Конспект занятия на тему: " Встреча с космическими жителями " в подготовительной группе ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Проводя работу с детьми с общим недоразвитием речи не добиться успеха без взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы. Только во взаимодействии педагогов можно успешно подготовить детей к успешному обучению в школе. Предлагаемое занятие предназначено детям подготовительной группы, где решаются задачи по речевому развитию и поисково-исследовательской деятельности, познавательной деятельности, объединенные одной темой «космос». Все дети любят мультфильмы, поэтому мы использовали мультипликационного героя Лунктика, который по ходу занятия общается с детьми. В конце занятия дети получают сюрприз от Лунтика - это фотография ребенка с Лунтиком, у детей был восторг от подарка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия 95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной организованной образовательной деятельности

на тему «Встреча с космическими жителями»

в подготовительной  группе (ОНР)

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в интегрированной образовательной деятельности.

Выполнили: Мусатова Татьяна Владимировна,  учитель-логопед  МБДОУ №59 г. Салавата;

Аралбаева Гульфия Хасановна,  воспитатель  МБДОУ №59 г. Салавата;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59» городского округа город Салават Республики Башкортостан

     Аннотация:    Проводя работу с детьми с общим недоразвитием речи не добиться успеха без взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы. Только во взаимодействии педагогов можно успешно подготовить детей к успешному обучению в школе. Предлагаемое занятие предназначено детям подготовительной группы, где решаются задачи по речевому развитию и поисково-исследовательской деятельности, познавательной деятельности, объединенные одной темой «космос». Все дети любят мультфильмы, поэтому мы использовали мультипликационного героя Лунктика, который по ходу занятия общается с детьми. В конце занятия дети получают сюрприз от Лунтика - это фотография ребенка с Лунтиком, у детей был восторг от подарка.

Ключевые слова: космос, инопланетянин, планета, земля, луна, марс, венера, космический аппарат.

Задачи:

Коррекционно - образовательные: учить детей правильной артикуляции звуков; учить звуковому анализу слов; учить навыку чтения слов; учить детей индивидуальному конструированию; строить по предложенным схемам; передавать особенности предметов средствами конструктора «Лего»; дать детям новые, уточнить и закрепить уже имеющиеся научные знания детей о космическом пространстве: при помощи опытов формировать умения сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно - развивающие: развивать фонематический слух с помощью логоритмики, фонематическое восприятие; пополнять словарный запас слов; формировать навык чтения; развивать мыслительные операции; способность сосредоточиться, память, логическое мышление.

 Коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; самостоятельность; инициативность; взаимопомощь. Доброжелательность друг к другу.

Оборудование: мультимедийная система; ширма; презентация; ракета; зеркала по количеству детей; кубики с буквами «К_О_С_М_О_С»; су – джок по количеству детей; для звукового анализа (синие, красные, зелёные символы звуков); для исследовательской деятельности (песок, стаканы, ложки), лупы на каждого ребенка, влажные салфетки, магниты, тарелочки для песка,  прозрачный стакан; конструктор «Лего»; фотографии для каждого ребёнка с Лунтиком.

Предварительная работа: изучение звуков; выполнение звукового и слогового анализа слов; обучение навыку чтения слов; конструирование на занятиях и в свободной деятельности; изучение свойств воды, воздуха; проведение опытов; рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов и инженерах, создающие ракеты.

Словарная работа: иллюминатор, марс, инопланетянин.

Список используемой литературы: 

  1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «БАЛАСС», 2003.
  2. В. Н.Волчкова, Н. В. Степанова. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» -М., 2013.
  3. Марудова Е.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспереминтирование.- СПБ.: ООО «Издательство «Детство –Прес» ,2013.
  4. Развитие речи детей 5-7лет.3-е изд.,дополн.(Под редакцией О.С.Ушаковой.- М.: ТЦ Сфера,2014.г.

Звуковой ряд: Музыка Ю.Антонова «Земля в иллюминаторе».

I.Организационный момент.

