Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка с ФФНР
учебно-методический материал по логопедии

Новолодская Наталья Андреевна

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_2022-2023_rebyonok_s_ffnr.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Горный детский сад»

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Горный ДС»

_______________ Н.В. Суравешкина

Приказ № _____ от «___» _________ 2022 г.                

Индивидуальная адаптированная образовательная программа

для ребенка с ОВЗ (фонетико-фонематическое недоразвитие речи),

воспитанника подготовительной группы комбинированной направленности

МБДОУ «Горный ДС» на 2022-2023 учебный год (второй год обучения)

Составители:

- старший воспитатель  Н.В. Суравешкина

- учитель-логопед   Н.А. Новолодская

- педагог-психолог    А.И. Высотская

-  воспитатель Ю.М. Кузнецова

-  воспитатель О.Ф. Герман

Согласовано с родителем (законным представителем)

Подпись____________________________

Ф.И.О______________________________Дата «______»________________20______г.

                                                                                        

                                                                                        

  1. Общие данные

Ф.И.О. ребенка

Вика

Дата рождения

24.04.2016 г.р.

Дата поступления в учреждение

 30.05.2019 г.

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения)

Отец  (ФИО, образование, место работы, доп. сведения)

Домашний адрес:

Воспитатели (ФИО):

Кузнецова Юлия Михайловн

Герман Ольга Федоровна

Специалисты:

Учитель-логопед:

         Педагог-психолог:

Новолодская Наталья Андреевна

Высотская Анна Ивановна

Группа здоровья

4

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Полный день (12 часов),  пятидневная неделя.

Заключение ТПМПК от 09.11.2021г. № 76

Ребенок имеет особенности в психическом и физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации ТПМПК

Форма получения образования: в организации, осуществляющей  образовательную деятельность

Образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного   образования детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи.

Специальные методы обучения: реализация вариативных форм логопедического воздействия; чередование видов деятельности; согласованная работа учителя-логопеда с воспитателем группы.

Специальные условия для получения образования: не нуждается

Организация  психолого-медико-педагогической помощи:

Учитель-логопед: развитие артикуляционного праксиса и формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематических процессов.

Педагог-психолог: не нуждается

Учитель-дефектолог: не нуждается

Цель на 2022-2023 учебный год

Создание специальных условий и обеспечение необходимого психолого – педагогического сопровождения, для наиболее успешного развития ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста при реализации инклюзивной практики в ДОО

Задачи:

Развитие игровой, коммуникативной и познавательной деятельности, развития речи и творческой активности ребенка; коррекция нарушений развития ребенка; создание условий для успешной социальной адаптации.

  1. Создание специальных условий

Направление

Содержание

Ответственный

Специальные условия для получения образования

Соблюдение охранительно-педагогического режима:

-  обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья);

- создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.);

-  предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.);

-  отдых   не менее 10 минут между НОД;

- особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности ребенка с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид);

-  соблюдение норм санитарных правил и норм СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Воспитатели, все специалисты

Специальные методы и приемы обучения:

- учет индивидуального темпа работы и  объема предлагаемых заданий;

- чередование видов деятельности;

- использовать коротко и четко сформулированные задания;

- при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;

- дозированная помощь;

- пошаговость в предъявлении материала;

- использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности;

- опора на субъективный опыт ребенка;

- использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка: игровые ситуации, вызывающие яркие впечатления,  дидактические игры, использование игровых сказочных персонажей, экспериментирование (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.).

Методическое обеспечение

Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6 год жизни) Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

Оценка особенностей развития ребенка с ФФНР с целью определения индивидуальных планируемых результатов

Заключение по результатам комплексной диагностики учителя-логопеда

Учитель-логопед

Анатомическое строение органов артикуляции. Форма, размер и местоположение зубов в зубных рядах без особенностей; строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое и мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей.

Состояние артикуляционной моторики. Артикуляция «смазанная», нечеткая, страдает дифференциация и точность движения, отмечается снижение амплитуды движения артикуляционных органов.

Состояние просодической стороны речи. Речь нечеткая, голос маломодулированный, маловыразительный. Темп речи нормальный.

Состояние слоговой структуры слова. Слоговая структура слова не нарушена; ритмический рисунок слова воспроизводит правильно.

Звукопроизносительная сторона речи. Нарушено произношение шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] (замены на свистящие) и сонорных звуков: недостаточно автоматизирован звук[Л], звук [Ль] – замена на [Й], [Р], [Рь] – пропуск звуков.

Фонематические процессы развиты недостаточно: трудности в повторении слоговых рядов, выделении заданного звука из слова, подбор слов с заданным звуком. Определяет наличие гласного звука в слове, выделяет гласный звук в начале и конце слова.

Состояние лексического строя речи.

       Понимание обращенной речи сформировано объем пассивного словаря соответствует возрасту, ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, выполняет речевые инструкции в полном объеме.

        Объем словаря соответствует возрастной норме: ребенок правильно называет окружающие предметы и явления, владеет достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, старается активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями.

        Связная речь слабо развита. Пересказ краткий, с перечислением действий. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов.

