Пальчиковые игры
картотека по логопедии (старшая группа)

Пипякина Анна Викторовна

Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон, и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

Именно в дошкольном возрасте идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка.

Игры с пальчиками стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Использование пальчиковых игр - развивает координацию движений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3978000/3977592-ada2a0bf3b00e5f7.jpg

Музыкальные пальчиковые игры

Пальчиковые игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.
                Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Почему с музыкой лучше?

         Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость. 
        Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения. 
Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

                                     Картотека

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
  • повышают общий уровень организации мышления ребенка.

          Произносите текст дважды. При повторении дети подстраиваются к исполнению методом «эхо».

                                            «ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. (1)

Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).(2)

Солнце стало пригревать, паучок ползёт опять. 

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, 
пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). (3)

А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке. 
Действия аналогичны первоначальным. (1)

«ПОРОСЯТА»

Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.(1) 

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, 

Мизинцы
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. 
Безымянные пальцы
 Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 
"Фонарики". (2)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 

Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, 
Средние пальцы
 (1)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. 
Указательные пальцы (1)
 Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 
"Фонарики". (2)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. 

Сжимаем и разжимаем кулачки. (3)
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, 
Большие пальцы
 (1)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. 
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.

                                         «ЖИРАФ»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
Хлопаем по всему телу ладонями. (1)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку 
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела (2-4)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
Есть на носах, на животах, коленях и носках. 

 «Турист»

И.п.: на ладони левой руки стоят «ножки» — указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты («рюкзак за плечами»).

Я шагаю по ладошке,

Поднимаю пальцы-ножки,        

(по очереди поднимать пальцы - «турист шагает»).

Раз-два-три-четыре-пять –

(«шагает» по пальцам по порядку, начиная с мизинца)

Хорошо мне так шагать!        

(«идти» дальше поруке вверх, «в гору»)

Хорошо мне так шагать,

Можно шейку почесать!        

(дойти до шеи, сзади остановиться)

«Загибалочка»

Раз-два-три-четыре-пять -      (5 хлопков в ладоши)

Будем пальцы загибать:        (4 хлопка в ладоши)

Вот большой, вот указательный,    

(одновременно на обеих руках загибаем последовательно большие пальцы, затем указательные)

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнем,        (загнуть средние пальцы)

Безымянный позовем.        (То же - безымянные)

И мизинчик-молодец        (загнуть мизинцы)

Опустился, наконец.

Получились кулачки -        (вращение кулачков)

Застучали молотки:        (стучать кулачком о кулачок)

Тук-тук-тук-тук!        

Вы послушайте свой стук.  

(Повторить последние 2 строчки просебя, простучать ритм возле уха)

 «Копытца»

И. п.: пальцы рук «в замке». Ритмичные хлопки («щелчки») основаниями ладоней у запястья, не разъединяя пальцев.

Еду, еду на лошадке.        

(по 4 «щелчка» запястьями на сильную долю)

Еду, еду - путь не гладкий.        (То же)

Скок,        («щелчок», руки перед собой)

Скок,        («щелчок» - руки вверху)

Пере-        («щелчок» внизу)

скок!        («щелчок» вверху)

Через речку на мосток.        

(удары запястьями на каждый слог, постепенно вытягивая руки вперёд)

 «Чайка»

Чайка над волной летала,        

(сцеплены большие пальцы рук, остальные пальцы изображают крылья)

Чайка крыльями махала.        

Рыбка хвостиком плеснула -        

(вращательные движения «хвостика»)

Чайка в воду вмиг нырнула.        

(сложить ладони вместе и опустить вниз)

 «Осьминожки»

И. п. - пальцы сжаты в кулак.

Плыли, плыли осьминожки,    

(резко и ритмично выбрасывать пальцы из кулачка)

Опустились на дорожку,        

(поставить пальцы на подушечки на колени)

Быстро-быстро побежали

(пальцы «бегают» по коленям)

И три ножки потеряли.

Но зато осталось пять -        

(на слово «пять» - показать раскрытые ладони)

Можно все пересчитать!        

(поочерёдно загнуть снова все пальцы, в кулак)

 «Кормушка для птиц»

Прилетайте, птички!        

(«зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке.        