Группа оформлена на космическую тему: на ламбрекенах и стенах звездочки, в углу группы ширма (за ширмой фотографии детей), перед ширмой макет ракеты, маленький столик с буквами( к-о-с-м-о-с), на магнитной доске картинки с созвездиями для проведения артикуляционной гимнастики, на столах зеркала, отдельно стоит стол для проведения опытов с песком.

Дети входят в группу и встают в круг с учителем-логопедом.

Логопед: Все мы встали по местам, никому не тесно.

По секрету скажу вам – будет интересно.

На занятии наши глазки смотрят – и всё видят.

Ушки внимательно слушают – и всё слышат.

Голова хорошо думает. (https://multiurok.ru/)

II.Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А куда узнаете, если правильно сложите слово из кубиков.

(Дети из кубиков выкладывают слово КОСМОС на столе).

Логопед: Предлагаю всем вместе прочитать слово, которое вы выложили.

Дети: Космос.

2. Отправка в космос.

Логопед: Молодцы! Правильно сложили слово. Нам пора отправляться в космос. Но для того, чтобы отправиться в космос, и стать космонавтом встанем в круг. (Е.Авдиенко).

Учитель-логопед читает стихотворение показывает движение, дети повторяют движения проговаривая слова.

Всё готово для полёта

Ждут ракеты всех ребят.

Поднимают руки вверх и соединяют над головой.

Мало времени до взлёта

Опускают руки.

Космонавты встали в ряд.

Руки по швам.

Поклонились вправо – влево,

Кланяются вправо, влево.

Поклонились до земли.

Кланяются вперёд.

Вот ракета и готова.

Прыжок вверх.

Логопед:   Космонавты размялись, теперь садимся в ракету, пристёгиваемся. Начинаем отсчёт 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 .1…пуск.

( Дети  подходят к макету ракеты, за которой стоят стулья в ряд, занимают места.  Включается звук взлёта ракеты.)

3. Гимнастика для глаз.

Логопед: Вот мы с вами в космосе. Чего много в космосе?

(1 слайд – звёздное небо).

Дети: В космосе много звёзд.

Логопед: В космосе много звёзд и много интересного, чтобы лучше всё разглядеть сделаем гимнастику для глаз.

(У логопеда в руках звезда. Выполняет движения, а дети следят глазами за звездой: вверх, вниз, вправо, влево и т.д.).

4. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Наш полёт продолжается. Предлагаю вам пройти за космические столы для продолжения полета. ( Дети проходят за столы и садятся на стульчики). Мы пролетаем мимо созвездия «Улыбка», покажем упражнение перед зеркалом «Улыбочка».  Посмотрите, сейчас мы пролетаем мимо созвездий. 

Логопед: На что они похожи?

Дети: Они похожи на улыбочку, на трубочку, на качели, на лопаточку и на лошадку.

Логопед: Правильно, давайте выполним эти упражнения.

Выполняют артикуляционную гимнастику. На экране появляются изображения из звёзд: улыбочка, трубочка, лопаточка, качели, лошадка.

Учитель-логопед проверяет правильность выполнения упражнений.

5.Развитие мелкой моторики.

Логопед:  На пути у нас появились планеты. Сколько планет в нашей солнечной системе?

Дети:   В нашей солнечной системе 9 планет.

Логопед: Покажите, как планеты движутся вокруг солнца?

Дети выполняют круговые движения шариком Су – Джок по ладошке повторяя движения за учителем-логопедом.

Логопед: -А теперь откройте шарики и достаньте кольца.

(Далее дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику с использованием кольца Су – Джок).

Раз – Меркурий,

Кольцо  надевают на большой палец левой руки и массируют его.

Два – Венера,

Кольцо надевают на указательный палец левой руки и массируют его.

Три – Земля,

Кольцо  надевают на средний палец левой руки и массируют его.

Четыре – Марс,

Кольцо надевают на безымянный палец левой руки и массируют его.

