Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка с ФФНР
учебно-методический материал по логопедии
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Горный детский сад»
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ «Горный ДС»
_______________ Н.В. Суравешкина
Приказ № _____ от «___» _________ 2022 г.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
для ребенка с ОВЗ (фонетико-фонематическое недоразвитие речи),
воспитанника подготовительной группы комбинированной направленности
МБДОУ «Горный ДС» на 2022-2023 учебный год (второй год обучения)
Составители: - старший воспитатель Н.В. Суравешкина - учитель-логопед Н.А. Новолодская - педагог-психолог А.И. Высотская - воспитатель Ю.М. Кузнецова - воспитатель О.Ф. Герман |
Согласовано с родителем (законным представителем)
Подпись____________________________
Ф.И.О______________________________Дата «______»________________20______г.
- Общие данные
Ф.И.О. ребенка | Вика |
Дата рождения | 24.04.2016 г.р. |
Дата поступления в учреждение | 30.05.2019 г. |
Сведения о семье: | |
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | |
Отец (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | |
Домашний адрес: | |
Воспитатели (ФИО): | Кузнецова Юлия Михайловн Герман Ольга Федоровна |
Специалисты: Учитель-логопед: Педагог-психолог: | Новолодская Наталья Андреевна Высотская Анна Ивановна |
Группа здоровья | 4 |
Режим пребывания ребёнка в ДОУ | Полный день (12 часов), пятидневная неделя. |
Заключение ТПМПК от 09.11.2021г. № 76 | Ребенок имеет особенности в психическом и физическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. |
Рекомендации ТПМПК | Форма получения образования: в организации, осуществляющей образовательную деятельность Образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи. Специальные методы обучения: реализация вариативных форм логопедического воздействия; чередование видов деятельности; согласованная работа учителя-логопеда с воспитателем группы. Специальные условия для получения образования: не нуждается |
Организация психолого-медико-педагогической помощи: | Учитель-логопед: развитие артикуляционного праксиса и формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематических процессов. Педагог-психолог: не нуждается Учитель-дефектолог: не нуждается |
Цель на 2022-2023 учебный год | Создание специальных условий и обеспечение необходимого психолого – педагогического сопровождения, для наиболее успешного развития ребенка с ФФНР старшего дошкольного возраста при реализации инклюзивной практики в ДОО |
Задачи: | Развитие игровой, коммуникативной и познавательной деятельности, развития речи и творческой активности ребенка; коррекция нарушений развития ребенка; создание условий для успешной социальной адаптации. |
- Создание специальных условий
Направление | Содержание | Ответственный |
Специальные условия для получения образования | Соблюдение охранительно-педагогического режима: - обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья); - создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.); - предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.); - отдых не менее 10 минут между НОД; - особое оформление, которое должно учитывать специфику восприятия и работоспособности ребенка с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид); - соблюдение норм санитарных правил и норм СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» | Воспитатели, все специалисты |
Специальные методы и приемы обучения: - учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий; - чередование видов деятельности; - использовать коротко и четко сформулированные задания; - при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; - дозированная помощь; - пошаговость в предъявлении материала; - использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности; - опора на субъективный опыт ребенка; - использование методов, активизирующих познавательную деятельность ребенка: игровые ситуации, вызывающие яркие впечатления, дидактические игры, использование игровых сказочных персонажей, экспериментирование (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). | ||
Методическое обеспечение | Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6 год жизни) Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; | |
Оценка особенностей развития ребенка с ФФНР с целью определения индивидуальных планируемых результатов Заключение по результатам комплексной диагностики учителя-логопеда | ||
Учитель-логопед | Анатомическое строение органов артикуляции. Форма, размер и местоположение зубов в зубных рядах без особенностей; строение и размеры языка без особенностей; нормальная длина и строение уздечки языка; твердое и мягкое нёбо без особенностей; строение губ без особенностей. Состояние артикуляционной моторики. Артикуляция «смазанная», нечеткая, страдает дифференциация и точность движения, отмечается снижение амплитуды движения артикуляционных органов. Состояние просодической стороны речи. Речь нечеткая, голос маломодулированный, маловыразительный. Темп речи нормальный. Состояние слоговой структуры слова. Слоговая структура слова не нарушена; ритмический рисунок слова воспроизводит правильно. Звукопроизносительная сторона речи. Нарушено произношение шипящих звуков [Ш], [Ж], [Щ], [Ч] (замены на свистящие) и сонорных звуков: недостаточно автоматизирован звук[Л], звук [Ль] – замена на [Й], [Р], [Рь] – пропуск звуков. Фонематические процессы развиты недостаточно: трудности в повторении слоговых рядов, выделении заданного звука из слова, подбор слов с заданным звуком. Определяет наличие гласного звука в слове, выделяет гласный звук в начале и конце слова. Состояние лексического строя речи. Понимание обращенной речи сформировано объем пассивного словаря соответствует возрасту, ребенок умеет слушать и понимать обращенную речь, выполняет речевые инструкции в полном объеме. Объем словаря соответствует возрастной норме: ребенок правильно называет окружающие предметы и явления, владеет достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, старается активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями. Связная речь слабо развита. Пересказ краткий, с перечислением действий. Рассказ составляет с помощью наводящих вопросов. Состояние грамматического строя речи. У ребенка выявляется недостаточная сформированность словообразовательной деятельности, например, случаи некоторых уменьшительно-ласкательных существительных, относительных и притяжательных прилагательных. Наблюдаются некоторые неточности в словоизменении при сочетании существительных и числительных, изменения множественного числа существительных. В речи использует простые распространенные предложения. Логопедическое заключение. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. |
- Психолого-педагогическое сопровождение
Ответственный: учитель-логопед
Область | Задача | Содержание | Целевые ориентиры |
Развитие артикуляционной моторики | Совершенствовать у ребенка точные, координированные движения речедвигательного аппарата. Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики. | Упражнения: Для губ: «Бублик», «Заборчик». Для языка: «Лопата», «Иголочка», «Трубочка», «Качели», «Индюк», «Пароход», «Барабан», «Грибок», «Конфетка», «Чашечка», «Часики». | Подготовлены артикуляционные уклады для постановки нужных звуков. Движения точные и четкие. |
Развитие звуко- произношения | Уточнение произношения шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] звуков Дифференциация свистящих-шипящих звуков [с]-[з], [ш]-[ж]., Постановка отсутствующих звуков [ль], [л], [р], [рь]. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, предложениях, скороговорках, стихах, рассказах, в самостоятельной речи | Упражнения и игры на дифференциацию свистящих-шипящих звуков. Проговаривание звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в чистоговорках, скороговорках, стихах, рассказах со звуками [Ль], [Л], [Р], [Рь]. | Свистящие и шипящие звуки дифференцированы. Поставлены и введены в речь сонорные звуки. |
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза | Закрепить представления о гласных и согласных звуках. Упражнять в подборе слов на заданные звуки. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и месту образования.