(4 раза - «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,        

(пальцы щепоткой - «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко.

Эти крошки - голубям,

(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки - воробьям.      

(то же - левой рукой)

Галки да вороны,        

Ешьте макароны!        

(тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)

«Ёжик»

Добрый ёжик жил под елкой,  

(пальцы сцеплены в замок, сложены)

Проверял свои иголки,      

(поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинцев)

Чистил и точил, как ножик:

Защищаться должен ёжик!        

(пошевелить сцепленными пальцами)

 «Волна»

На морях бывают штормы,

(волнообразные движения сцепленных рук перед собой)

Там большие ходят волны,

Выше дома, выше крыш,    

(увеличить амплитуду «волн»)

Пароход им - как малыш!

(максимальные «волны» сцепленными руками)

 «Клавиши»

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем клавиши считать.    

 (Попеременно касаться большого пальца остальными пальцами кисти, как будто беря на фортепиано ноты до, до, ре, ре, ми, ми, фа, ми, ми, ре, ре, до, до, до и далее звукоряд вверх и вниз)

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –

Сколько клавишей - спроси!

«Трик-трак»

           Веселая песенка для малышей. Простота интонирования мелодии соединена в ней с пластическими движениями, образно рисующими содержание.

Подберите с детьми инструменты для сопровождения.

         Трик-трак, трик-трак!

(Движения сцепленных рук изображают перекатывание большого деревянного колеса)

Под мостом жил старый рак.

(Ребенок подводит правую руку под левую, шевелит пальцами)

Рыжий кот пришел на мост,

(Пробегает вторым и третьим пальцами правой руки по вытянутой вперед левой от плеча до запястья.)

Рак схватил кота за хвост!

(Пробегает вторым и третьим пальцами по правой руке и в конце фразы правый мизинец прячет в левый кулачок.)

«Мяу-мяу! Помогите!

(Держит в кулачке спрятанный мизинец;  второй, третий, четвертый пальцы, соединенные вместе, соединяет и разъединяет с первым - изображает мяукающий рот кота)

С хвоста рака отцепите!»

(Чередуя руки, выдергивает мизинец из кулачка.)

Все бегут, и ты беги –

(Ставит руки одну под другую и быстро шевелит пальцами.)

Коту Ваське помоги!

(Хлопки в ритме текста, в конце фразы - шлепок по коленям.)

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять    

(выбрасывать пальчики из кулачка),

Вышли пальцы танцевать

(свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс

(круговые движения больших пальцев вокруг друг друга),

Указательный - в припляс

(подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста),

Средний пальчик - поклонился

(средние пальцы сгибаются и выпрямляются),      

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать?

(Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

«Смехота»

Подберите инструменты для шумового аккомпанемента.

1-й куплет.

Смехо-та! Смехо-та!

(Развести руки в стороны, шлепнуть по коленям.)

Бьет барашек в ворота.

(В ритме песенки ребенок ударяет кулачками по коленям)

И ногами, и рогами бьет барашек в ворота.

(Удары кулачками по коленям)

2-й куплет.

Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота.

(См. описание выше.)

Ворота не проломил

(с усилием надавливает кулачками на колени),

Зря головку утомил.

(Упираясь кулачками в колени,  недоуменно пожимает плечами.)

3-й куплет.

Смехота! Смехота! Бьет барашек в ворота!

(См. описание выше.)

Кто бы этому барашку

(произносит назидательно, грозит указательным пальцем)

Мог бы сделать а-та-та.

 «Цапля»

Цапля сильно щиплет щуку, 

(каждый палец одной руки цепляет тот же палец другой руки с поворотом)

Чисто блещет чешуя,

(тереть ногти пальцев, перемещая кисти рук)

В камышах - лягушка с мухой,

(щелчки разными пальцами обеих рук одновременно)

И шуршит, шипит змея: «ш-ш-ш!..»

(потереть кулаки друг о друга)

«Паучина»

Замечательная песенка, в которой соединены оттенки сосредоточенности и игры, серьезности и легкости, паутинности в движении.

Пау-паучина паутину сшил.        

(Первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)        

Вдруг закапал дождик, паутину смыл.        

(Щелкать пальцами, в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой.)