Пять – Юпитер,

Кольцо надевают на мизинец левой руки и массируют его.

Шесть – Сатурн,

кольцо надевают на большой палец правой руки и массируют его

Семь – Уран,

Кольцо  надевают на указательный палец правой руки и массируют его.

За ним Нептун

Он восьмым идёт по счёту.

Кольцо  надевают на средний палец правой руки, и массирую его.

А за ним уже потом

И девятая планета под названием Плутон.

Кольцо надевают на безымянный палец правой руки и массируют его.

 (А.Хайт)

6.Звуковой анализ.

Звучит песня Ю. Антонова «Земля в иллюминаторе».

Воспитатель: И вот наша ракета оказалась в открытом космосе! Посмотрите в иллюминаторы. Что мы видим в космосе. Это наша планета – Земля.

(На экране 7 слайд вид из иллюминатора с изображение Земли).

Посмотрите, какой она формы.

Дети: Земля круглая.

Воспитатель: Наша планета очень большая, поэтому мы и не замечаем, что она похожа на шар.  (На экране 8 слайд – вид из космоса с изображением Земли). Но если подняться высоко над землёй, то из космоса мы увидим её такой, как на экране. Посмотрите, синие пятна на нашей планете – это вода: моря и океаны. Зелёные пятнышки – это леса и луга. Белые пятна – облака. Коричневые пятна – это горы. Какой красивый вид открывается из космоса.

Логопед: дети посмотрите, что мы сейчас видим? (9 слайд – Земля с луной).

Дети: Это Луна.

(10 слайд на экране появляется фото луны).

Логопед: Мы прилетели на луну. Предлагаю вам выйти в открытый космос. Одеваем скафандры. (Дети вместе с учителем-логопедом имитируют движения одевания скафандра. Дети за учителем-логопедом проходят к магнитной доске).

Логопед: А что вы знаете про Луну?

Данил:  Луна – это спутник Земли. Она вращается вокруг нашей планеты. В 4 раза меньше Земли. На Луне то невыносимо холодно, то очень – очень жарко.

Логопед: Кто же живет на луне? Нам нужно выполнить задание, тогда мы узнаем, кто здесь живёт.

 (Дети на мольберте выполняют звуковой анализ слова ЛУНА).

(11 слайд на экране Лунтик).

Логопед: Молодцы, вы всё сделали правильно. И кто здесь живёт?

Дети: На Луне живёт Лунтик.

Логопед: Лунтик предлагает вам сфотографироваться на память.

(Дети встают напротив экрана. Включается звук фотоаппарата. Затем дети с учителем-логопедом и воспитателем садятся в ракету).

7. Игра «Запомни и повтори».

Логопед:   Дети, а мы с вами отправляемся дальше. Давайте произнесём позывные, и мы узнаем, где мы оказались.

Ты-ды, ты-ды – я нашёл твои следы.

Ту-ду, ту-ду – я в скафандрике иду.

Ти-ди, ти-ди – друг скорее приходи.

Се – се, се-се – ну конечно на Марсе.

8. Исследовательская деятельность.

 Воспитатель:  Ракета совершила посадку на Марс. (12 слайд - фото Марса).

Воспитатель: Мы не просто сюда прилетели, а мы будем с вами исследователями на этой планете, предлагаю пройти в исследовательское помещение. (Детям надевают фартуки).

 (Звучит космическая музыка по выбору воспитателя и из-за ширмы выходит воспитатель в костюме инопланетянина).

Воспитатель: Дети, смотрите, Инопланетянин.

Инопланетянин: Здравствуйте, вы откуда прилетели?

Дети: Мы прилетели с Земли.

Инопланетянин: Я прилетел с Венеры, чтобы исследовать планету Марс.

(Инопланетянин рассказывает про Венеру. Приложение №2).

Инопланетянин:  А что вы знаете про планету Марс?

Ильназ:  Марс в 2 раза меньше Земли. Она красно – коричневого цвета. На ней очень холодно. На Марсе есть вода в виде льда.