| Игры: «В каком вагончике едет слово?» на определение места звука в слове, «Хлопни, когда услышишь» на различение на слух звуков, слогов, слов, «Назови первый звук», «Назови последний звук» выделение первого звука в слове, «Красный-синий-зеленый» различие гласных, согласных твердых и мягких звуков, «Назови слово» подбор слов на заданный звук | Знает и оперирует понятиями «гласный звук», «согласный звук», «твердый-мягкий согласный звук», «звонкий-глухой согласный звук». Выделяет место звука в слове, определяет первый и последний звук в слове. Различает на слух и дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении. |
IV. «Мониторинг индивидуального развития ребенка с ОВЗ»
Исследуемые параметры | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика | ||
Уровень освоения | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | Уровень освоения | Характеристика динамики развития ребенка | |
Познавательное развитие | |||||
Речевое развитие | |||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||
Социально-коммуникативное развитие | |||||
Физическое развитие |
Приложение 1
Индивидуальный учебный план
образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы на 2022/2023 учебный год
Образовательная область | Базовый вид деятельности (НОД) | Периодичность в неделю |
Физическое развитие | Физическая культура в помещении | 2 |
Физическая культура на воздухе | 1 | |
Познавательное развитие | Математическое развитие | 2 |
Основы науки и естествознания | 1 | |
Развитие речи | Основы грамотности | 2 |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование | 1 |
Лепка /аппликация, ручной труд | 1 | |
Музыка | 2 | |
Социально-коммуникативное развитие | В режимных моментах, в привитии навыков самообслуживания, совместной деятельности взрослых и ребенка, самостоятельной деятельности ребенка, в игровой деятельности | Ежедневно |
ОБЪЕМ НОД В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 12 6 часов | |
Коррекционно-развивающее направление | Учитель-логопед | 2 |
ОБЪЕМ В НЕДЕЛЮ: - количество - количество времени | 2 1 час |
Взаимодействие взрослого и ребенка в различных видах деятельности (ежедневно):
- Чтение художественной литературы.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Общение при проведении режимных моментов.
- Прогулки.
Самостоятельная деятельность воспитанника в центрах развития и играх (ежедневно).
Оздоровительная работа (ежедневно):
- Утренняя гимнастика.
- Комплексы закаливающих процедур.
- Гигиенические процедуры.
Приложение 2
Расписание занятий
(в групповой и индивидуальной форме) на 2022/2023 учебный год
Группа/ День недели | Расписание групповых занятий воспитателя
| Расписание индивидуальных занятий с специалистами |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 1. Развитие речи/Основы грамотности | |
09.00-09.30 | ||
2. Художественно-эстетическое (Рисование) | ||
09.40-10.10 | ||
3. Музыка | ||
10.30-11.00 | ||
ВТОРНИК | 1. Математическое развитие | Учитель-логопед |
09.00-09.30 | 10.30-11.00 | |
2. Художественно-эстетическое (лепка/аппликация, ручной труд) | ||
09.40-10.10 | ||
3. Физическая культура в помещении | ||
15.30-16.00 | ||
СРЕДА | 1. Развитие речи/основы грамотности | |
09.00-09.30 | ||
2. Музыка | ||
10.30-11.00 | ||
ЧЕТВЕРГ | 1. Математическое развитие | Учитель-логопед |
09.00-09.30 | 08.00-08.30 | |
2. Физическая культура (на прогулке) | ||
10.30.-11.00 | ||
ПЯТНИЦА | 1.Основы науки и естествознания | |
09.00-09.30 | ||
2. Физическая культура в помещении | ||
09.40-10.10 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-249661-1582606937.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20
Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-249661-1582606937.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 01.02.2018г. по 31. 05. 2018г.
Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для с учётом состояния здоровья Горбаневой Евгении, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-249661-1582606937.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: с 01.09.2017 г. по 30.05.2018г.
Пояснительная запискаИндивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП), сформирована на базе основной общеобразовательной программы КУ «Урайский специализированный Дом р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1188510-1573764453.jpg)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа
Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1313062-1612789568.jpg)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка с ЗПР
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка ОВЗ с задержкой психического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1313062-1612789568.jpg)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка с ТНР
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребёнка ОВЗ с тяжелым недоразвитием речи...