Состояние грамматического строя речи. У ребенка выявляется недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, например, случаи некоторых уменьшительно-ласкательных существительных, относительных и притяжательных прилагательных. Наблюдаются некоторые неточности в словоизменении при сочетании существительных и числительных, изменения множественного числа существительных. В речи использует простые распространенные предложения.

Логопедическое заключение. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение

Ответственный: учитель-логопед

Область

Задача

Содержание

Целевые ориентиры

Развитие артикуляционной моторики

Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата.

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Упражнения:

Для губ: «Бублик», «Заборчик».

Для языка: «Лопата», «Иголочка», «Трубочка», «Качели», «Индюк», «Пароход», «Барабан», «Грибок», «Конфетка», «Чашечка», «Часики».

Подготовлены артикуляционные уклады для постановки нужных звуков. Движения точные и четкие.

Развитие звуко-

произношения

Уточнение произношения шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] звуков

     Дифференциация свистящих-шипящих звуков [с]-[з], [ш]-[ж].,

     Постановка отсутствующих звуков [ль], [л], [р], [рь].

     Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, скороговорках, стихах, рассказах, в самостоятельной речи

Упражнения и игры на дифференциацию свистящих-шипящих звуков.

Проговаривание звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в чистоговорках, скороговорках, стихах, рассказах

со звуками [Ль], [Л], [Р], [Рь].

Свистящие и шипящие звуки дифференцированы.

Поставлены и введены в речь сонорные звуки.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

     Закрепить представления о гласных и согласных звуках.

   Упражнять в подборе слов на заданные звуки.

   Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков.

   Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и месту образования.

     

Игры:

«В каком вагончике едет слово?» на определение места звука в слове,

«Хлопни, когда услышишь» на различение на слух звуков, слогов, слов,

«Назови первый звук», «Назови последний звук» выделение первого звука в слове,

«Красный-синий-зеленый» различие гласных, согласных твердых и мягких звуков, «Назови слово» подбор слов на заданный звук

Знает и оперирует понятиями «гласный звук», «согласный звук», «твердый-мягкий согласный звук», «звонкий-глухой согласный звук».

Выделяет место звука в слове, определяет первый и последний звук в слове.

   Различает на слух и дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

 IV. «Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ»

Исследуемые параметры

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Уровень освоения

Уровень освоения

Характеристика динамики развития ребенка

Уровень освоения

Характеристика динамики развития ребенка

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Приложение 1

Индивидуальный учебный план

образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы на 2022/2023 учебный год

Образовательная область

Базовый вид деятельности (НОД)

Периодичность в неделю

Физическое развитие

Физическая культура в помещении

2

Физическая культура на воздухе

 1

Познавательное развитие

Математическое развитие

 2

Основы науки и естествознания

 1

Развитие речи

Основы грамотности

 2

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

 1

Лепка /аппликация, ручной труд

 1

Музыка

 2

Социально-коммуникативное развитие

В режимных моментах, в привитии навыков самообслуживания, совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка, в игровой деятельности

Ежедневно

ОБЪЕМ НОД В НЕДЕЛЮ:                                                                                     -   количество

- количество времени

 12

 6 часов

Коррекционно-развивающее направление

Учитель-логопед

2

ОБЪЕМ В НЕДЕЛЮ:                                                                                                 -   количество

- количество времени

2

1 час

Взаимодействие взрослого и ребенка в различных видах деятельности (ежедневно):

- Чтение художественной литературы.

- Конструктивно-модельная деятельность.

- Игровая деятельность.

- Общение при проведении режимных моментов.

- Прогулки.

Самостоятельная деятельность воспитанника в центрах развития и играх (ежедневно).

Оздоровительная работа (ежедневно):

- Утренняя гимнастика.

- Комплексы закаливающих процедур.

- Гигиенические процедуры.

                          Приложение 2

Расписание занятий

(в групповой и индивидуальной форме) на 2022/2023 учебный год

Группа/

День недели

 Расписание групповых занятий воспитателя

 

Расписание индивидуальных занятий с специалистами  

 

ПОНЕДЕЛЬНИК

1. Развитие речи/Основы грамотности

09.00-09.30

2. Художественно-эстетическое (Рисование)    

09.40-10.10

3. Музыка

10.30-11.00

ВТОРНИК

1. Математическое развитие

Учитель-логопед

09.00-09.30

10.30-11.00

2. Художественно-эстетическое (лепка/аппликация, ручной труд)

09.40-10.10

3. Физическая культура в помещении

15.30-16.00

СРЕДА

1. Развитие речи/основы грамотности

09.00-09.30

2. Музыка

10.30-11.00

ЧЕТВЕРГ

1. Математическое развитие

Учитель-логопед

09.00-09.30

08.00-08.30

2. Физическая культура (на прогулке)

10.30.-11.00

ПЯТНИЦА

1.Основы науки и естествознания

09.00-09.30

2. Физическая культура в помещении

09.40-10.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 01.02.2018г. по 31. 05. 2018г.

Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для   с учётом состояния здоровья Горбаневой Евгении, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: с 01.09.2017 г. по 30.05.2018г.

Пояснительная запискаИндивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП),  сформирована на базе основной общеобразовательной программы КУ «Урайский специализированный Дом р...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа

Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка с ЗПР

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка ОВЗ с задержкой психического развития...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка с ТНР

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка ОВЗ с тяжелым недоразвитием речи...