Инопланетянин:  Я рад, что вы прилетели.  Дети  помогите мне исследовать образец грунта планеты Марс.

Воспитатель:  Хорошо, мы, конечно же, поможем тебе. (Воспитатель берет грунт с марса из рук Инопланетянина).

 Воспитатель: Мы приглашаем тебя вместе с нами пройти в нашу лабораторию.

(Воспитатель предлагает детям сесть за столы, где всё приготовлено для исследования (стаканчики, песок, смешанный со стружкой металла, стаканчики с водой, лупы, ложки тарелочки, магниты на каждого ребенка.) 

Опыт №1. Состав грунта марса.

Воспитатель: Дети будет исследовать грунт с планеты марс, мы не знаем,  из чего состоит грунт марса, поэтому руками грунт  не трогаем, а наблюдаем и исследуем. Для начала рассмотрим грунт, возьмите лупы и рассмотрим его.

-Из чего состоит грунт? (Рассматриваем грунт через лупу).

Дети: Из песчинок,  из крупинок, и неизвестные частицы.

Воспитатель: Грунт мы рассмотрели, а теперь проверим на сыпучесть, (Предлагаем детям с помощью разовой ложки с одного стакана переложить грунт в другой. Инопланетянин помогает воспитателю и детям).

Воспитатель: Если грунт пересыпается, значит, он какой?

Дети:  Сыпучий.

Воспитатель: Правильно, грунт сыпучий.

Опыт №2. Растворимость грунта.

Воспитатель:  Теперь проверим растворимость грунта в воде. (В стакан с водой воспитатель пересыпает грунт и  размешивает ложкой, и предлагает детям понаблюдать, как смесь  оседает на дно стакана). Воспитатель: Изменилась ли прозрачность воды? 

Дети:  Вода стала мутной.

Воспитатель: Исчезли ли песчинки? 

Дети:  Нет, они опустились на дно.

Вывод: Грунт-песок не растворился, и какие - то частички всплыли на поверхности воды.

 Опыт №3. Наличие металлических частичек в грунте.

Воспитатель:  Предлагаю магнитом проверить, что  это за частицы всплыли.

Для этого возьмите магниты и исследуем наш грунт.

(Дети берут магниты и проводят по грунту, наблюдают, как частички металла присоединяются к магниту).

Воспитатель: Что произошло?

Дети: Частички прилипли к магниту, значит эти частички металлические, а мы знаем, что магнит притягивает железо.

Вывод: Мы узнали, что в грунте Марса содержится железо, поэтому планета марс красного цвета.

Инопланетянин: Спасибо дети, вы помогли мне исследовать  планету Марс.

9. Конструирование.

Инопланетян: Вы молодцы! А мне пора на свою планету Венера. Но я не могу вернуться на свою планету. При посадке на планету марс у меня развалился летательный аппарат.  Помогите мне его собрать? У меня еще сохранилась его фотография. (13 слайд – летательный аппарат).

Воспитатель: Дети посмотрите схему летательного аппарата, а теперь давайте начнем строительство.

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Молодцы,  наш летательный аппарат собран, вы настоящие конструкторы!  

Инопланетянин:   Спасибо! До свидания! Прилетайте ко мне на Венеру.

Воспитатель:  У нас дети еще осталась не разгаданная тайна. Перед вами лист бумаги, нам надо с помощью кисточек и красок узнать,  что же там нарисовано. Возьмите кисточки начинаем работать.

(Перед детьми лист ватмана, на нем воспитатель заранее восковым мелком изображено звездное небо).

Воспитатель:   Что же у нас получилось?  

Дети: Звездное небо.

Воспитатель: Мы проявили звездное небо, у каждого из вас получились звезды. Давайте каждый из вас придумает название своей звезде. (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, дети!

III. Итог занятия.

 Воспитатель: Дети, нам  пора возвращаться домой.