Вот и солнце вышло, стало подсыхать.        

(Соединив ладони, поднять руки вверх, поворачивая их то в одну, то в другую сторону.)        

Пау-паучина трудится опять!

(Быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками.)

Во втором куплете паутинку будут плести первый и третий пальцы и т.д.

           Плести паутинку можно не только пальцами, в воображении, но и реально. Для этого понадобятся небольшие цветные резинки. Предоставьте детям возможность пофантазировать над резинками-паутинками: в парах, в группах. Попросите их не запутывать резинки, а неторопливо перемещая руки, останавливаться и показывать узор.

           Соедините варианты: исполняя песенку, дети сначала плетут пальцами, а резинка, надетая на руку, висит около локтя.  

На паутинке могут быть капельки росы - пришитые к резинке маленькие рыболовные колокольчики.

«Сорока»

Тут сорока прилетала,        

(левая ладонь - «раскрытый клюв»)

Угощать всех кашей стала:

(правая - пальцы в кулачке)

Кушай, Крошка,        

(отгибать и массировать пальцы, начиная с мизинца)

И Алешка,        

И Антошка,        

И Сережка,        

И для старшего немножко!

Кашу пальчики поели,

(4 хлопка «тарелочками», вращение кистями)

Заплясали и запели.        

«Мячик и яблоко»

Я на левую ладошку (показать ладонь)

Круглый мячик положу, 

(кулак правой руки положить на левую ладонь)

Покатаю, поваляю, (поводить кулаком по ладони)

Под грибочком посижу, (прикрыть кулак левой ладонью)

Ну, а в правую ладошку  (показать ладонь)

Красно яблочко возьму, (кулак левой руки положить на правую ладонь)

Покусаю, пощипаю, (щипать и мять кулак)

Поваляю и умну!  (крутим кулак правой руки, «съедаем» все)

Примечание: для развития как праворуких, так и леворуких детей, можно сменять ладони, в которые берут мячик и яблоко. Дети любят играть в эту игру парами, сидя лицом друг к другу (замечу, что это довольно сложно, так как даже свою правую и левую руки они часто путают). Иногда они приносят мяч или яблоко, тогда игра становится забавнее.



Предварительный просмотр:

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики на  обеих руках, начиная с больших)

Будем листья собирать

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(приседают, «шагают» по ковру средним и указательным пальцами обеих рук)

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес пойдём мы погулять.

(обе руки «идут» пальчиками по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

«Гномики - прачки»

Жили – были в домике

 Маленькие гномики:

(сжимают и разжимают кулачки)

Тики, Пики, Личи, Чики, Мики.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять,

(разгибают пальчики, начиная с больших)

Стали гномики стирать:

(трут кулачки друг о друга)

Тики – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки.

(загибают пальчики, начиная с больших)

Мики умница был,

Всем водичку носил.

«Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,

Я в неё не попадаю.

(поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)

Сосчитайте – ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Начинаем вслух считать:

Ра, два, три, четыре, пять.

(загибают по очереди пальчики одновременно на обеих руках, начиная с больших)

«Алёнка - малёнка»

Алёнка – малёнка

Шустра, быстра:

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насбирала,

Песню допела,

Везде поспела,

(загибают пальчики, начиная с больших)

В охотку ей дело.

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом,

Посидели за столом.

(загибают пальчики, начиная с больших на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пали.

Много мебели в квартире!

(ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок)

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибают пальчики, по одном, на каждое название посуды)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали.

(снова загибают пальчики)

Так мы маме помогали.

( ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши)

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики по одному, одновременно на обеих руках)

Мы во двор пошли гулять.

(«идут» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(«крошат» хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(ведут указ. пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли.

(стряхивают ладошки)

Съели суп, и спать легли.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили.

(«лепят» меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий.

(грозят пальчиком)

Раз – подбросим,

(смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем.

(приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним

(встают, роняют воображаемый снежок)

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимают и разжимают пальчики)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

(машут перекрёстно сложенными ладонями)

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

(на каждое название птицы, загибают по одному пальчику, начиная с больших на обеих руках. Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

(хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно)

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(загибать по одному пальчику, начиная с больших по переменно)

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

(хлопают  в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят,

(загибают большие пальцы)

Два учиться хотят,

(загибают указательные пальцы)

Два Степана у сметаны объедаются

(загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются.

