Отчет на конец 2021 - 2022 учебного года учителя - логопеда Доманевской Светланы Игоревны в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Отчет на конец 2021 - 2022 учебного года учителя - логопеда  в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 120»

Муниципального образования города Братска

Отчет

на конец 2021 - 2022 учебного года

учителя - логопеда Доманевской Светланы Игоревны

в 1 группе компенсирующей направленности (подг.)

 

г. Братск

        В период с 1- 15 сентября 2020 - 2021 учебного года было проведено логопедическое обследование. Для обследования звукопроизношения, навыков звукового анализа, развития фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи и словаря применялись: «Альбом для логопеда» под редакцией О. Б. Иншаковой; «Речевая карта для обследования ребёнка дошкольного возраста» Крупенчук О. И., демонстрационный материал к речевой карте О. И. Крупенчук для обследования ребёнка дошкольного возраста составитель: Михайлова Е. В.              В  1 речевую группу зачислено 17 детей со следующими  речевыми заключениями: 15 детей- ОНР 3 уровня; 2 ребёнка- НВ ОНР.

     В результате диагностики выявилось:

Звуковая культура речи:  70%- низкий уровень

                                                21%- средний уровень  

                                                9%- высокий уровень          

Словарь: 47% - низкий уровень

                  53% - средний уровень

Грамматический строй речи:  71% - низкий уровень

                                                       29% - средний уровень

Связная речь: 83% - низкий уровень

                           17% - средний уровень

    При изучении уровня связной речи у большинства детей отмечалось неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

     По результатам обследования таких разделов, как словарь и грамматика, можно сказать, что преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. В словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет антонимом, синонимов. Анализ высказываний детей с речевым недоразвитием выявил картину выраженного аграмматизма. Характерными являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам и родам, при согласовании числительных с существительными в роде и падеже. Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов: опускание, замена, недоговаривание. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, прилагательных.

      Анализ результатов обследования показал, что для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость и снижена работоспособность.

     Осуществляя работу, направленную на комплексную логопедическую коррекцию, реализую следующие основные задачи:

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепление произношения поставленных звуков.
  • Целенаправленная активизация отработанной лексики.
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, в упражнениях на различном материале.
  • Формирование связной речи.

Для решения поставленных задач организовывала фронтальные и индивидуальных логопедические занятия. На них добивалась первичного умения воспроизвести тот или иной фонетический элемент, закрепляла полученные умения, а так же проводила ряд упражнений, предупреждающих распад тех произносительных навыков, которые под влиянием неблагоприятных условий могут быть утрачены.

Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно- ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности. Это касается и использования слухового восприятия, и приёмов преодоления моторных затруднений и темпа продвижения ребёнка.

На этапе автоматизации поставленных звуков практиковала проведение подгрупповых занятий, так как они повышали мотивацию к общению вербальному и невербальному, способствовали формированию диалогической речи, а также позволяли формировать положительную самооценку у детей.

Основные методы и приёмы обучения.

В работе использовала разнообразные методы логопедической коррекции: практические, наглядные, слуховые. Так как от правильного выбора средств, методов и приёмов зависит насколько будет благоприятной перспектива процесса устранения речевых нарушений. Из практических методов использую такие, как: упражнения, игры и моделирование.

Упражнения эффективны при устранении артикуляторных расстройствах. Практика показывает, что в результате систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для постановки звука, для правильного его произношения. На этом этапе постановки звука формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации - правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Использование игровых упражнений (например: имитация действия: деревья качаются от ветра, надувают воздушный шарик, имитация походки лисы, медведя) вызывает эмоционально - положительный настрой детей, снимает у них напряжение.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Такой метод наиболее любим детьми, так как с помощью деталей одежды, речевых и неречевых действий они создают образы людей или животных, в соответствии с ролью вступают в определённые взаимоотношения в процессе игры. Так же применяю такой метод, как графическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза использую графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова.

 Использование наглядных методов это и пособия, наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, показ образца задания, способа действия и т. д. облегчают усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.

Рассказ, предварительные и итоговые, обобщающие беседы, пояснение, объяснение, педагогическая оценка одни из самых широко используемых мною в работе словесных методов. Их выбор определяю возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

В построении своей коррекционно - развивающей логопедической работе опираюсь на программу «Школа 2100» под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. Н. Бунеевой. Также пользуюсь пособиями В. В. Коноваленко, Л. А Комарова, О. Е. Громова, О. И. Лазаренко,О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, З. Е. Агранович, И. В. Баскакина, М. И. Лынская, Н. Э. Теремкова, В. Домниковой, @print_lena, @logo_love_inst, @logo_ lisi4ka, @logomaterials, vashh_logoped и т. д.

Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда с воспитателями и родителями. Если родители не становятся действительными помощниками, это снижает весь эффект от работы учителя- логопеда. Поэтому для достижения наилучшего результата в преодолении речевых нарушений у детей, стараюсь привлекать родителей к активному участию в коррекционном процессе. Также информирую педагогов о характере речевого нарушения у ребёнка, о задачах, методах и приёмах работы на данном этапе коррекции. Воспитатели закрепляют полученные знания, доводят звуки до автоматизма, расширяют словарь детей по лексическим темам, помогают им практическим путём овладеть навыками словообразования и словоизменения, грамматическими категориями, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи, школьной дезадаптации.

Своевременно были оформлены документы 2020- 22 уч. гг.:

  1. График работы и циклограмма.
  2. Список детей, имеющих нарушения в развитии устной  речи и зачисленных в логопедическую группу.
  3. Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений.
  4. Годовой план работы.
  5. Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.  
  6. Журнал посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий.
  7. Журнал учёта консультаций родителей с уч. - логопедом.
  8. Конспекты фронтальных занятий (ст. и подг. гр).

  Результаты диагностики (2 год обучения) наконец 2021- 2022 учебного года показали:

Звуковая культура речи:  78%- высокий уровень

                                               20%- средний уровень

                                                  2%- низкий уровень

Словарь: 89%- высокий уровень

                  11%- средний уровень

Грамматический строй речи: 77%- высокий уровень

                                                       23%- средний уровень

Связная речь: 86%- высокий уровень

                           14%- средний уровень

          Проанализировав коррекционно- логопедическую работу за 2020-2022 учебные года, результаты детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи в начале первого года обучения- решены, намеченные цели достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка на конец 2021 - 2022 учебного года группы общеобразовательной направленности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет ) №4

Аналитическая справка на конец 2021 - 2022 учебного года группы общеобразовательной направленности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет )  №4...

Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательных программ в подготовительной к школе группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг результатов освоения обучающимися образовательных программв подготовительной к школе группе № 5 «Колокольчики»по итогам диагностики на начало и конец2021-2022 учебного года...

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) в подготовительной к школе группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного год

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни  у дошкольников 6-7 лет (включительно) в подготовительной к школе группе № 5 «Колокольчик...

Мониторинг результатов деятельности учителя-логопеда по социализации воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг результатов деятельности учителя-логопеда по социализации воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками образовательных программ во второй младшей группе № 2 по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками образовательных программ во второй младшей группе  № 2 по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...