Артикуляционная гимнастика)
занимательные факты по логопедии

Тарануха Ольга Сергеевна

Артикуляционная гимнастика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_v_tetrad.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

             Артикуляционная гимнастика

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно перед зеркалом ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить

«И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

 «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «та-та-та».

«Часики»

Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

 «Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

 «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

«Почистим верхние и нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи, и внутри).

      «Вкусное варенье»

Приоткрыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз.

                 Артикуляционная гимнастика

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно перед зеркалом ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить

«И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик». Округлить губы и вытянуть  вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

 «Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «та-та-та».

«Часики»

Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.

 «Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

 «Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.

«Почистим верхние и нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам, а затем за нижними зубами. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи, и внутри).

      «Вкусное варенье»

Приоткрыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз.

       

 

                               Упражнения для языка

  • «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот,  широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
  •  «Наказать непослушный язык» - положение языка кА при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
  •  «Кто дальше?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  • «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе снизу вверх, но не из стороны в сторону ( как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • «Фокус» - улыбнуться , приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа . ватка должна полететь вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
  • «Грибок» - язык внутри рта, рот широко открыт, язык поднимается к верхнему небу( как грибок к солнышку) удерживается под счет 1-5.
  • «Гармошка» - улыбнуться , приоткрыть рот, приклеить язык к небу  и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Рот надо стараться открывать шире, а язык удерживать в верхнем положении.

  • « Чистим зубы» - улыбнуться, показать зубы рот полуоткрыт, кончик языка двигается по  нижним зубам из стороны в сторону, потом снизу вверх (как зубная щетка).
  • «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад ( как кисть маляра).
  •  « Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ-БЛ-БЛ ( как индюк болбочет).
  • «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося: Д-Д-Д-Д. постепенно убыстрять темп.
  • «Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. потом поднять широкий язык за верхние зубы и так же удерживать под счет от 1 до 5.
  • « Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка ( как лошадка цокает).
  • «Пощелкай беззвучно» - те же движения языком как и в упражнении «Лошадка», но беззвучно.
  • «Горка» («Киска сердится»)Рот открыт.Кончиддк языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх

Правила работы в тетради домашних заданий

  1. Тетрадь домашних заданий выдаётся в четверг и возвращается в понедельник.
  2. Домашнее задание ребёнок выполняет при помощи со стороны родителей в вечернее время или во время выходных дней.
  3. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
  4. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  5. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда, воспитателей.
  6. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  7. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен) родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  8. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
  9. Приучайте ребёнка бережно относится к тетради.

Правила работы в тетради домашних заданий

  1. Тетрадь домашних заданий выдаётся в четверг и возвращается в понедельник.
  2. Домашнее задание ребёнок выполняет при помощи со стороны родителей в вечернее время или во время выходных дней.
  3. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
  4. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  5. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда, воспитателей.
  6. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
  7. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен) родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  8. Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения.
  9. Приучайте ребёнка бережно относится к тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...