(загибают мизинцы)

«Что принёс нам почтальон»

Что принёс нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

(маршируют по кругу, высоко поднимая колени)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты

И письмо от тёти Вали,

(на каждое название загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла? –

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну – красну.

(на каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных)              

«Жил да был один налим»

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

(выполнять плавные движения сложенными ладонями, имитирующими движения плавников)

Прилетали к ним три утки по четыре раза в сутки.

(скрещенными ладонями имитировать взмахи крыльями)

И учили их считать:

(сжимать и разжимать кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять.

(загибать пальчики, начиная с больших)

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(хлопок – «замочек», открывание его в ритм со словами)

Мы с тобою дружим

Маленькие пальчики.

(хлопки одноимёнными пальчиками)

Раз, два, три, четыре, пять –

(зафиксированные в хлопке пальчики раскрываются по одному, начиная с большого)

Начинай считать опять.

(раскрывание и закрывание кулачков)

Раз, два, три, четыре, пять –

(складывание пальцев, соединяя одноимённые попарно)

Мы закончили считать

(разведение рук в стороны с расширенными пальцами)

«Овощи»

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев

Вырос у нас чесночок,

(указательный левой руки)

Перец, томат, кабачок,

(средний)

Тыква, капуста, картошка,

(безымянный)

Лук и немножко горошка.

(мизинец)

Овощи мы собирали,

(мизинец правой руки)

Ими друзей угощали,

(безымянный)

Квасили, ели, солили,

(средний)

С дачи домой увозили,

(указательный)

Прощай же на год,

(большой палец левой руки)

Наш друг – огород.

(большой палец правой руки)

«Фрукты»

Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные)

Есть лимоны, апельсины,

(средние)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные)

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз!

(пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

«Апельсин»

Мы делили апельсин –

(«разламывание» апельсина на дольки)

Много нас, (показ 10 пальцев рук)

А он один.

(Показ одного пальца руки)

Эта долька – для ежа,

(сгибание большого пальца лев. руки)

Эта долька – для чижа,

(сгибание указ. пальца левой руки)

Эта долька – для утят,

(сгибание ср. пальца левой руки)

Эта долька – для котят,

(сгибание без. пальца левой руки)

Эта долька для бобра,

(сгибание мизинца левой руки)

А для волка – кожура.

(бросательное движение правой руки)

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(левую ладошку держать «ковшиком», правой имитировать помешивание в нём)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

(загибать пальчики на правой руке, начиная  с большого)

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и  песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

(опять «варить» и «помешивать»)

«Котёнок»

Поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стихотворения сильно надавливаем на ногтевые фаланги). После первого двустишия смена рук.

2,3,4,5

Кусается сильно

котёнок – глупыш,

5,4,3,2

Он думает: это не палец,

а мышь (смена рук)

2,3,4,5

Но я же играю с тобою, малыш

5,4,3,2

А будешь кусаться –

скажу тебе»: «Кыш!»

* * *

      Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Сначала соединять пальчики одной руки, потом – другой руки на ударный слог

1 – 2   1 – 3  1 – 4  1 – 5

Ёж, медведь, барсук, енот

1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2

Спят зимою каждый год.   (смена рук)

1 – 2 1 – 3  1 – 4 1 – 5

Волка, зайца, рысь, лису

1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2

И зимой найдёшь в лесу.

«Транспорт»

       Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог.

Автобус, троллейбус,

машина, трамвай –

О них ты на улице

не забывай

(смена рук)

В морях – корабли,

ледоколы, суда,

Они очень редко

заходят туда.

«Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок!

( лепить воображаемый ком)

Кати по снегу свой снежок –

( катить воображаемый ком. Рисовать в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(ударять кулачок о кулачок)

Его улыбка так светла!

(прикладывать ладонь к щекам, изображая широкую улыбку)

Два, глаза, шляпа, нос, метла …

(показывать названные предметы)

Но солнце припечёт слегка –

( поднять руки  вверх)

Увы! И нет снеговика!

