Дети посмотрите схему летательного аппарата, а теперь давайте начнем строительство.
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Молодцы, наш летательный аппарат собран, вы настоящие конструкторы!
Инопланетянин: Спасибо! До свидания! Прилетайте ко мне на Венеру.
Воспитатель: У нас дети еще осталась не разгаданная тайна. Перед вами лист бумаги, нам надо с помощью кисточек и красок узнать, что же там нарисовано. Возьмите кисточки начинаем работать.
(Перед детьми лист ватмана, на нем воспитатель заранее восковым мелком изображено звездное небо).
Воспитатель: Что же у нас получилось?
Дети: Звездное небо.
Воспитатель: Мы проявили звездное небо, у каждого из вас получились звезды. Давайте каждый из вас придумает название своей звезде. (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, дети!
III. Итог занятия.
Воспитатель: Дети, нам пора возвращаться домой.
Садитесь в ракету, пристегнитесь и полетели…10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск…
Логопед: Дети, мы вернулись на планету Земля. (14 слайд – Земля). Выходим. Снимаем скафандры. Какой воздух на нашей планете.
Дыхательная гимнастика.
«Чистый носик». МП – ОС. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.
(Звучит музыка «В мире животных).
Воспитатель: Мы жители Земли, значит, мы кто?
Дети: Мы – Земляне.
Воспитатель: Наша планета обитаема, живая. На ней есть всё необходимое для жизни растений, животных, людей. Давайте сохраним нашу планету для будущего поколения. А что мы можем для этого сделать?
Дети: Чтобы сохранить нашу планету, нужно убирать мусор за собой, высаживать деревья, чистить озёра, родники.
Воспитатель: Вы всё правильно сказали.
IV.Сюрпризный момент.
Логопед: Посмотрите, дети, здесь конверт. ( Достает из-за ширмы конверт). Это от Лунтика фотографии. ( В конверте фотографии детей и Лунтика).
Приложение № 1
Артикуляционная гимнастика.
1.«Улыбка»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Трубочка»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3. «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
4.«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
5. «Качели»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
https://infourok.ru/
Приложение №2.
Венера занимает вторую позицию от Солнца в Солнечной системе. Назвали ее в честь римской богини красоты и любви. Это единственная планета, получившая название в честь женщины. Возможно, так произошло, потому что богиня отличалась неземной красотой, а Венера тогда была одной из пяти известных планет и сияла ярче всех.
Венеру и Землю часто принимают за близнецов. Все дело в схожести масс, размеров, состава, плотности и гравитации. Но на этом сходство заканчивается.
Это самая горячая планета во всей системе. Венера - это вторая по удаленности от Солнца планета. Плотная атмосфера не позволяет теплу выделяться в космос. Это напоминает парниковый эффект, который угрожает нашей планете. Именно поэтому зонды, которым удалось приземлиться, смогли просуществовать там всего несколько часов. Поверхность невероятно засушливая. В процессе развития солнечные ультрафиолетовые лучи стремительно испаряли воду, сохранив ее в виде пара. Сегодня на поверхности не найти жидкой воды, потому что температура довела бы ее до кипения. 2/3 поверхности представляют собою равнины, наполненные тысячами вулканов. Причем некоторые до сих пор активны. Их величина достигает 0.8-240 км, а лавовые потоки создают каналы длиною в 5000 км. Это намного длиннее, чем на других планетах.
На один оборот вокруг оси у нее тратится 243 земных дня. Сейчас это самая медленная планета, металлическое ядро которой не может воспроизводить магнитное поле, как у Земли. (http://v-kosmose.com/kosmos-dlya-detei/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме – Школа. Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе.
Конспект занятия по теме – Школа. Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе....

КОНСПЕКТ комплексного занятия на тему «Встреча с Осенью» для детей средней группы
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативно...

Конспект занятия на тему:"Встречаем гостей" в первой младшей группе.
Развивать умение формировать группы однородных предметов....
Конспект занятия на тему «Встреча с зайкой» в первой младшей группе
Цель: Развитие коммуникативных навыков общения и эмоциональной сферы в период адаптации. Задачи: Воспитательные:Продолжать воспитывать навыки вежливого обращения (здороваться, прощать...

Конспект занятия по проектной деятельности «Большое космическое путешествие» в подготовительной группе
Цель: создание условий для расширения представлений детей о космосеЗадачи:• Углублять знания детей о Солнечной системе, космических объектах, символике созвездий.• Формировать представления ...
Конспект занятия на тему: «Полезные и вредные продукты» для подготовительной группы
Аннотация:Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста направлен на формирование начальных знаний о здоровом питании и его роли в сохранении и укреплении здоровья. В ходе занятия дети узна...
Конспект занятия по теме: «Есть такая профессия – Родину защищать» подготовительная группа
Конспект занятия по теме: «Есть такая профессия – Родину защищать» подготовительная группа...