картотека по формированию грамматического строя речи
картотека по логопедии (младшая группа)

Огурцова Татьяна Павловна

картотека предназначена для  детей младшего дошкольного возраста. Способствует формированию звуковой структуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy_rechi.docx695.23 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Игра с мячом «Лето или осень»

Цель: Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двухсложных слов.

Ход: Воспитатель и дети стоят кружком.

Воспитатель говорит:

- Если листики желтеют — это...

И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю:

- Осень.

Воспитатель продолжает:

- Если птицы улетают — это... И т. п.

Результаты поиска изображений для запроса "времена года картинки для доу"

Карточка № 2

«В огороде у козы Лизы»

Цель: Расширение словарного запаса. Дифференциация овощей и фруктов.

Ход: На наборном полотне — картинка с изображением козы. Коза держит большую корзину, в которой наклеены квадратики-липучки. Рядом на наборном полотне — вырезанные по контуру изображения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши с подклеенными с обратной стороны липучками. Воспитатель объясняет детям, что коза пришла в огород за овощами, и просит детей помочь козе собрать в корзину только овощи. Дети по очереди подходят к наборному полотну, закрепляют в корзине одно из изображений овощей, комментируют свои действия:

  • Это помидор.
  • Это огурец. И т. п.

В заключение воспитатель выясняет, почему дети не взяли в корзину яблоко и грушу.

Результаты поиска изображений для запроса "коза картинки"

Карточка № 3

«Бабочка и грибок»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.

Ход: На магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:

  • Где сидит бабочка? Дети отвечают:
  • На грибке.

Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:

  • Откуда слетела бабочка?
  • С грибка.

Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:

  • Где сидит бабочка?
  • В траве. И т. п.

В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.

Результаты поиска изображений для запроса "бабочки и грибочки"

Карточка № 4

«Один и два»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек.

Ход: Воспитатель помещает на наборное полотно парные картинки: один кубик и два кубика, один мячик и два мячика, одна кукла и две куклы, одно ведерко и два ведерка и т. п. Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Воспитатель отдает картинки тем детям, которые ответили правильно

«Посмотри и назови»

 Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме «Одежда» в форме единственного и множественного числа.

Ход: Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье — платья, шарф — шарфы и т. п.

Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.

Карточка № 5

«Большой и маленький»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход: Воспитатель раздает детям парные картинки: чайник — чайничек, чашка — чашечка, тарелка — тарелочка и т. п.

Дети рассматривают и называют картинки.

«Кого не стало?»

Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

Ход: На наборном полотне — картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок и предлагает детям ответить на вопрос:

  • Кого не стало? Дети отвечают:

Не стало синицы. И т. п.

Карточка № 6

«Переставь цветок»

Цель: Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Ход: На магнитной доске закреплены изображения окна с подоконником, стола, книжного шкафа. Воспитатель показывает детям картинку с изображением кактуса в горшочке, с обратной стороны которой подклеен магнит. Затем один из детей начинает прикреплять картинку НА стол, В книжный шкаф и т.п., а остальные комментируют его действия.

«Найди маму»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.

Ход:

Воспитатель помещает на магнитную доску вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и их птенцов по одному и группами и предлагает детям помочь птенцам найти их мам. Дети собирают вместе изображения курицы, цыпленка и цыплят и комментируют:

— Это курица. У нее цыпленок и цыплята. И т. п.

Карточка № 7

 «У кого кто»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблениюсуществительных с суфиксами: - онок-, - енок -, - ам -, - ят -. 

Ход: Воспитатель и дети стоят кружком на ковре. Воспитатель, бросая мяч, спрашивает:

- У лисы кто?

Ребенок, поймав мяч и бросая его обратно воспитателю, отвечает:

- Лисенок, лисята. И т. п.

Результаты поиска изображений для запроса "мама  и детеныш"

Карточка № 8

«Найди место»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В.

Ход: На доске висит таблица, на которой изображены небо, море, берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогами. В разных частях картины приклеены липучки, на которых дети будут крепить картинки. На наборном полотне стоят картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. Первый ребенок берет картинку с изображением самолета, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

- Самолет летит В небе.

Следующий ребенок выбирает картинку с изображением поезда, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

- Поезд мчится ПО рельсам. И т. п.

Результаты поиска изображений для запроса "самолет"

Карточка № 9

«Кого не стало»

Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. (Тема: «Дикие животные.» «Домашние животные.»)

Ход: На наборном полотне картинки с изображениями медведя, лисы, ежа, зайца, белки. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает:

  • Кого не стало? Дети отвечают:

Не стало зайца. И т. п.

Результаты поиска изображений для запроса "зайчик картинки"

Карточка № 10

«Накормим животных»

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже.

Ход: На наборном полотне стоят картинки с изображениями коровы с теленком, лошади с жеребенком, кошки с котенком и собаки со щенком. Отдельно стоят картинки с изображениями яслей с сеном, торбы с овсом, миски с молоком, косточки с кусочком мяса. Сначала воспитатель просит детей назвать картинки с изображениями животных и их детенышей, потом сам называет картинки с угощением для животных и предлагает детям подумать, кому что они дадут. Дети ставят картинки с угощением под картинки с изображениями животных и составляют предложения:

  • Я дам сено корове с теленком.

Я дам овес лошади с жеребенком. И т. п.

Картотека игр по развитию речи (грамматический строй речи) для детей младшего дошкольного возраста

Результаты поиска изображений для запроса "развитие речи картинки"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Картотека по формированию грамматического строя речи

Игры по развитию грамматического строя речи...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Картотека на формирование грамматического строя речи

В картотеке собраны упражнения, игры по формированию граммотического строя речи....

Картотека по формированию грамматического строя речи для детей старшей группы

Картотека игр индивидуальной   работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....