(поднять плечи и развести руки в стороны, затем сесть на корточки, закрывая голову руками)

«Братцы»  

       Обеими руками одновременно растирать о большие остальные пальцы по очереди (с указательного пальца по мизинец), растирание каждого пальчика по четыре раза

Ну – ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо – удальцы!

«Весёлые слоги»

Ла – ла – ла – Мила пол мела.

(дети хлопают три раза в ладоши, показывают как подметают пол)

Лу – лу – лу – Слава взял пилу

(дети хлопают три раза, делают скользящие движения ладонями друг о друга)

Ул – ул – ул – Михаил уснул.

(дети хлопают 3 раза в ладоши, кладут руки под щёку)

Ща – ща – ща – наварили мы борьща.

(дети хлопают три раза, водят указательным пальцем одной руки по ладони другой)

Щи – щи – щи – щиплем

щавель мы на щи

 (дети хлопают 3 раза в ладоши, сжимают и разжимают пальцы)

«Чудо – пальчики»

        Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и весёлых

Быстрых чудо – мальчиков.

Будут – будут мальчики трудиться,

Не пристало им лениться!

«Умывалочка»

Мы намылим наши ручки,

(дети круговыми движениями трут одну ладонь о другую)

Раз, два, три. Раз, два, три.

(выполняют два раза по три ритмичных хлопка)

А над ручками, как тучки,

(выбрасывают руки  вверх)

Пузыри, пузыри.

(делают четыре ритмичных прыжка, руки на поясе.)

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(дети соединяют пальцы обеих рук в «замочек»)

Мы с тобою дружим маленькие пальчики.

(прижимают ладони друг к другу)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай опять считать!

(подушечками пальцев постукивают друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать!

(опускают руки вниз, встряхивают кистями)

«Пять пальцев»

      Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки. На счёт – поочерёдно загибают пальцы на обеих руках.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три ,четыре, пять!

«В гости к пальчику»

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

(дети выставляют вверх большие пальцы и соединяют между собой)

Указательный и средний,

(поочерёдно выставляют называемые пальцы и соединяют их между собой)

Безымянный и последний,

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог:

(стучат мизинцы друг о друга)

Вместе пальчики – друзья,

(пальцы переплетают и вместе сжимают)

Друг без друга им нельзя!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы)

«Дружная семья»

     Дети поочерёдно загибают пальцы обеих рук: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. На последние слова пальцы образуют кулачки.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик  - папочка,

Этот пальчик – я!

Вот и вся моя семья,

Очень дружная семья!

«Машина каша»

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

(дети указательным пальцем правой руки изображают, что мешают кашу в левой ладошке)

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку,

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

(загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название посуды)

Всю посуду заняла,

(разжимают пальцы)

Всё до крошки раздала.

(сдувают воображаемые крошки с ладони)

«Машина»

Би – би – би – гудит машина,

(дети ритмично постукивают кулаком одной руки о ладонь другой)

Тук – тук – тук – мотор стучит.

(ритмично хлопают руками)

- Едем, едем, едем, едем, -

Он так громко говорит.

(ритмично топают ногами)

Шины трутся о дорогу,

Шу – шу – шу – они шуршат.

(потираю ладони)

Быстро крутятся колёса,

Та – та – та – вперёд спешат.

(делают ритмичную «вертушку» руками)

«Поздняя осень»

Солнышко греет уже еле – еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

(дети поочерёдно, начиная с больших, соединяют пальцы обеих рук (на каждую примету))

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком

принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре.

(сжимают руки в «замок»)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводят руками перед собой)

«Перелётные птицы»

Тили – тили, тили – тили –

На юг птицы улетели!

(скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

Улетел от нас скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей торопились:

Кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж!

(поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

«Собираем грибы»

Топ, топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальцами по столу)

В туесочке пять грибов.

(сплетают пальцы – делают туесочек, большие пальцы - ручка)

Мухомор красный – гриб опасный,

А второй лисичка – рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(загибают по одному пальцу на обеих руках  на каждое название гриба, начиная с мизинцев)

«Овощи»

Ох – ох – ох – лучше всех горох!

