Выступление на семинаре – практикуме для педагогов
консультация (младшая группа)

  «Использование мнемотехники в развитии речи

 детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_s.a.los_mnemotehnika.docx130.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Веселоярский детский сад « Сказка»

Выступление на семинаре – практикуме для педагогов

  «Использование мнемотехники в развитии речи

 детей дошкольного возраста».

Подготовила

Лось С.А,

воспитатель 2 младшей группы

                                        с. Веселоярск, 2020

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы в развитии связной речи: бедность и односложность речь, неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения .

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития. «Ребёнок учится мыслить, учится говорить, но он также совершенствует речь, учась мыслить». Развитие связной речи происходит постепенно, вместе с развитием мышления

Поэтому перед педагогами встала задача  развития коммуникационных навыков используя как общепринятые методики, так и творческие, к которым и относится мнемотехника

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – «техника запоминания».

Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти  словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование данной технологии на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Основой мнемотехники являются мнемотаблицы, по-другому их называют сенсорно-графическими схемами или предметно-схематическими моделями, или блоками-квадратами. Содержанием мнемотаблиц могут быть графические или частично графические изображения персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, буквенный материал, цифры, геометрические фигуры, которые выделяют главные смысловые звенья сюжета.

 Мнемотаблицы могут быть использованы для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

 Мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей.  

При моделировании необходимо придерживаться следующих требований:

  •   модель должна отображать  обобщённый образ предмета;
  •  раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Таким образом, при обучении мнемотехнике происходит  развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Приведём пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения Т. Шорыгиной «Песенка шмеля»:

 

          

       Приведём пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения Т. Шорыгиной «Песенка шмеля»:

                               Я большой мохнатый шмель,  (1)

                                Разбудил меня апрель              (2)

                                Звонкими ручьями,                   (3)

                                Жаркими лучами.                     (4)

                                Я летаю, я жужжу,                    (5)

                                Над поляною кружу,                (6)

                                Яркий выберу цветок -             (7)

                                Буду пить душистый сок.         (8)

 

  При моделировании необходимо придерживаться следующих требований:

  •   модель должна отображать  обобщённый образ предмета;
  •  раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

 Таким образом, при обучении мнемотехнике происходит  развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Играя, учим говорить красиво»

От своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а пос...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста»

Очень важно с самых ранних лет приучить человека к прекрасному. А что может быть более наглядным примером для постижения красоты, чем изобразительное искусство?Но порой заинтересовать ребенка не ...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов МБДОУ д/с № 3 «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ»

Цель: структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми 2-3 лет в период адаптации. Материал: мягкие мячики (по 5-6 штук для каждого участника),собачка, колокольчик, мяч....

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов ДОО «Интеллект – карты как метод формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Презентация выступления на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ "Речь педагога как пример для подражания"

Материал раскрывает основные характеристики правильной речи педагога, ее влияние на становление речи воспитанников...

«Сказкотерапия в логопедической работе» ( выступление на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ).

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к...