Презентация выступления на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ "Речь педагога как пример для подражания"
презентация по логопедии

Кружалина Евгения Васильевна

Материал раскрывает основные характеристики правильной речи педагога, ее влияние на становление речи воспитанников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речь педагога как пример для подражания Учитель-логопед МАДОУ детский сад № 72 г. Балаково: Кружалина Е.В.

Слайд 2

Успех речевого развития ребенка зависит от языка взрослых Общение в детском саду: со сверстниками; с педагогом ( в режимных моментах, в играх, на всех занятиях, во время чтения)

Слайд 3

Речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании Культура речи педагога — это показатель его профессиональной подготовленности.

Слайд 4

Формула культуры речи: Думай, кому говоришь. Что говоришь. Где говоришь. Зачем говоришь. Какие из этого будут последствия?

Слайд 5

Совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ - одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования.

Слайд 6

Неправильно произносить [ что ] , [ вода ] , « хочут », « заплотит », « ложить », « покласть » Правильность - соответствие речи языковым нормам: орфоэпические нормы (правила произношения ), а также нормы образования и изменения слов.

Слайд 7

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации Сравните: Говорить с сокрушенным видом Давать сокрушительный отпор

Слайд 8

Логичность - выражается в смысловых связях между компонентами речи. Воспитатель в общении с детьми формирует навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Слайд 9

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку (слов-паразитов, звуков-паразитов). Слова – паразиты: Как бы, по ходу, блин, типа, это, вот, короче, то есть, практически, по-любому , жесть, вобщем , да не вопрос, без проблем. Звуки-паразиты: «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м »

Слайд 10

Выразительность - интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует формированию выразительности речи ребенка. Причина - следствие Громкая, крикливая речь - безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность детей в поведении. Смазанная и многословная речь - теряется смысл высказываний, замедление реакции на обращение. Быстрый темп речи – утомление при слушании, невнимательность к слову.

Слайд 11

Богатство - умение использовать все языковые единицы Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола »; неточное называние предметов , которые окружают ребенка: н-р - безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы».

Слайд 12

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (обладание чувством стиля). Не приемлемо использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов: дрыхнуть, клёво , отпад, тачка, бабки, прикол, хохма

Слайд 13

Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества – поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки.

Слайд 14

ПРИМЕРЫ: Маленький , да удаленький. Умей сказать, умей и смолчать. Не сиди сложа руки, не будет скуки. Кто весел, а кто и нос повесил. Наш Филат не бывает виноват. У всякого Федорки свои отговорки.

Слайд 15

Традицией в детском саду должны стать речь негромкая, четкая, грамматически правильная, приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.



Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Речь педагога как пример для подражания»

Подготовила: учитель-логопед Кружалина Е.В.

Примером для детей является речь взрослых. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства. Благодаря слуху и способности к подражанию малыш учится говорить. Известно, что ребенку свойственно легко  подражать неправильному произношению взрослых, принимать местный говор, диалектизмы.

В дошкольном детстве образцом речи ребенку служат его родители и педагоги детского сада.   Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение культурой речи — это показатель его профессиональной подготовленности.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

Что же такое «Культура речи»?

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Вот простейшая формула культуры речи:

● Думай, кому говоришь.

● Что говоришь.

● Где говоришь.

● Зачем говоришь.

● Какие из этого будут последствия?

В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования.

Требования к качеству речи педагога ДОУ

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.         

 Отсутствие культуры речи проявляется, например, в том, что человек неправильно произносит звуки в словах: вместо [што] говорит [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишнова] говорит [смешного], т. е. произносит слова так, как они пишутся; неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд»  (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), использует нелитературное произношение слов: хочут –хотят, пошлите – пойдёмте, заплотит – заплатит, ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать внимание на формирование у детей навыков точности словоупотребления. Ошибкой является использование слов с неправильным смыслом: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»).

Логичность - выражается в смысловых связях между компонентами речи. Воспитатель в общении с детьми формирует навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает и начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь.

Часто употребляемые слова – паразиты:

«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем».

Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует формированию выразительности речи ребенка. Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Смазанная и многословная речь трудна для понимания, теряется смысл высказываний. Такая речь замедляет формирование у ребёнка реакции на обращение.

Быстрый темп речи отвлекает детей, они утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает быстрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления. Ошибочным является частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола». Ласковые слова очень нужны, но речь не должна состоять преимущественно из них; неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Не стоит говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего интуитивное владение чувством стиля  и умением осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль. Не приемлемо  использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов.

     Стилистически разнообразная речь обеспечивается синонимией языка, т.е. умением подобрать смысловые ряды:  лексические (жилище — дом — квартира— угол — гнездо — крыша над головой —жилье — берлога — логово — нора — гнездышко); грамматические (идти полем — по полю — через поле);  фонологические: одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания. Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества – поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо употреблять точные выражения, народные жемчужины в живой разговорной речи, изучать с детьми народные произведения.

Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, разнообразных метафор, сравнений.

Примеры:

Маленький, да удаленький.

Идет, словно павушка плывет.

Танина коса — всему городу краса.

Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.

Поспешишь — людей насмешишь.

Умей сказать, умей и смолчать.

Умей шутить, умей и перестать.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Шумят, как воробьи на дождь.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Наш Филат не бывает виноват.

У всякого Федорки свои отговорки.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Практические приемы развития правильной речи педагога:

  1. Подберите синонимы к следующим словам (за справками обращайтесь к словарям синонимов).

Аромат, бедный, глупый, делать, думать, есть, жестокий, жилище, зачем, краткий, ловкий, много, новый, откровенно, очаровать, очень, прославиться, просить, умный, ходить, энтузиазм, ясно.

  1. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, он шел быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Не пытайтесь меня обмануть. 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

  1. Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.

Продолжайте работу по поиску синонимов еще в пяти группах слов.

- Мастер, стыд, календарь, инвалид, выговор, образец, интервал, искусник, бесчестье, внушение, месяцеслов, пробка, позор, убогий, пример, калека, нагоняй, пауза, виртуоз, увечный, перерыв, нахлобучка, численник, передышка.

- Канделябр, кандалы, излишний, укол, соблазн, ухватка, делец, подсвечник, инъекция, бесполезный, воротила, цепи, канитель, лишний, искушение, хватка, предприниматель, оковы, волынка, ненужный, вырыскивание, никчемный, морока, сноровка.

- Доблесть, период, фокус, лента, лоск, глубинка, вклад, прихоть, геройство, фантазия, стадия, кювет, глянец, фаза, каприз, блеск, канава, этап, причуда, ступень, провинция, ров, вычура, периферия.

- Трезвый, секретно, бездельник, зряшный, лодырь, штурм, волнение, агрессор, разумный, тщетный, захватчик, лентяй, здравый, тайно, смятение, негласно, безуспешный, тревога, шалопай, атака, бесплодный, беспокойство, лоботряс, напрасный.

- Грань, одежда, остов, фигура, туалет, костяк, промозглый, иносказательный, мера, тип, одеяние, одиноко, сырой, скелет, платье, предел, сиротливо, наряд, рубеж, аллегорический, костюм, образ, влажный, облачение.

  1. Прекраснейшим средством развития дикции являются скороговорки и чистоговорки.

5. У быка бела губа была тупа.

6. Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

7. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыскоговоришь.

8. На крыше у Шуры жил журавль Жура.

9. Грозди рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.

10.Мы ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели.

Забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Традицией в детском саду должны стать речь негромкая, четкая, грамматически правильная, приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Речь воспитателя как пример для подражания детям"

Воспитателям необходимо следить за своими словами ведь дети как губка копируют их ....

Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»

От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?Но порой заинтересовать ребенка не ...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов МБДОУ д/с № 3 «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации. Материал: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника),собачка, колокольчик, мяч....

Выступление на семинаре - практикуме: «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов «Путешествие Маши и Медведя» (средняя группа)

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с...

Выступление на семинаре – практикуме для педагогов

«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»....

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...