(дети соединяют ритмично большой и указательный пальцы)

Ха – ха – ха – это чепуха!

(хлопают в ладоши)

Ор – ор – ор – всех вкуснее помидор!

(ударяют кулачками по коленкам)

Овь – овь – овь – сладкая морковь!

(хлопают ладонями по коленам)

Ла – ла – ла – вкусная свекла!

(ритмично сжимают пальцы в кулачок)

Оп – оп – оп – душистый укроп!

(ритмично сжимают и разжимают пальцы, подняв руки вверх)

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,

(дети поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная

с большого)

Он, конечно не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветве рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этотот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(показывают вокруг и на себя)

«Капуста»

Тук! Тук Тук! Тук!

Раздаётся в доме стук.

(дети ритмично ударяют ребром ладони по столу)

Мы капусту нарубили,

Перетёрли, посолили.

(выполняют хватательные движения обеими руками, указательный и средний пальцы трутся о большой)

И набили плотно в кадку.

Всё теперь у нас в порядке!

(ударяют обеими руками по столу, отряхивают руки)

«Домашние животные»

      Дети поочерёдно показывают пальцы сначала на одной руке, затем – на другой, начиная с больших.

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

«Дикие животные»

      Дети сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.

Это – зайчонок,

Это – бельчонок.

Это – лисёнок,

Это – волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый смешной медвежонок!

,

«Кормушка»

Сколько птиц в кормушке нашей

(дети ритмично сжимают и разжимают кулаки)

Прилетело? Мы расскажем.

(машут перекрёстно сложенными ладонями)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

(на каждое название птицы дети загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших)

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек!

(трут большие пальцы об указательные, как бы насыпают корм в кормушку)

«Птички»

(Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы)

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – соловушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички по домам!

(машут руками, как крыльями)

«Дрозд - дроздок»

Дружок ты мой, дрозд,

(дети машут сложенными накрест ладонями, как крыльями)

В крапинку хвост,

Носик – остренький,

Бочок – пёстренький,

Перья – тонкие,

Песни звонки!

(загибают по одному пальцу

 на обеих руках)

Весной распеваются, зимой забываются.

(вновь машут сложенными

накрест ладонями)

«Ласточка»

(на каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных)

Ласточка, ласточка, милая ласточка,

Ты где была, ты с чем пришла?

- За морем бывала, весну добывала.

Несу, несу весну – красну!

«Холода»

Да – да – да – вот настали холода.

(дети хлопают в ладоши)

Ды – ды – ды – идёт дым из трубы.

(поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы)

Ду – ду – ду – я на лыжах иду.

(«скользят» ладонью по ладони)

Ди – ди – ди -  ты меня в снегу найди.

(«пробегают» указательным и средним пальцами по бёдрам)

«Подарки»

Дед Мороз принёс подарки:

(дети «шагают» пальцами по столу)

Буквари, альбомы, марки,

 Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколада полмешка

И пушистого щенка.

(на каждое название подарка загибают по одному пальцу: сначала правой, потом левой руки)

«Капель»

Ало – ало – ало –

Солнце по небу гуляло.

(дети покачивают руками)

Пло – пло – пло –

На улице теперь тепло.

(сжимают и разжимают пальцы)

Ли – ли – ли – мы гулять пошли.

(хлопают ладонями по коленам)

Пель – пель – пель –

Весело звенит капель.

(стучат указательным пальцем одной руки по ладони другой)

«Весна»

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру

(ходят пальчиками по столу)

Рассыпала подснежники, посеяла траву.

(руки на столе ладонями вниз,

 Раздвигают – сдвигают пальцы)

Теперь зовёт со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

(руки согнуты в локтях, пальцы открыты)

Кукушек и скворцов.

(загибают по одному пальцу на каждой руке)

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

(дети сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)

Бабочка, кузнечик, муха,

Этот жук с зелёным брюхом.

(поочерёдно сгибают пальцы в кулак, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

(вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

(прячут руки за спину)

«Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку.

Он бежит по переулку,

(дети указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу)

Барабанит по окошку,

(загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши зонтик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

(Трясут ладонями, как будто стряхивают с них воду)

Дождик кончился, устал.

(Кладут ладони на стол)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...