«Сказкотерапия в логопедической работе» ( выступление на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ).
консультация по логопедии

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_skazkoterapii_kolpashchikovoy_t.v.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №59»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Выступление на семинаре – практикуме по теме: «Сказкотерапия в логопедичекой работе».

                                                                  Подготовила: Т.В.Мусатова, учитель-логопед МБДОУ № 59 г. Салавата

                                             

                                                                         

г. Салават

     В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску  методов и форм  в коррекционной работе.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказкотерапии позволяет решать  разнообразные  задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам; связным высказываниям (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре; работать над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствовать слоговую структуру слова;

Коррекционно - развивающие задачи: развивать мышление, память, воображение, развивать просодическую сторону речи (правильное дыхание, голос, дикцию, интонацию); развивать умение передавать образ через мимику, жест и движение; развивать речь; фонематическое восприятие; Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, ответственности, патриотизма.

   Примерные игры и упражнения, которые используются в  совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Активизация познавательных способностей детей:

используются игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на  различные модели восприятия.

Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).        

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Цель, которая озвучивается  для детей: принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.  

Игра: «Домики  для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.

Цель, которая озвучивается  для детей: нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

Развитие общих речевых навыков:

 Сила голоса.

Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкина избушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Цель, которая озвучивается  для детей: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, помогите ему.

«Лиса и петух». «Лиса с петушком вошла в темный лес. Как громко кричит петушок? (дети демонстрируют), а теперь лиса зашла за высокие горы, как сейчас звучит голос петушка?». Лиса идет через горы и поет песенку: «СА-СА-СА-СА»: дети поют, меняя высоту голоса: поднимаясь в гору, повышают тон голоса, спускаясь – понижают тон.

Речевое дыхание.

Игра: «Произнеси фразы» (по сказке: «Репка»).

Цель: работать над длительностью речевого выдоха.

Цель, которая озвучивается  для детей:  посадим репку, скажем слова:

 «пусть будет репка большая, крепкая», «пусть репка будет вкусная, сладкая».

Также используются игры и упражнения  по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциацию носового и ротового дыхания. Игра: «Катится колобок по дорожке», упр.: «Пыхтит мишка».

Слухового внимание. 

Игры: «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу),  «Михаил Иванович сердится» (топни, если услышишь ошибки), «Угадай, кто идет», «Узнай нас».

Цель: развитие слухового внимания.

Цель, которая озвучивается  для детей: «Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко»,  «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка»,  «Коробок»-«Колобок».

Развитие лексико-грамматических категорий.

Игра: « Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление родительного падежа  существительных, формировать простую фразу.

Цель, которая озвучивается  для детей: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: « Где прячется Маша? »  (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление  (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Цель, которая озвучивается  для детей: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

Игра: «Только ласковые слова»

Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.  

Цель, которая озвучивается  для детей: дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка  и т.д.

Игра: «Длинные слова»

Цель: образование сложных слов.

Цель, которая озвучивается  для детей: У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой  он? (одноногий), и т.д.

Игра: «Всё наоборот»

Цель: образование антонимов.  

Цель, которая озвучивается  для детей: по сказке «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха  - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.).

Упражнение «Если  бы, да кабы…»

Цель: умение составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Цель, которая озвучивается  для детей: вы должны закончить предложение: «Если бы я  был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).

Игра: «Хорошо – плохо».

Цель: умение высказывать свое мнение, хорошее или плохое о предмете, образе, явлении, поступке.  Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Игра: «Слово-сказка».

Цель: умение сочинять сказку по одному слову.

 Слово пишется на доске вертикально. Каждую букву «расшифровываем»: К-кот; Н-нитки; И-иголка; Г-горка; А-аптека. На основе этих пяти новых слов дети сочиняют сказку. Например : «Жил-был кот. Он очень любил играть с нитками. Однажды он увидел катушку с нитками, стал её катать по полу и уколол лапку. В катушке торчала иголка. Ему было очень больно. Кот загрустил, но вдруг он посмотрел в окно, увидел  горку и побежал на улицу. Кот весело скатился с нее  и попал прямо в аптеку. Там ему дали лекарство для лапки». Такие сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу.

Игра «Сказки перепутались»

Цель:  развитие памяти, внимания и воображения

 когда предлагается взять имена героев из разных сказок и  сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью настольного театра. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно  разыгрывать диалоги.

Развитие связной речи.

Проходит поэтапно:

* договаривание отдельных слов во фразе;

* произнесение отдельных фраз сказочных героев;

* повторение, составление простых фраз;

* рассказывание сказки.

«Назови сказки, где есть дед, бабка…..»

«Из какой сказки фраза?»

«Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси – лебеди»,  «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов»)

«Отгадай сказку по отрывку»

«Расскажи сказку по слогам»

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.

4. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.

5.Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в   психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.

6.Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.

7.Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.

8.Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Рекомендации родителям

  • Если малыш слишком мал, чтобы уметь читать, на помощь, конечно, приходят родители.
  • В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему. Лучше попросите кого-нибудь из близких «подменить» Вас.
  • Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней, ведь дети без труда поддаются эмоциональному заражению.
  • Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
  • Вы должны знать, насколько устойчиво внимание Вашего ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
  • Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
  • После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:

- О чем сказка?

     - Что запомнилось больше всего?

     - Какие герои запомнились? Почему?

          - Что случилось с тем или иным персонажем?

     - Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было

       радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?  

     - Какие чувства, какое настроение после сказки?

     - Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

    - Случались ли у тебя похожие ситуации?

    - Чему мы можем научиться у этой сказки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре – практикуме для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чем хороша и чем полезна». «Польза логопедического массажа для лица и рук»

Добрый вечер, уважаемые родители! = Я рада приветствовать всех Вас в нашем любимом детском саду.Сегодня мы говорим с Вами о здоровом образе жизни, о профилактике заболеваний, о мерах предосторожн...

Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»

От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?Но порой заинтересовать ребенка не ...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов МБДОУ д/с № 3 «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации. Материал: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника),собачка, колокольчик, мяч....

Выступление на семинаре - практикуме: «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов «Путешествие Маши и Медведя» (средняя группа)

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с...

Презентация выступления на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ "Речь педагога как пример для подражания"

Материал раскрывает основные характеристики правильной речи педагога, ее влияние на становление речи воспитанников...