Садитесь в ракету, пристегнитесь и полетели…10, 9, 8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1   пуск…

 Логопед: Дети, мы вернулись на планету Земля. (14 слайд – Земля). Выходим. Снимаем скафандры. Какой воздух на нашей планете.

     Дыхательная гимнастика.

«Чистый носик». МП – ОС. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.

     (Звучит музыка «В мире животных).

Воспитатель: Мы жители Земли, значит, мы кто?

Дети: Мы – Земляне.

Воспитатель: Наша планета обитаема, живая. На ней есть всё необходимое для жизни растений, животных, людей. Давайте сохраним нашу планету для будущего поколения. А что мы можем для этого сделать?

Дети: Чтобы сохранить нашу планету, нужно убирать мусор за собой, высаживать деревья, чистить озёра, родники.

Воспитатель: Вы всё правильно сказали.

IV.Сюрпризный момент.

Логопед: Посмотрите, дети, здесь конверт. ( Достает из-за ширмы конверт). Это от Лунтика фотографии. ( В конверте фотографии детей и Лунтика).

Приложение № 1

Артикуляционная гимнастика.

1.«Улыбка»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3. «Лопаточка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

4.«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

5. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

https://infourok.ru/

Приложение №2.

      Венера занимает вторую позицию от Солнца в Солнечной системе.  Назвали  ее в честь римской богини красоты и любви. Это единственная планета, получившая название в честь женщины. Возможно, так произошло, потому что богиня отличалась неземной красотой, а Венера тогда была одной из пяти известных планет и сияла ярче всех.

Венеру и Землю часто принимают за близнецов. Все дело в схожести масс, размеров, состава, плотности и гравитации. Но на этом сходство заканчивается.

Это самая горячая планета во всей системе. Венера - это вторая по удаленности от Солнца планета.  Плотная  атмосфера не позволяет теплу выделяться в космос. Это напоминает парниковый эффект, который угрожает нашей планете. Именно поэтому зонды, которым удалось приземлиться, смогли просуществовать там всего несколько часов. Поверхность невероятно засушливая. В процессе развития солнечные ультрафиолетовые лучи стремительно испаряли воду, сохранив ее в виде пара. Сегодня на поверхности не найти жидкой воды, потому что температура довела бы ее до кипения.   2/3 поверхности представляют собою равнины, наполненные тысячами вулканов. Причем некоторые до сих пор активны. Их величина достигает 0.8-240 км, а лавовые потоки создают каналы длиною в 5000 км. Это намного длиннее, чем на других планетах.

На один оборот вокруг оси у нее тратится 243 земных дня. Сейчас это самая медленная планета, металлическое ядро которой не может воспроизводить магнитное поле, как у Земли. (http://v-kosmose.com/kosmos-dlya-detei/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме – Школа. Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе.

Конспект занятия  по теме – Школа.   Сюжетно – ролевая игра в подготовительной группе....

КОНСПЕКТ комплексного занятия на тему «Встреча с Осенью» для детей средней группы

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативно...

Конспект занятия на тему:"Встречаем гостей" в первой младшей группе.

Развивать умение формировать группы однородных предметов....

Конспект занятия на тему «Встреча с зайкой» в первой младшей группе

Цель:  Развитие коммуникативных навыков общения и эмоциональной сферы в период адаптации. Задачи:  Воспитательные:Продолжать воспитывать навыки вежливого обращения (здороваться, прощать...

Конспект занятия по проектной деятельности «Большое космическое путешествие» в подготовительной группе

Цель: создание условий для расширения представлений детей о космосеЗадачи:• Углублять знания детей о Солнечной системе, космических объектах, символике созвездий.• Формировать представления ...

Конспект занятия на тему: «Полезные и вредные продукты» для подготовительной группы

Аннотация:Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста направлен на формирование начальных знаний о здоровом питании и его роли в сохранении и укреплении здоровья. В ходе занятия дети узна...

Конспект занятия по теме: «Есть такая профессия – Родину защищать» подготовительная группа

Конспект занятия  по теме: «Есть такая профессия – Родину защищать» подготовительная группа...